Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Анна Геннадьевна Корешкова, воспитатель

МДОУ "Детский сад № 65"

г. Ярославль


«Человек познаёт мир не только умом,

но и руками. И главное – сердцем!

В искусстве иного познания нет»

Б.М. Неменский

Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям. Еще Ушинский К.Д. говорил о том, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность ребёнка, благодаря которому у детей формируются  чувство вкуса, интерес к искусству, умение  наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.

В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников можно использовать  декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство - широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам:

Ø     обладают эстетическим качеством;

Ø     рассчитаны на художественный эффект;

Ø     служат для оформления быта и интерьера.

Декоративно-прикладное искусство оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.

 

 Знакомство детей с различными видами народного декоративно- прикладного искусства поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности. И главной задачей ознакомления  и приобщения детей к народно-прикладному искусству является развитие основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.

Если человек научился создавать прекрасное своими руками, он ценит и бережет чужой труд. Видит и бережёт красоту вокруг себя, гордится своей Родиной, своим народом.

Многие виды декоративно - прикладного искусства пришли к нам из прошлого. Это такие виды, как керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, плетение, валяние, ковка, литьё, чеканка, резьба по камню, резьба по кости, изделия из стекла, кожевенное ремесло, ювелирное мастерство.

Формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах необходимо  осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Благодаря этому у ребенка будет формироваться еще одна ценность -  «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

·                     рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);

·                     рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, керамика и др.), цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;

·                     вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек;

·                     побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера - народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;

Расскажите ребенку сказку о хохломе

Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки

Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами. Роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная «синяя»  сказка — гжель.

Рассказ о матрешке можно начать, так

«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:          

  Есть у нас одна игрушка,

  Не лошадка, не Петрушка,

  А красавица-девица,

  Каждая сестрица -

  Для меньшей — темница.

Дидактические игры, в которые можно поиграть с ребенком

«Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными): одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка).

«Скажи какая?» (подбор прилагательные к существительным):

ü     матрешка какая? - красная, красивая, ….

ü     игрушка какая? - ….

 

ü     кукла какая? - ….