Космическое путешествие на планету Математики

Шумкина Ольга Евгеньевна, воспитатель

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №46 "Орленок"

Московская область, Коломенский городской округ


Цель: Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

Задачи:

Образовательные задачи:

Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.

Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

Развивать мыслительные операции, внимание, любознательность, навыки самооценки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять

ее самостоятельно.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал и оборудование: письмо жителей планеты Математики, запись космической музыки, комплект карточек с цифрами от 1 до 10, задание на интерактивной доске «Выбирай-ка», указка, слайд «Многоугольники», картинка с изображением ракеты, картинка с изображением сломанной ракеты.

Раздаточный материал (на каждого ребенка): палочки Кюизенера (от 1 до 10), танграм (по 1 компл.), схема «Ракета» (танграм), картон фиолетового цвета (по 1 листу), красная, синяя, желтая, черная фишки (по 1 шт. каждого цвета), изображение ракеты (по 1 шт.), медали для награждения.

Ход занятия:

Вводная часть

Звенит колокольчик. Дети становятся в круг на ковре.

Психологический настрой

Здравствуй, Небо!                                (машем руками наверху)  

Здравствуй, Солнце!                            (рисуем круг в воздухе)

Здравствуй, наша планета Земля!       (разводим руками в стороны)

Здравствуй, наша большая семья!      (кладем руки друг другу на плечи)

Проблемно-поисковая часть

Ребята, сегодня утром к нам в группу загадочным образом пришло письмо от жителей планеты Математики.

Давайте прочитаем, что же такое интересное написали нам загадочные жители планеты Математики.

«Здравствуйте, дорогие дети!

На нашей родной планете Математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.»

- Ребята, мы поможем жителям планеты Математики?

Но, чтобы помочь жителям планеты Математики, нам с вами необходимо отправиться в настоящее космическое путешествие.

- Никита, на чем мы можем отправиться в путь? (на ракете)

Практическая часть

Игровое упражнение «По порядку становись!»

Постройтесь в ряд. Сейчас я раздам каждому по карточке с изображенной на ней цифрой от 1 до 10.

Для того, чтобы наша ракета стартовала, нам необходимо будет построиться в прямом порядке по моему сигналу.

- Значит, тот, у кого окажется карточка с цифрой 1, будет стоять первым или последним, Ася?

Строимся в прямом порядке! Проверяем:

- Аня, у тебя какая цифра на карточке? Никита…

А теперь нам необходимо построиться в обратном порядке по моему сигналу.

- Теперь, тот, у кого в руках окажется карточка с цифрой 1, будет стоять первым или последним, Злата?

Строимся в обратном порядке!

Называем цифры на ваших карточках: (10, 9…1)

Наша ракета готовится к старту.

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением ракеты.

- Закрываем глаза!

Звучит космическая музыка.

Открывайте глазки. Вот мы и приземлились на планете Математики! Отдаем мне карточки и занимаем места в кабинете математики.

Дети садятся за столы. Воспитатель включает проектор.

Садимся ровно, спинки прямые, ноги ставим тоже ровно(контроль осанки). Молодцы!

А у нас поступил сигнал на главный бортовой компьютер.

Задание на интерактивной доске

Дети по-очереди выполняют задание на интерактивной доске «Выбирай-ка», называя геометрические фигуры, которые они использовали.

Знакомство с многоугольником на примере треугольника и четырехугольника.

Воспитатель открывает слайд «Многоугольники»

- Женя, какие геометрические фигуры расположены в верхнем ряду? (треугольники)

- Что между ними общего? (у них по три стороны и три угла)

- Лида, какие геометрические фигуры расположены в нижнем ряду? (квадрат, ромб, прямоугольник)

- Что между ними общего? (у них по четыре стороны и четыре угла)

- Каким словом можно назвать фигуры в нижнем ряду? (четырехугольники)

Все эти фигуры можно назвать одним словом – многоугольники.

- Почему я так называю эти фигуры? (У этих фигур много углов – это многоугольники.)

- Повтори еще раз, Ася, каким словом можно назвать все эти фигуры? (многоугольники)

У этих фигур много углов – это многоугольники.

Упражнение с палочками Кюизенера

- Выложите палочки по порядку от самой маленькой до самой большой.(Выкладываем слева направо)

Воспитатель в это время выключает проектор.

- Посчитаем, сколько всего палочек.

- Какого цвета 1-ая палочка, 3-я, 5-я, 7-я, 9-я?

- Выберите все палочки, которые длиннее желтой, но при этом короче синей. Какие это палочки, Ярослав? Верно. Проверьте себя. У вас также?

- Положите перед собой синюю палочку. Какое число она обозначает?

- Составьте из двух меньших палочек число, соответствующее числу (длине) синей палочки.

- Валя, из каких палочек ты составила?...

Умнички! И это задание мы выполнили успешно. Давайте немножко разомнемся. Встаем из-за столов, выходим на ковер.

Дети выходят на ковер.

Физкультминутка «Счет»

Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем на месте)

Все умеем мы считать!        (хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже,   (перекат с мысочков на пяточки)

Руки за спину положим,   (спрятали руки за спину)

Голову поднимем выше    (руки на поясе, голову подняли выше)

И легко-легко подышим.     (громкий вдох-выдох)

 

Молодцы, ребята! 

Мы помогли жителям королевства Математики. Но у нас возникла неполадка! У нашей ракеты при посадке произошла поломка.

Воспитатель показывает картинку с изображением сломанной ракеты.

- Что же нам теперь делать, Ярослав? (Нам необходимо срочно ее починить!)

Давайте пройдем в ремонтный цех и починим нашу ракету!

Садимся (контроль осанки)

«Танграм»

Необходимо выложить ракету по схеме.

- Из каких многоугольников состоит твоя ракета, Женя?

Молодцы! Мы устранили поломку и теперь пришла пора возвращаться в наш любимый детский сад!

Но управлять ракетой теперь будет каждый из вас.

Упражнение на ориентирование на листе бумаги

У каждого из вас на столе лежит лист картона, ракета и цветные фишки.

Положите лист картона перед собой (горизонтально).

Приготовьтесь к старту и положите ракету в центр листа.

В левом нижнем углу красная планета – положите краснуюфишку в левый нижний угол.

В правом верхнем углу желтое солнце -положите желтую фишку в правый верхний угол.

В левом верхнем углу – синяя планета, это наша Земля. И там находится наш детский сад. Положите синюю фишку в левый верхний угол.

В правом нижнем углучерная дыра - положите черную фишку в правый нижний угол.

Проверка правильности выполнения.

Воспитатель показывает готовый образец.

- Посмотрите, все выполнили задание правильно? Как справился ваш сосед по столу?

Теперь берем курс к нашей планете Земля. Перемещаем ракету из центра листа на синююфишку.

- Проверьте, правильно ли приземлилась ваша ракета. И проверьте, как справился с управлением ваш сосед по столу.

Молодцы! Закрываем глазки!

Звучит космическая музыка.

Приземление прошло успешно! Вот мы и вернулись в наш детский сад!

Давайте выйдем из ракеты, разомнем наши ножки

Дети выходят на ковер, встряхивают ножками. Строятся в ряд.

Рефлексивно-оценочная часть

- Вот мы снова в детском саду! Давайте вспомним:

- Что нового вы узнали в путешествии?

- С каким новым понятием познакомились? (многоугольник)

Если у геометрической фигуры много углов – это многоугольник

- Какие геометрические фигуры относятся к многоугольникам?

- Где мы побывали?

- Кому помогли?

 

- Молодцы! Команда космонавтов в составе: Аси, Ярослава….. отлично справилась со всеми испытаниями! И в благодарность, жители планеты Математики дарят вам памятные медали!