Конспект занятия по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ш"

Абсатарова Ляйсан Анисовна, воспитатель

МАДОУ детский сад №21 г.Туймазы

Республика Башкортостан


Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове.

Задачи:

Обучающие:

Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].

Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш].

Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.

Учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Закреплять навыки звукового анализа.

Развивающие:

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Развивать графические навыки и мелкую моторику рук

Развивать артикуляционный аппарат

Воспитательные:

Воспитывать желание правильно произносить звуки родного языка.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Воспитывать желание помогать

Оборудование: коробка, игрушка, магнитофон.

Демонстрационный материал: 1 конверт: карточки- картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики. 2 конверт: список слов. 3 конверт: чистоговорки. 4 конверт: карточки с заданием. 5 конверт: книга скороговорок. 6 конверт: «Доскажи словечко»+ картинки ответов.

Раздаточный материал: суджок, набор картинок.

 

                                                  Ход занятия

     Я хочу построить дом (руки над головой "домиком")

Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами,пальцы рук сомкнуты в окошко)

Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)

Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены,руки тяннутся вверх)

Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)

Пёс ворота охранял (собака лает)

Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шёл, (стряхивающие движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)

Игрушка «Барашек»: здравствуйте, ребята! Мои друзья, Кузя и Майя, дали мне задания, чтобы я выучил два звука [с] и [ш], а я совсем запутался в них. Мне очень хочется разобраться, и прошу вас помочь мне с этим. Задания, которые надо сделать лежат в конверте. Помогите мне, пожалуйста. Заранее всех вас благодарю».

Воспитатель: друзья, вы согласны помочь Барашеку? Тогда за дело.

Воспитатель:

1 Конверт. (Сделать артикуляционную гимнастику)

На картинках из конверта изображены упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Заборчик

2. Трубочка

3. Часики

4. Качели

5. Грибок

6. Наказать непослушный язычок

7. Горка

8. Вкусное варенье

9. Чашечка

10. Чистим зубы

Воспитатель:

2 конверт. Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], сжимаете пальчики в кулачки. Слушайте внимательно:

СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ,ЛАВАШ, ЛАНДЫШ, ЕРШ, БРОШЬ, НОС, УКСУС,КОНТРАБАС, КОСМОС.

Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

Воспитатель:

3 Конверт. Чистоговорки

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.         (индивидуально, группой)

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Усь- Усь-Усь- на лугу пасется гусь.

Ши-Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

Физкультминутка с Суджоком

Воспитатель: давайте немного отдохнем и покажем зарядку с суджоками

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку

И сожмем его немножко

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Воспитатель:

4 Конверт

Посмотрите, ребята, к нам в группу заехал автобус и машина, мы сейчас возьмём картинки, в названиях которых есть звук [с] или[ш]. Теперь положите картинки со звуком [с] - в автобус, а со звуком [ш] - в машину.

(собака, слон, лиса, санки \ шуба,мышка, кошка, шапка)

5 Воспитатель:

Конверт. Повтори скороговорку.

Это задание,  точно поможет Барашеку запомнить звуки [С] и [Ш].

Воспитатель:

6 Конверт. Игра «Доскажи словечко»

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы… (санки).

 

Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки …(шишки)

 

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые …(снежинки)

 

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …(шары)

 

Воспитатель: друзья мои, вы большие молодцы! Только мне интересно, помогли мы  Барашеку запомнить и отличать звуки [С] и [Ш] ?

Нам интересно все ли ты услышал и запомнил? Мы смогли тебе помочь?

Игрушка «Барашек»: ребята, спасибо вам большое. Вы выполнили все задания и помогли мне. Теперь я никогда не перепутаю звуки [С] и [Ш] . До свидания!

Итог.

Воспитатель: итак, сегодня мы учились различать звуки С-Ш.

-Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы?

 

- А зубы видны?

- А как расположен язычок? (губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его).

-А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Широкий кончик языка касается нижних зубов боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; выдуваемый воздух проходит по середине  языка и образует звук  с.

 

Спасибо. Вы отлично поработали сегодня.