Детский проект "Из мусорной кучки - классные штучки"

Воровкина Вера Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ №1 г.о. Чапаевск Самарской области СП "Детский сад №8 "Тополёк"

Самарская область, г. Чапаевск


Введение

Актуальность темы.

В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. Мы ежедневно выбрасываем всевозможные ящики, коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т. п. Что-то пришло в негодность, что-то утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным. В повседневной жизни, человек не задумывается о том, сколько ненужных вещей и отходов он выбрасывает в контейнер и отвозит на свалку, где скапливаются горы и залежи мусора. По мнению экологов, в настоящее время, на каждого жителя Земли, приходится в среднем, около тонны мусора в год. И страшно подумать, что «культурный слой» нашего времени состоит в основном из пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов, которые в земле способны не разлагаться сотни лет.

Одной из наиболее актуальных экологических проблем является проблема загрязнения биосферы бытовым мусором. В последнее время, проблема переработки мусора, среди прочих экологических проблем, выдвинулась на первое место. Огромное количество мусора скапливается на улицах нашей станицы Кущёвской, в лесополосах вдоль трассы. Каждый человек стремится к чистоте в своем доме. Убирается, вытирает пыль, моет полы, пылесосит. И всё это делает ради того, чтобы в доме был порядок, было чисто и аккуратно. Но при этом часто не замечает, что он, выбрасывая мусор на улицу, вредит сам себе.

Чтобы сохранить окружающую среду путём волшебства ненужных вещей, нужно найти им применение и дать вторую жизнь. Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи, можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание.

Цель: научится находить применения разным упаковкам после их первичного использования.

Задачи:

-Формировать семейную экологическую культуру у взрослых и детей;

-Развивать творческие способности;

-Показать на примере работ, как можно вторично использовать упаковочные отходы в целях бережного отношения к окружающей среде;

1. Пласстмасовая упаковка.

Первые пластиковые упаковки появились в 30-е годы 20 века. Большую популярность пластиковые бутылки приобрели в быту и могут использоваться для различных нужд. Отходы из пластиковых бутылок с каждым годом растут на 20%. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. Огромное количество мусора на улицах нашего города заставило меня задуматься об утилизации пластиковых бутылок.

Пластик сегодня используется повсеместно и не только для производства упаковки. Мы очень часто стали использовать пластиковую посуду, сегодня на каждого жителя планеты приходится до 88,5 кг пластиковой одноразовой посуды в год. Использованная упаковка и другие отходы попадают на свалку, захламляя землю.

В естественных условиях бумага разлагается в течение 2-5 месяцев, окурки от 1 года до 12 лет, полиэтиленовые пакеты разлагаются 10-20 лет, пластиковая упаковка практически не разлагается.

Пластик - это настоящее бедствие для природы! Мировой океан буквально переполнен пластиковым мусором, в основном это упаковочный материал, бутылки и пакеты, около 95% морских птиц, обитающих в Северном море, имеют в своих желудках пластиковый мусор.

2. Стеклянная упаковка

Стекло – один из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, поэтому оно уже давно используется для хранения жидкостей. Различные стеклянные сосуды появились в Древнем Египте около 5 тысяч лет назад, а затем секрет производства стеклянных бутылок узнали в Европе. Изделия из стекла – бутылки, банки, различные флаконы – археологи до сих пор находят в раскопках.

3. Металлическая упаковка.

Еще в начале 19 века люди стали использовать жесть для изготовления первых консервных банок, а также были изобретены и тубы, которые были немного похожи на тюбики с зубной пастой.

А в 20 веке стали широко применять алюминий. Из него сейчас делают тюбики для пасты и красок, банки для напитков и фольгу для кондитерских изделий.

4. Бумажная и картонная упаковка

Бумагу изобрели в Китае во 2 веке нашей эры. А еще через несколько веков секрет ее изготовления узнали в Европе. Однако, до начала 18-го века бумагу мало использовали для упаковки, так как изготовляли ее вручную и она была очень дорогой. Только в 1798 году был изобретен станок для ее производства.

Бумагу и картон делают из древесной целлюлозы – измельченной древесной массы. Для этого приходится использовать много огромных деревьев, вырубать целые леса. А ведь одно дерево, годное к переработке, растет, в среднем, 80 лет!

Картон был создан в 19 веке в Америке, из этого материала сделана складная картонная коробка, которую можно увидеть в любом магазине. Только около 30 лет назад человек начал использовать специальный многослойный материал – картон, покрытый тончайшим слоем полиэтилена. В коробках такого картона (он называется ламинированным) оказалось возможным хранить молоко, кефир, воду. Вскоре добавили еще один компонент – слой алюминиевой фольги. В такой упаковке молоко можно хранить без охлаждения несколько месяцев.

Этапы реализации проекта

-Подготовительный

-Практический

-Заключительный

Мы выбрали следующие методы исследования:

• сбор и обработка информации. (Для этого был намечен следующий план действий: посоветоваться с воспитателем, просмотреть литературу на данную тему, найти интересующую нас информацию в сети Интернет);

• определить, какие из упаковочных материалов можно использовать для поделок;

• вместе, всей семьёй, найти полезное применение этим предметам, создавая из них различные поделки.

1. Подготовительный этап: Для того чтобы интерес детей возрос к данной проблеме на досуге мы просмотрели мультфильм «Мальчик и Земля», в котором высвечивалась данная проблема. По итогам мультфильма провели беседу, в которой сошлись к выводу о том, что загрязнять окружающий мир – это очень опасно. Мы вместе изучили литературу и интернет – ресурсы по теме проекта. Отсюда мы почерпнули для себя интересную и полезную информацию об упаковках. Мы узнали, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок! Из пластмассовых бутылок можно изготовить всевозможных зверушек, коробку из – под сока можно использовать в качестве гаража для детских машин, кормушки для птиц; полиэтиленовые пакеты превращаются в султанчики для занятия физкультурой; коробочки от «Киндер» можно использовать для приготовления игрушек, цветов а стеклянную упаковку из-под сока в вазу для цветов. Применение можно найти и другим упаковкам, стоит только включить свою фантазию и воображение.

К сожалению свой грязный след человечество оставляет везде. Пройдясь по улицам нашей станицы, мы сделали вывод: мусор бывает разный и как некрасиво выглядит местность загрязненная бытовыми отходами. Хотя в общественных местах и установлены специальные урны.

Постепенно я подвела детей к тому, что мусор может быть полезным, если ему дать новое назначение.

Просмотрев некоторое количество поделок, мы решили действовать. В течение нескольких дней мы исследовали мусор, который образовывался после нашей повседневной жизни. Решили, что некоторым из них можно дать «вторую жизнь».

2. Практический этап

Исходя из имеющихся у нас упаковок, мы приступили к изготовлению поделок.

1.«Кухня для маленьких помощниц» из коробок

Игрушечная детская кухня — одна из самых актуальных и любимых девочками игрушек. Однако хочу заметить, что мальчики так же неравнодушны к этому атрибуту взрослой жизни: каждый день, наблюдая, как мама что-то колдует в своем кулинарном царстве, любому малышу интересно делать то же самое.

Для того чтобы сделать детскую кухню своими руками вам пригодятся многие ненужные вещи из хозяйства, поройтесь на чердаке или кладовой, вы удивитесь, как ранее казавшийся хлам вам сослужит добрую службу в создании детской кухни.

2.«Копилка-Лягушка».

Берём 2 бутылки и отрезаем донышки. Разогреваем утюг, и немножко закругляем края. Так же берём фоамиран и фетр и склеиваем их. Наносим горячий клей на края бутылки и приклеиваем к фоамирану, как только клей остынет, вырезаем по кругу. Далее берем острый нож и делаем отверстие для монет. Глазки приклеиваем на крышечки от бутылки. Когда они будут готовы, приклеиваем её на верхнюю часть нашей поделки и дорисовываем черным маркером нос нашей лягушке. Берём широкую клейкую ленту, отрезаем от неё небольшой кусочек и наклеиваем сзади на спинку лягушки. Вот и всё, просто и со вкусом!

3.«Кормушка для птиц».

Из такой коробки от новогоднего подарка можно всего за пять минут сделать симпатичную кормушку для птиц своими руками. Для этого всего лишь нужно прорезать окошки в боковых стенках, так, как на фото ниже, насыпать корма и повесить ее на ветку дерева во дворе или ближайшем парке. Птицы будут рады такому угощению и летом отблагодарят вас веселым щебетом!

4.«Стаканчик для карандашей».

Удалите этикетку с пластиковой бутылки. Бутылка может быть любого размера, формы или цвета. Для этой цели подойдет как бутылка из-под воды, так и бутылка из-под газированного или любого другого напитка.

Вымойте бутылку мылом и водой. С помощью щетки для мытья посуды ототрите остатки клея. Когда бутылка станет чистой, насухо промокните ее полотенцем. Нарисуйте маркером высоту стаканчика и ушки и можете вырезать. Раскрашиваем акриловыми красками. Наш стаканчик готов.

5. Горшочек для рассады «Подсолнух».

Отличные емкости для рассады получаются из стаканчиков от йогурта или сметаны, одноразовых пластиковых и бумажных стаканчиков из-под кофе. Для этой поделки я взяла пластмассовую упаковку из - под салата. Из цветной бумаги вырезала листья подсолнуха и горячим клеем приклеила их. Для удобства можно написать на стаканчике фломастером или маркером название культуры и сорта, которые собираетесь выращивать.

6.«Набор для сада».

Для этой поделки нам понадобились две бутылки от питьевого йогурта, самоклеющаяся бумага, скотч, и цветы для украшения. Мы взяли пластиковую бутылку и проделали в ее крышке дырочки с помощью шила. Обклеили её бумагой, а сверху скотчем. На второй бутылке маркером нарисовали форму савочка и вырезали его. И так же обклеили бумагой и скотчем. И у нас получился набор для ухода за комнатными растениями.

7.«Цветочная клумба».

Чтобы сделать эту клумбу с цветами, вам нужно взять: коробку из-под яиц, бамбуковые палочки, гофрированную бумагу,пистолет для горячего клея. Коробку из-под яиц разукрашиваем и обклеиваем гофре - бумагой, и сверху приклеиваем бамбуковые палочки, их так же обклеиваем гофре-бумагой. На эти палочки приклеиваем готовые цветы.

8.«Конфетница» из пластиковой бутылки.

Отрезаем горловину пластиковой бутылки. Крышку с бутылки никуда не деваем, она нам нужна. Берем клеевый пистолет либо суперклей и приклеиваем крышку к центру cd или dvd диска. Через 5 минут уже можно прикрутить крышку к горловине. Далее раскрашиваем конфетницу акриловыми красками на ваше усмотрение. Недолго и практично.

9. «Конфетница».

Для работы нам понадобятся: бумага А4, канцелярский нож, ножницы, вязальная спица диаметром 1,5-2 мм, клей ПВА, форма для оплетания (у меня это небольшой пластиковый салатник, плоская кисть со щетиной, аквалак (акриловый лак).

Мы будем плести не из самой бумаги, а из бумажных трубочек, которые еще нужно накрутить. Бумагу замачиваем, накручиваем на спицы и высушиваем. Когда всё подсыхает, начинаем плести.

3. Заключительный этап

Результаты реализации проекта

В процессе реализации проекта, мы выяснили, что бытовой мусор (пластиковые бутылки, старые вещи, коробки и упаковки, которые являются основным источником загрязнения природы, получив вторую жизнь, еще пригодятся, как взрослым, так и детям.

Если каждый из нас в своей жизни, не выбросит несколько упаковочных коробок, а найдет им вторичное применение, значит, окружающая среда станет экологически чище. Если чуть-чуть задуматься, старые, уже ненужные вещи, можно не выбрасывать, а создать из них удивительные объекты, подарив отжившим свое изделиям второе дыхание.

Ведь вся наша жизнь окружена вещами, рядом с нами они проживают свою долгую или мимолетную жизнь, принося нам пользу или просто радуя нас.

Природоохранные мероприятия необходимы, чтобы сохранить и восстановить природу. Очень важно спасти её, ведь от этого зависит наша жизнь. Мы вместе с Мерьем и Заремой принимали участие в сборе макулатуры, в посадке цветов и деревьев, в изготовлении кормушек. И каждый человек, при желании, может принимать участие в таких мероприятиях, принеся тем самым немалую пользу, как природе, так и другим людям. Ведь всем приятно дышать чистым воздухом и жить в чистом мире.

Выводы:

-экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, Мы не засоряем окружающую среду);

-эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);

-экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких).

В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковых бутылок, стеклянным банкам и другому упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы, подтвердив свою гипотезу: проблемы экологии становятся очень важными для людей. Мы хотим, чтобы каждый человек сделал что-нибудь полезное для спасения земли, воды и воздуха. А для этого, оказывается, нужны совсем небольшие усилия. И важно дать понять дочкам, что они тоже определяют – будет ли чистой земля. И, конечно же, сделают правильный выбор.

Список литературы

1. Сайт «Поделки-самоделки: http://youtu.be/blmQ2ZIB3iM

2. Википедия свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8

3. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс] Режим доступа:http://www.bebi.lv/otdih-i-dosug-s-detjmi/podelki-iz-plastikovih-butilok.html

4. Сайт «Экология» [электронный ресурс] Режим доступа:http://www.ecology.md/section.php?section=tech&id=2220

5. О. В. Жабин «Лучшие идеи для домашней мастерской: Игрушки, подарки, предметы, интерьер», М., Полиграфиздат, 2010

6. В. А. Алексеев. «300 вопросов и ответов по экологии». Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

7. С. Е. Артеменко. «Я познаю мир и себя в нем». Сборник методических материалов по непрерывному экологическому образованию. Саратов, «Аквариус», 2000г.