"Применение обучающих структур сингапурского метода в рамках методического сопровождения педагогов" (из опыта работы)

Чавычалова Татьяна Станиславовна, педагог-психолог

Шумская Галина Аршаковна, заместитель заведующего по УВР

МДОУ ДС №23 "Гнездышко"

город Буденновск


 

С одной стороны прогресс – это уничтожение старого,
с другой стороны – это сохранение его на новой основе

 

 

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. Естественно, что стоит проблема методического сопровождения педагогов.

О том, что педагог  живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Поэтому методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

 Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов нашего ДОУ организуется в несколько этапов, каждый из этапов имеет

 цель, задачи, формы  и сроки реализации.                                                                              

1. Подготовительный  этап.

Основными задачами являются: изучение инновационного потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды.

Для реализации этих задач мы собрали диагностический пакет.

Диагностический пакет представлен следующими методиками:

- Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, (модификация методики Т.В. Морозовой).

- Карта педагогической оценки способностей воспитателя к инновационной деятельности.

- Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).  

- Методика «Построй мост» (проективный тест Златы Королевой).

                                                   

 2.Практический этап.

Цель: разработка  целевой программы развития профессиональной компетентности педагогов.

Для развития  профессиональной компетентности педагогов в нашем детском саду проводятся следующие мероприятия:

1.     Направление педагогов ДОУ в системы повышения квалификации для получения новых специализаций, более высоких квалификационных категорий.

2.     Разработку индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

3.     Организация работы ШДН.

4.     Создание творческих групп (исследовательских и наставнических).

5.     Пополнение библиотеки и медиатеки новинками, подключение к сети Интернет.

6.     Подбор педагогических изданий и оформление подписки.                                                                                        

3. Обобщающий  этап.

 Цель: анализ и распространение успешного инновационного педагогического опыта.

- Реализация проекта по сетевому взаимодействию с семьей «Виртуальный диалог».

- Размещение на сайте ДОУ и профессиональных сообществ информации о ходе реализации  инновационной деятельности.

- Благотворительная деятельность.

- Оформление информационных сообщений (буклетов, флаеров) для родителей (ознакомление с фактом вхождения ДОУ в инновационный процесс).

 

Наш двадцать первый век, век информационных технологий диктует преобразование нынешних технологий методического сопровождения в более прогрессивные.

И одной из таких технологий является применение обучающих структур сингапурского метода в методическом сопровождении педагогов ДОУ, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность у педагогов.  В  основе метода лежит групповая форма работы, работа в парах.

Сегодня мы попробуем заинтересовать Вас обучающими структурами Сингапурской методики, в рамках которой глубина и сложность одного и того же  материала различна для разных людей, что даёт возможность каждому человеку овладевать  материалом, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей.

В основе сингапурской методики обучения лежит система кооперативного обучения доктора Спенсера Кагана, 

В рамках сотрудничества Министерства образования и науки Республики Татарстан совместно с сингапурской компанией «Educare» реализуется в школах крупная программа «Преобразование обучения для 21-го века. Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт.

Сингапур стал независимым государством только в 1965 году, и менее чем за полвека стране удалось с нуля выстроить систему школьного образования, которая получила мировое признание. Уже с 90-х годов сингапурские школьники стали из года в год показывать лучшие результаты в международных тестах TIMSS и PISA.

Сингапурская методика обучения - что это такое? В чем новизна метода?

Действительно ли сингапурская методика, которая вызвала столько шума в российской системе образования, принципиально нова?
Как известно, новое — хорошо забытое старое. В основе лежит система обучения,
доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста, по которой работают некоторые частные языковые школы, элементы социоигровой методики Букатова и Ершова.Также, в основу методики заложены идеи известного русского психолога Льва Семеновича Выготского и советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.Так что методисты Сингапура лишь переработали имеющийся опыт, добавив некоторые нововведения.

Эта методика широко используется за рубежом в работе с учениками. У нас же наряду с использованием этой методики традиционно, стали преломлять некоторые ее элементы для использования в методическом сопровождение педагогов. Впервые это апробировали педагоги Татарстана. Изучив их опыт работы, проанализировав результаты, мы увидели эффективность использования этого метода. И решили использовать элементы Сингапурской технологии в работе с педагогами в рамках функционирования инновационной площадки на базе нашего детского сада.

Сейчас хотелось бы познакомить вас с некоторыми структурами сингапурского метода, кстати, таких структур  всего 250. Как мы уже говорили, что этот метод тесно переплетается с нашими методиками, поэтому возможно, что – то будет вам знакомо.

Основные принципы метода

1. Работа в группах по четыре человека, что позволяет задействовать всех педагогов, а не только самых активных.

2. Педагоги совместно изучают новый материал и закрепляют его, что позволяет им развивать самостоятельность, критическое мышление, креативность и командную работу.

3. На встрече можно активно использовать гаджеты: ноутбуки, планшеты, смартфоны.

 

Структуры занятий сингапурского метода обучения.

 

1.Мэнэдж мэт - управление коллективом, распределение участников одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент (Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой)

2. Тэк оф – тачдаун - «встать - сесть» - структура знакомства  и получения информации.

- Встаньте, те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Все те, у кого на базе ДОУ функционирует ИП.

-Те, кто лично принимал участие в разработке ИП.

- Те, кто не испытал трудностей в этой деятельности.

- Те, у кого возникли затруднения в организации деятельности ИП.

- Те, у кого ИП функционирует первый год.

- А теперь те, у кого ИП функционирует несколько лет.

- Те, кто уже представлял опыт ИП на районном уровне.

- Те, кто уже представлял опыт ИП на краевом  уровне.

- Те, кто планирует организовать ИП в своем ДОУ.

 

3. Джоттотс - «запишите мысль». На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Ведущий предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Эта структура, в которой участники  записывают ответы  на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

Задание: 1,2,3 – ассоциация с этими числами в рамках ИП.

 

4.Клок баддис(Clockbuddies) - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой педагоги встречаются со своими коллегами в «отведенное» время для эффективного взаимодействия.

Эта структура чаще применяется при подготовке к мероприятию. (Заранее приготовить картинку часов и разложить на столы). Педагоги  должны отметить на часах, например, время 1 и 4 и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Заместитель заведующего по УВР (старший воспитатель)  предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 1 час, и обсудить вопросы предстоящего  мероприятия. Поблагодарили друг друга. Затем заместитель заведующего по УВР (старший воспитатель) предлагает обсудить решение другого задания с педагогами, выбранных на 4 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

5.Конэрс (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой педагоги распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

В углах направления работы по ФГОС. По парам, но не из своей команды.

Обсуждения в парах.

 

6.«Конэрс» (углы) Обучающая структура, в которой участники  распределяются по разным углам в зависимости от выбранной темы. В четырех углах помещения прикреплены слова. Участники подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают  материал по данной теме, рассказывают друг другу, исправляют ошибки и дополняют.

 

Вывод.

 

На занятиях, с использованием элементов сингапурской технологии, у педагогов совершенствуется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у педагогов появился стимул кличностному росту, что способствует повышению качества образования.Сингапурская методика отлично подходит для того, чтобы увлечь педагогов, незаинтересованных в инновациях: на 11 процентовувеличился уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.