Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Наступила осень"

Шушакова Александра Витальевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 247"

Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк


Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычный день. - Я приглашаю вас в волшебный лес.

- Вы согласны ехать в этот лес? (ответы детей).

Воспитатель:– А поедем мы в лес на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте.

Дети:

1 правило: - В автобус нужно заходить в переднюю дверь, потому что выходят в заднюю дверь.

2 правило:– В автобусе себя нужно вести тихо и спокойно. Нельзя громко разговаривать.

3 правило: - Если в автобусе находится пожилой человек, для него нужно освободить место.

4 правило: - В автобусе нельзя сорить.

5 правило: - С автобуса нельзя высовывать голову из окна. Это не красиво и не безопасно.

6 правило: - Необходимо соблюдать все правила поездки.

Воспитатель: - А теперь можно занять свои места в автобусе.

(Дети встают змейкой, впереди водитель.В руке - руль).

- Поехали!

Воспитатель:– Вот мы и на месте. Как здесь красиво! Правда, ребята? Действительно, волшебный лес.

– Ребята, посмотрите вокруг.

- Какое сейчас время года?

Дети: - Осень!

Воспитатель: - А как вы это узнали? (ответы детей)

Воспитатель:– А после какого времени года наступает осень(ответы детей).

Воспитатель: – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.

(Дидактическая игра «Подбери слова»).

- Для этого нам надо встать в кружочек.

(Дети встают в кружок)

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет.

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают.

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

 

«Отгадай загадку»

 Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?          

    - Лесник!

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?  

    -  Лесовик!  

3) А сказочное чудище, которое старается сделать все,чтобы путники заблудились?

     - Леший!

4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.      

      Лист.    

5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.                      

    Одним проходу не дает, других он подгоняет.

    -Ветер

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,                    

     В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

    -Дождь              

      2 задание   «Игра ДА или НЕТ» 

  - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

 

 

Воспитатель: - Ребята, а хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек».

Дети: - Дерево.

Воспитатель:– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)

Воспитатель:– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.

Воспитатель:– А чем они отличаются друг от друга?

Дети: - Листьями.

Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.

 

Физминутка:

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.

- Я вам расскажу про него удивительную сказку. Давайте послушаем.

(Рассказывание сказки «Заботливый Ежик и лесные звезды» из серии «Уроки воспитания»)

 

Случилось это одной летней ночью. На старом ветхом пне, что стоял на лесной опушке, сидел, свесив ножки, маленький ёжик. Он мечтательно глядел в звёздное небо, пересчитывая звёзды и составляя из них причудливые созвездия. А мечтал ёжик открыть созвездие ежа. Но пока у него это не получалось. И вот, когда, казалось, он приблизился к своей мечте, в небе мелькнула падающая звезда! 
Ёжик очень испугался за звёздочку – ведь она могла разбиться! Он тут же бросился её искать. В ночном лесу это было не простым делом! Но звёздочка нашлась. Она лежала во мху под огромным старым дубом и тускло светилась. Ёжик аккуратно взял её в лапки. И звёздочка вспыхнула ярким светом, озарив ночной лес. 
- Какая красивая! – сказал ёжик. – Тебя обязательно нужно вернуть на небо!


Но вот как это сделать маленький ёжик не знал. И тогда он решил отправиться за советом к тётушке сове. Ведь она была самой пожилой и мудрой среди всех обитателей леса! 
Так и понес ёжик звёздочку в ладошках, стараясь прикрыть её яркий свет. Но полностью скрыть не смог! Стали лесные звери замечать, что ёжик что-то несет в ладошках.
- Что ты несешь? – спрашивает медведь.
- Упавшую звёздочку несу! – отвечает ёжик.
- А куда и зачем несёшь? – интересуется волк.
- К тётушке сове! – снова отвечает ёжик. – Хочу узнать у неё как звёздочку назад на небо вернуть!
- А зачем её возвращать? – удивилась лиса. – Давай лучше желание загадаем! Ведь упавшая звезда желания может исполнить!
- Но тогда она потухнет! – возразил ёжик. – И больше никогда не сможет светить на небе! 
- Одной больше, одной меньше! Вон сколько их на небе! – сказала лиса. – Отдай мне звезду! 
- Нет! – ответил ёжик. – Она должна вернуться домой! 
- Отдай! – крикнула лиса и потянулась к ёжику.
- А почему тебе? – преградил ей дорогу медведь. – У меня тоже желание есть! 
- Какое у тебя, косолапого, желание может быть? – воскликнула лиса. – Мед, да малина! 
- Хорошее желание! – ответил медведь. – А про твое и слышать не желаю!
Пока медведь с лисой спорили, чьё желание лучше, волк подошел к ёжику и говорит:
- Я очень люблю звёздное небо и хочу звёздочке помочь! Ты к сове беги, а я их отвлеку – спор поддержу! 
И помчался ёжик по ночному лесу. А позже его волк догнал. Так вдвоём они и добрались до жилища тётушки совы. А та на ветке сидит, будто ждет их уже.
- Здравствуй, тётушка сова! – поздоровался ёжик. – Совет мне твой нужен!
- Спрашивай! – сказала сова.
- Вот звёздочка с неба упала. Помоги мне вернуть её к звёздам-сестрам! 
- Невозможно её к звёздам вернуть! – ответила тётушка сова. – Но желание загадать можно! 
- Но она же потухнет! – расстроился ёжик. 
- А ты правильное желание загадай! – подсказала сова. – Сокровенное! 
- Сокровенное! – повторил маленький ёжик. 
Он зажмурился и тихо прошептал:
- Хочу, чтобы звёздочка на небо вернулась! 
И раскрыл ладошки. Звёздочка ярко вспыхнула и исчезла. 
- Молодец! – сказала сова. – Правильное желание загадал!
- А где же звёздочка? – спросил волк.
- Вон там! – указал ёжик в звездное небо.
- Где? – переспросил волк.
- Вон она! Самая яркая! – показывал ёжик. 
- Вижу! – обрадовался волк. – Она в созвездии, которое похоже на ежа!

 

 

(Ответы на вопросы)

- Где гулял Ежик?

- Что увидел Ежик?

- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Зайчику?

- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Белочке?

- Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Медвежонку?

- Каким был Ежик?

- Почему?

- Ребята, что было вместо звездочек?

 

(Ответы детей)