Помощники Весны

Лазаренко Наталья Юрьевна, воспитатель

СП "Детский сад "Солнышко"

п.г.т Стройкерамика


Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,       «Речевое развитие», «Социально  коммуникативное  развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

 Познавательное развитие:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о времени года весна и её приметах.

2. Побуждать детей решать проблемную ситуацию, развивать познавательную активность, мышление, воображение.

3. Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи.

Речевое развитие.     

1.Обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны». Активизировать речь детей по теме.

2. Упражнять  подбирать слова-определения к существительному ( солнышко: лучистое, весёлое, весеннее, игривое, золотое, тёплое, радостное…)

Социально-коммуникативное развитие.

 1.  Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

 2. Становление самостоятельности, целенаправленности.

Художественно-эстетическое развитие.

1.Упражнять детей составлять изображение лодочки из геометрических фигур (Дары Фрёбеля).

2.Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество, мелкую моторику кистей рук.

3.Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.

Физическое развитие.

1.Развивать двигательную активность детей.

2. Упражнять в умении соотносить речь с движениями.

 

 

 

 

Методы и приемы:

1.Игровой (сюрпризный момент, игровая ситуация);

2. Словесный   (беседа, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, физминутка, речевая игра); 

3.Практический метод (самостоятельная работа детей).

                       

Материалы и оборудование: картинки птиц (скворец, грач, синичка), тучка, солнышко, два гнезда, скворечник, макеты деревьев, картинки подснежников, вырезанные сугробы из пенопласта, карта с подсказками, картинки всех времён года, набор Фрёбеля, ленточки голубые разной длины и ширины, конверт с письмом от Весны, аудиозапись пения птиц и журчания ручейка.

 

 

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка, двигательная пауза.

Игровая

Игровая ситуация: прогулка в весенний лес, решение там проблемной ситуации.

Познавательно-исследовательская

Опыт в «Солнечной лаборатории», выполнение разных заданий, требующих мышления, логического рассуждения.

Коммуникативная

Беседа,  ситуативный разговор, словесные игры, вопросы.

Изобразительная

Конструирование  из ленточек весеннего ручья и лодочек с помощью набора «Дары Фрёбеля»


 

 

Логика образовательной деятельности

 

Этап занятия

 

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

 

Игровая ситуация: «Письмо от Весны»

 

Воспитатель: Ребята сегодня  утром я получила  письмо. Оно от Весны  (читает).

«Дорогие ребята,  волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, выполните задания. Тогда оживет, проснется природа,  и наступит Весна. Чтобы помочь вам в вашем нелегком деле, посылаю вам карту с подсказками. До скорой встречи»

 

Дети стоят вокруг воспитателя, внимательно слушают.

Деятельностный этап.

Побуждать детей решать проблемную ситуацию, развивать познавательную активность, мышление, воображение. «Познавательное развитие»

 

Постановка проблемного вопроса.

«Прогулка в весенний лес»

 

 

Упражняются в умении употреблять глаголы с частицей не.

Умеют называть приметы весны.

 

 

В. Ну, что, ребята, готовы помочь Весне?

В. А как вы думаете, что будет, если Весна не наступит? Хорошо это или плохо?

В.  Чтобы  помочь Весне, нам предстоит попасть в  весенний лес.  Вы готовы? Отправляемся!

Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем лесу очутитесь!

В. Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. Но посмотрите - солнышко не светит, птички не поют,  снег не растаял, цветочки  не распустились - здесь нет Весны.

Предложить рассмотреть карту с заданиями-подсказками.

 

Дети отвечают на вопрос, высказывают предположения «что будет, если весна не наступит…»

 

 

 

 

 

Дети с воспитателем подходят к «лесной полянке», рассматривают карту-подсказку с заданиями.

 

Закрепить последовательность времён года. «Познавательное развитие».

Игровой момент 1. «Времена года»

 

 

Умеют поддерживать беседу, знают последовательность каждого времени года.

Воспитатель обращает внимание на перепутанные времена года.

-Зима перепутала все времена года. -Что же делать?

 -Найдите и покажите картинку, на которой, по-вашему, нарисована весна. Почему вы думаете, что это весна? Какое время года было перед весной, после весны будет

Дети предлагают всё исправить и расставить все времена года по порядку.

…(дети выкладывают правильно сектора времён года).

 

Упражнять  подбирать слова-определения к существительному солнышко

 «Развитие речи».

Игровой момент 2. Речевая игра «Солнышко»

Умеют внимательно слушать педагога, поддерживать беседу.

Умеют  подбирать слова-определения к существительному :      (солнышко: лучистое, весёлое, весеннее, игривое, золотое, тёплое, радостное…)

 

Воспитатель обращает внимание детей на карту-подсказку (солнышко ).

-Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?

-Посмотрите, ребята, Зима спрятала солнышко за снежную тучку. Не может оно направить свои горячие лучики на землю. Давайте  поможем солнышку .

Попросить детей подобрать как можно больше слов о солнышке. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть!

Дети. Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.

Дети подбирают прилагательные к слову  « солнышко» :  теплое,  жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.

Прикрепляют на каждое слово «лучик». Снежная тучка убирается.

 

 

Развивать у детей умение согласовывать движения и стихотворный текст. Добиться чёткого произношения слов «Речевое развитие».

 

Физминутка: «Солнышко»

 

Дружно,  внятно, с интонацией дети произносят текст и выполняют соответствующие движения.

Воспитатель предлагает с солнышком поиграть .

Солнца лучик золотой

Протянуло нам с тобой.

Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед.

Носики подставили,

Гладят носик.

Щечки все поджарили,

Гладят щечки

Зажмурили глазки

Зажмуривают глаза

И оказались в сказке.

Открывают глаза.

 

Дети  выполняют движения по тексту.

 

 

 

Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи.

«Познавательное развитие».

Совершенствовать диалогическую речь детей. Побуждать детей активно участвовать в беседе.

«Развитие речи».

 

Опыт в «Солнечной лаборатории»

.

Вос-ль приглашает детей в «Солнечную лабораторию». Цель: Показать , что тёмный, грязный снег быстрее тает, чем белый, чистый. Ход: Разложить на столе под лампой листы бумаги  белого и черного цвета. Пусть они греются на «солнышке». Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет горячим?  Какой холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого! Поэтому в городе, посёлке снег быстрее растает, чем в лесу или в парке.

 

.

Закрепить название геометрических фигур. Закрепить счёт и умение сравнивать две группы предметов.

Формировать  умение устанавливать простейшие связи между  сезонными  явлениями в природе и жизнью растений.

 «Познавательное развитие».

 

 

Игровой момент 3. «Сугробы с сюрпризом»

 

Знают геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Умеют считать и сравнивать две группы предметов.

Вос-ль обращает внимание детей на карту-подсказку (сугробы)

-Ребята, как вы думаете, где же на нашей поляне сугробы?

-Сугробы необычной формы, какой формы сугробы вы увидели?

 Затем воспитатель просит убрать сугробы(сложить в корзину). 

-Подснежник-это чудо весны. Этот цветок появляется самым первым в лесу. Он очень любит солнечные лучи, поэтому ему не терпится появиться на свет.  Он радует нас своей нежностью и красотой. Подснежник, редкий цветок. Рвать их в лесу нельзя .

Дети находят «сугробы» в двух полянках (два обруча).

Называют, какой они формы и убирают в корзину.

Дети обнаруживают  под сугробами подснежники. Считают  цветы. Где больше, меньше.

 

Развивать познавательный интерес детей к природе.

 

 

Развивать у детей умение согласовывать движения и стихотворный текст. Добиться чёткого произношения слов «Речевое развитие».

 

Физкультминутка:  
«Подснежники просыпаются».
 

Дружно,  внятно, с интонацией дети произносят текст и выполняют соответствующие движения.

Вот подснежники проснулись, 
Улыбнулись, потянулись. 
Раз – росой они умылись. 
Два – изящно покружились. 
Три – нагнулись и присели. 
И на солнце поглядели. 

Дети садятся на корточки и закрывают глаза, далее выполняют движения по тексту.



 

 

 

 

Развивать познавательный интерес и чувство любви к родной  природе.

 «Художественно эстетическое развитие».

Игровой момент 4. «Птицы».

«Расселить птиц в домики»

Знают пословицы про птиц.

Знают птиц: грача, синичку, скворца.

-Невозможно представить весенний лес без пения птиц.

Слышите? Это веселый птичий перезвон. ( Запись голосов птиц).

- Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди.

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, а потом журавли. Назовите половицы про птиц.

 В. -Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на свое место, свой дом!

Воспитатель показывает картинки трёх птиц

-Какая, из этих трёх птиц зимующая? (синичка)

- Какую птицу поселим в скворечник?

-Какую  в большое гнездо?

-Какую птичку в маленькое гнездо?

Дети: Если грач на горе- весна на дворе;

Птицы прилетают вместе – к дружной весне;

Увидел грача - весну встречай.

Дети называют птиц  (грач, скворец, синичка).

Дети прикрепляют скворца к скворечнику, грача помещают в большое гнездо, а синичку в маленькое.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнять детей составлять изображение лодочки из геометрических фигур (Дары Фрёбеля).

Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, творчество, мелкую моторику кистей рук.

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик.

«Художественно-эстетическое развитие

Становление самостоятельности, целенаправленности.

«Социально-коммуникативное развитие»

 

Игровой момент 5. «. «Весёлый ручеёк»

 

Умеют сравнивать ленты по длине, используя слова «длиннее», «короче».

Умеют выкладывать «лодочку» разным способом , используя набор «Дары Фрёбеля.»

Воспитатель приносит с поляны красивую коробочку, открывает её, дети видят  голубые ленты. Ленточки оказываются разной длины, дети могу сравнить их. Предложить выложить из голубых  лент большой ручей на столах         ( столы покрыты белой бумагой). И далее детям предлагается  выложить лодочки из конструктора (Дары Фрёбеля)

 

Звучит спокойная запись весеннего леса. Дети выкладывают сначала  « голубой ручей» и «лодочки» (набор Фрёбеля).

 

 

 

 

 

Заключительный этап.

 

Воспитатель:

-Ребята, какие вы молодцы. Выполнили задания,  помогли Весне. А сейчас для вас сюрприз: входит Весна, хвалит ребят и зовёт всех в весенний хоровод.

 

 

Дети вместе с Весной заводят дружный хоровод.