Конспект ООД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы. Тема "Поможем пчелке Майе открыть пчелиную школу"

Любовь Ивановна Бирюкова, воспитатель

МКОУ "Повенецкая СОШ"

Республика Карелия, Медвежьегорский район, пгт Повенец


Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года

Обучающие задачи

.умение «записывать» и «читать» записи используя знаки – =,+
.закреплять представления детей о геометрических понятиях ( углы: острый, прямой, тупой),  рассказывать  о геометрических фигурах и группировать  их по разным признакам (цвету ,форме, размеру ,материалу, по количеству углов

. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр и знаков(+,-,=.)

.Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ, решение

. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

.Решать примеры на вычитание и сложение

.находить состав числа из двух меньших;

Развивающие

. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания.

. развивать внимание, логическое мышление, память.  , воображение;

Воспитательные задачи:

. воспитывать  умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

. развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.

. воспитывать  уважение к сверстникам, чувство сопереживания,

  взаимопомощи,  сдержанности.

Материал:
1.Демонстрационный:

.Магнитная   доска   с набором фишек и изображением бочек для меда

интерактивная презентация к занятию с заданиями;(на состав чисел 9 и 10)

. наборы цифр и знаков «плюс, минус, равно », «меньше», «больше»;

. Колокольчик для подачи звонка и игры «Пчелы»

  .Музыкальное сопровождение  к игре «Пчелы»

  .Аудио запись песни «Дружба»

2.Раздаточный:

листы в крупную клетку для графического диктанта;

простой карандаш;

линейка

наборы цифр и знаков «плюс», «минус», « равно», «меньше», «больше»;

карточки с примерами на сложение и вычитание; (Цифры на карточках для ответов)

Карточки – картинки на составление задач;

Плоские и объемные геометрические фигуры разных видов, размеров ,цветов

Знаки: «Я готов», «Я не согласен», «У меня вопрос» «Мы готовы»

Приёмы:

·                                 наглядный;

·                                 игровой;

·                                 словесный;

·                                 практический

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, .самооценка и  взаимооценка, сюрпризный момент.

                                         Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются, встают у доски


В:
 Здравствуйте, уважаемые взрослые, здравствуйте дети! Мы  здесь не случайно, а для того, чтобы (показывает  доску, где написано,

Читаю«Повторять, да учить – ум точить!» Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей:
В: Да, необходимо повторять знания тогда они прочнее усвоятся и надолго останутся в памяти.

Вдруг раздается жужжание пчелы

:  Ребята, это наша любимая Пчелка прилетела .Она давно хочет открыть свою математическую  пчелиную школу ,но не знает как это сделать, какие задания давать своим ученикам .Поможем ей?

В: А вы  хотите стать настоящими учениками и попасть на урок математики в  пчелиную школу - ведь наша группа называется «Веселые пчелки». Там-то вы и покажете  пчелке, готовы ли вы к школе, какие у вас знания по математике. Ответы детей

В: Сейчас мы пустим волшебный клубок дружбы по кругу  и пожелаем друг другу успехов на уроке математики В этом клубке запутаны правила поведения на уроке. Дети передают клубок ,оставляя у себя ниточку и высказывают пожелания, в которых звучат правила поведения на уроке(Таня, я желаю тебе, чтобы ты не выкрикивала на уроке, а поднимала руку, я желаю, чтобы ты был внимательным и. т .д .)

В: А я желаю вам все задания внимательно слушать и отвечать на вопросы Каждый должен постараться проявить смекалку, находчивость, тем более мы будем работать командами, а  подводить свою команду нельзя. Согласны? Помните - повторять да учить–  ум точить.

В : Посмотрите ,какое у нас получилось кружево из ниток- похоже на летающую тарелку .Эта волшебная тарелка и поможет нам превратиться в учеников и попасть на урок  математики в пчелиную школу .Закроем глаза и скажем хором :Тарелка, покружи и в учеников нас преврати(дети кружатся и воспитатель вместе с ними.

А пчелку посадим на почетное место - пусть учится проводить уроки в своей пчелиной школе.

В: Ну,  раз вы превратились в учеников, я превратилась в учителя и вы меня поприветствуете, как учителя. (я на секунду выхожу за дверь, звенит звонок- дети приветствуют « учителя», стоя у столов, затем по разрешению  «учителя» садятся).

В: Итак, у нас сегодня урок математики Мы сегодня будем выполнять графический диктант, решать примеры и задачи на сложение и вычитание, группировать геометрические фигуры - и самые старательные   получат медаль «Готов к школе» Работать будем командами, жюри за каждый правильный ответ команды  будет наполнять вот эти бочки сотами с медом(на маленькой магнитной доске- изображение бочек и рядом –фишки-магнитики в виде сот и капелек меда. Одна команда-ряд у окна, вторая - рядом со стеной - пока соревнуемся без названия команд.

В : Но сначала- зарядка для ума. На вопросы надо отвечать быстро и правильно (.На экране два домика на состав чисел 9 и 10)

1.Состав числа,9(для одного ряда)

Состав  числа 10 (для другого ряда)

(По мере ответов - в домиках появляются числа)

.2Назовите правила счета.

3.Что мы хотим узнать, когда говорим: «первый ,второй, третий»…

В.А сейчас  «Блиц – опрос»-я  буду задавать математические вопросы, а вы быстро  с помощью знаков –помощников соглашаться или нет(дети поднимают знаки- если согласны- (+) и если не согласны- (-)

 . Блиц – опрос 
1. соседи  числа 8-6 и 5?
2. число, следующее за числом 6-5?
3.  число предыдущее числу 9-8?
4. неделя длиннее  месяца? Почему?
5.  в неделе 7дней?  назови их?
6. час длиннее  60 минут?
7.сейчас время года (зима?) Назови весенние месяцы?
8. в году 10 месяцев ?  Назови их
9. число 6 больше 5 на один?

 10.в задаче 3 части?
11. у двух мышей5 ушей?
12. сколько хвостов у трех  ослов?
13. времен года 3?
14. сколько всего частей в сутках, перечисли их?
15.  покажите, какой  знак можно поставить между числом  7и8?

16.какой знак надо поставить между числом10 и 9?

В: Молодцы ,дети не подвели свои команды- я вижу- бочки с медом пополняются.

А пчелка так усердно записывает вопросы и   ответы.

 

В  А соревнование между тем продолжается. Сейчас вы покажете свое умение работать в тетрадях. Откройте тетради, возьмите карандаш.  Давайте вспомним правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети:

Я тетрадочку открою и как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу

Сяду ровно , не согнусь

За работу я берусь

 

В: Разомнем пальчики перед трудной работой

Пальчиковая гимнастика

Эти пальчики щипают (большой и указательный)

Эти пальчики шагают   (Указательный и средний)

Эти пальчики шуршат (Средний и безымянный трутся друг о друга)

Эти пальчики лежат (Безымянный и мизинец сомкнуты)

А   большой  с мизинцем пальцем очень любят умываться

(большой и мизинец «умывают» друг друга)



В: Как вы думаете, какое задание вы будете выполнять первым?

Дети: «Мы будем соединять точки по цифрам по порядку с помощью линейки»».

 

В: Выполнив первое задание - мы узнаем название первой команды

Даша будет выполнять задание за отдельным столом - посмотрим- совпадут ли ваши изображения. Если справитесь с заданием - поднимите соответствующий знак («Я готов!»)

 Итак, ребята возьмите в руки карандаш и линейку и начинайте движение от цифры один по порядку

Дети, проверьте у соседа и у себя – у вас нет ошибок? ,Какое получилось изображение?

Дети: «Улей»

В:  Значит,  первая  команда будет называться « Улей»

 Следующее задание - «Графический диктант»

 Дети, возьмите простой карандаш, начинаем движение от точки. Рита  будет выполнять это задание отдельно – посмотрим - совпадут ли ваши рисунки.

Какое изображение получилось?- «Цветок.» .  Итак – вторая команда получает название «Цветок»

 

В: А сейчас настало время перемены .Я приглашаю вас на полянку.(Дети переходят на ковер)Посмотрите, здесь ,видимо ,шло строительство ульев и ветер перепутал все фигуры. Я предлагаю сгруппировать  фигуры ..По каким признакам их можно сгруппировать?(дети отвечают :по цвету форме ,величине, с углами и без углов и.т.д)Я предлагаю сначала сгруппировать фигуры по форме, рассказать ,сколько групп получилось и о каждой группе фигур рассказать все, что вы о ней знаете.(Дети рассказывают о треугольниках, что у них 3 угла,3 вершины,3 стороны, углы бывают прямые ,острые и развернутые)И так о каждой группе фигур команды рассказывают, , не забывая договариваться, кто будет рассказывать.

 Жюри пополняет бочку с «медом» сотами за каждый ответ.

 

В: Молодцы,  ребята Я думаю - вы заслужили отдых .Сейчас поиграем в игру «Пчелки»

-Кто видел пчелок? Чем они занимаются? А пчелки все одинаковые или нет? Вы сейчас будете пчелами. Вы уже знаете, что пчелки умеют действовать по звонку. Пчелки ,слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все в порядке, я дам один звонок -вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар, Если вдруг я замечу что-то подозрительное-  дам два звонка, вы собираетесь вместе. Если прилетят трутни - вы должны замолчать, перестать жужжать (играем 2-3 раза)

В: Замечательно!  А вы, наверное,  и не поняли, что это было ваше следующее испытание . Я проверяла ,как вы умеете слушать школьный звонок. За это вам тоже полагается награда -  каждой команде по очку.

 

Звенит звонок на урок -  дети бегут за столы на свои места

В:  Кто  догадался - какое задание будут выполнять команды? Правильно ,будем решать примеры на сложение и вычитание, а у доски от каждой команды будут решать примеры Настя и Кирилл(доски повернуты от детей) Итак решаем, а время будем засекать по песочным часам .Время пошло

Дети решают готовые примеры, подставляя только ответы. Предлагаю произвести самопроверку и взаимопроверку , показать знаками о готовности. Предлагаю Насте и Кириллу повернуть свои  решения. Делаем вывод- решения совпадают

.В: Да время быстро бежит, а нас ждет следующее задание.

Предлагаю каждой команде переместиться за 2 стола

В: Дети, я вам сейчас расскажу задачу, а вы мне ее решите: «Стоит елка. На елке висят два  больших и три маленьких яблок. Сколько всего фруктов висит на елке?

Дети: Ни одного. Это задача – ловушка

В: Молодцы , заметили подвох, очень внимательные дети.

Сейчас ваше внимание вам пригодится. Я предлагаю каждой команде

Придумать задачу на сложение. Помогать вам будут карточки – картинки, .Договоритесь ,кто расскажет условие ,кто задаст вопрос ,кто даст ответ  и выложит решение на стол с помощью знаков и цифр. О своей готовности покажите значок. «Мы готовы».

Аналогично решаются задачи на вычитание

 

В: Вот и заканчивается урок математики в пчелиной школе. Надеюсь , Пчелка теперь откроет свою математическую школу- ведь она так много узнала всего нового.

 Мы-то с вами повторяли изученный  материал .Так зачем же мы повторяем изученный материал? Для чего это вам нужно? (Ответы детей)

 

В: Каждый из вас молодец! С математикой дружите, знания свои копите! Пусть помогут вам старания, память, логика, внимание! Пора нам  и в детский сад возвращаться.  А  поможет вернуться нам наша волшебная летающая тарелка. Мы опять будем передавать клубок друг другу и говорить комплименты о том, как мы занимались . Дети передают клубок и говорят друг другу комплименты(Таня, мне понравилось ,как ты занималась, ты была находчивой и. т. д )Теперь скажем волшебные слова: «Тарелка, покружи и в садик нас верни» (дети кружатся) –

В : Ну  вот, вы теперь-- дети-дошкольники ,а я- ваша воспитательница»
Рефлексия.
В:   Понравилось ли вам выполнять задания? Что вас затруднило? Какие вопросы были лёгкими? А что вам помогло справиться с трудностями?

(дружба). Если вы считаете, что вы не  помогли Пчелке - потопайте ногами ,а если помогли- похлопайте в ладоши.

Как вы думаете, стоит ли нам подсчитывать ,сколько меда в бочках?

 

Я тоже думаю, что не стоит, потому, что вы были все находчивыми и сообразительными. И все достойны лучших призов. А мед я предлагаю подарить Пчелке. Пчелка «подлетает» к детям и дарит им другой бочонок- там лежат медали «К школе готов».Звучит песня «Дружба»-детям  вручаются медали..