Статья "Закаливание"

Александрова Елена Сергеевна , воспитатель 1 категории

МДОУ "ЦРР-д/с №136"

город Магнитогорск


Введение

В определении,приводимом В. Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» даётся трактовка закаливания применительно к человеку. В.Даль считал, что закаливать человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».

Человеческий организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Он связан с ней бесчисленными нитями. Окружающая внешняя среда действует на него своей температурой, влажностью, количеством солнечной энергии. Во взаимоотношениях организма с внешней средой ведущую роль играет нервная система. Деятельность нервной системы осуществляется путём рефлексов: безусловных (врожденных) и условных, возникающих в течении индивидуальной жизни на различные раздражители. Условные рефлексы обуславливают высшее приспособление живого организма к окружающим условиям. Удивительное свойство нервной системы – её пластичность, способность создавать новые связи и отношения внутри организма в зависимости от требований внешней среды. Пластичность нервной системы особенно ярко выражена в детском организме. Благодаря этому дети так податливы ко всем влияниям – хорошим и плохим. Эту пластичность необходимо использовать для того, чтобы своевременно закалить ребенка, развить у него способность правильно и своевременно отвечать на изменения внешних условий. Закаливание организма ребенка надо начинать очень рано. Пользуясь различными, пригодными для детей способами закаливания, мы не можем достичь очень многого. Прежде всего – повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями. Грипп, бронхит, воспаление легких относятся к числу таких заболеваний, толчком для которых может послужить внезапное охлаждение. Закалённые дети очень редко болеют такими заболеваниями. Закаливание многое дает и для воспитания характера ребенка. Дети привыкают чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях: и в мороз, и в жаркий солнечный день, и туманной осенью ребёнок сохраняет свою активность и жизнерадостность. У детей воспитывается потребность в свежем воздухе, они не расслабляются от действия солнечных лучей, легко преодолевают первое неприятное ощущение от воздействия холодной воды. Под закаливанием детского организма надо понимать систему мероприятий, повышающих его выносливость, сопротивляемость вредным влияниям. Мероприятия эти не должны быть случайны, отрывочны, не связаны между собой, а, как всякая система, должны проходить по определённому плану. Закаливание – это, прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетием эволюций физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Закаливание – это научно – обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закалённый человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. Существуют три основных вида закаливания: воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека.

По состоянию здоровья дети для проведения закаливающих процедур распределяются на три группы:

1 – здоровые дети, нормальный уровень физического развития и основных функций организма.

2 – здоровые дети, но имеющие функциональные отклонения (предрасположенные к частым ОРЗ, ангинам, частичная потеря веса и прочее).

3 – дети с острыми и хроническими заболеваниями (острые и хронические отиты, порок сердца, страдающие желудочно – кишечными заболеваниями).

Принципы закаливания

Приступая к закаливанию следует придерживаться следующих принципов:

Систематичность использования закаливающих процедур.

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течении всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определённая стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменение реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течении 2 -3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закалённость организма исчезает через 3 – 4 недели, а у детей через 5 – 7 дней.

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае если сила и длительность действия закаливающих процедур будет наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учётом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей.

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные – губительны.

Учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Дети даже в одной семье бывают различны в своих проявлениях. Считаясь с особенностями нервной системы, нужно видоизменять дозировку для детей более чувствительных: например, не так быстро снижать температуру воды, быть осторожнее при облегчении одежды ребенка.

Специальные мероприятия по закаливанию проводятся под руководством врача, который, учитывая местные условия, состояние здоровья детей, определяет и дозирует закаливающие процедуры для каждого ребенка, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Руководствуясь назначением врача, воспитатель осуществляет весь комплекс закаливающих мероприятий при участии и под систематическим контролем медицинской сестры.

Комплексность воздействия природных факторов.

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья,климатических и географических условий места жительства.

Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго  постоянном уровне, а колеблется в определённых пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодным воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закреплённый стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействия холода.

Результаты закаливания не могут быть полноценными, если, например ребенка обтирают прохладной водой, но боятся свежего воздуха в помещении или прогулки в пасмурную погоду; или же делают в тёплые летние дни солнечные ванны, но не разрешают пробежаться босиком по траве, по влажному песку.

Основные методы закаливания

1.     Закаливание воздухом

Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкосается с кожей – непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Небезразлично, каким воздухом дышит ребёнок – чистота воздуха необходима для здоровья. Закаливание воздухом надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху.Проветривание помещения должно проводиться самым тщательным образом ежедневно, холодное время года не менее трёх раз в день. Это должно стать непременным правилом. Постепенно надо приучать детей, чтобы они находились в комнате при открытой форточке – сначала недолго, в течении нескольких минут, потом увеличивая это время. Важно приучать детей и спать при широком доступе наружного воздуха.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30 градусов по цельсию), теплые (свыше 22 градусов по цельсию), индифферентные (21 – 22 градуса по цельсию), прохладные (17 -21 градус по цельсию), умеренно холодные (13 – 17 градуса по цельсию), холодные (4 – 13 градусов по цельсию), очень холодные (ниже 4 градусов по цельсию).

Надо иметь ввиду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путём активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих вроли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Тёплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потери организмом влаги.

Немаловажное значение при приёме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха(ветер). Ветер воздействует на организм закаливания за счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либов виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определённой температуры на обнажённую поверхность тела человека.

2.     Прогулки на воздухе.

Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки независимо от погоды. Время для прогулок должно быть отведено постоянное и соблюдать его надо точно: только во время сильного дождя или мороза с ветром можно нарушить установленный порядок прогулки. Для того, чтобы ребёнок охотнее проводил на воздухе положенное время, надо позаботиться о том, чтобы он был занят интересной для него деятельностью или игрой. Полезно время от времени делать более дальние прогулки. Они интересны детям, знакомят их с окружающей жизнью. Имея определённую цель, дети легче переносят длинные походы. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно. Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах; а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.

3.     Воздушные ванны

Они заключаются в том, что ребёнка некоторое время оставляют обнажённым или в трусиках и майке, подвергая его тело непосредственному воздействию воздуха. Для детей дошкольного возраста очень полезны воздушные ванны в сочетании с подвижными играми и физическими упражнениями. Воздушные ванны можно применять как самостоятельную меру закаливания или как подготовку организма к последующим закаливающим процедурам, на пример к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Закаливание солнцем

Солнце оказывает могущественное влияние на рост и развитие всего живого – недаром его издавна считают источником жизни. Солнечный свет оказывает общее укрепляющее действие: улучшает деятельность нервной системы, оживляет обмен веществ в организме. Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение всех тканей организма. Ультрафиолетовое облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. Ультрафиолетовые лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Закаливая детский организм солнцем, мы стремимся прежде всего к его общему укреплению. Одновременно перед нами стоит ещё одна общая задача: приучить детей свободно переносить тепловое действие солнечных лучей, не расслабляться, не терять работоспособности.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время: в средней полосе – с 9 – 13 и с 16 – 18 часов; на юге – с 8 – 11 и с 17 – 19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18 градусов и обязательно через 1 -1,5 часа после еды. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3 – 5 минут, постепенно доводя до часа). Нужно чередовать пребывание детей на солнце и в тени. Больше одного раза в день солнечные ванны проводить нельзя.

Закаливание водой

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как её теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холоднее воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а за тем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением.Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение её отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Превая – повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении – и подкожно – жировой клетчатки. Вторая фаза -  в связи с адаптацией к низкой температуре кожа становится красной, снижается артериальное давление, активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ. Третья фаза (неблагоприятная) – исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно – бледный оттенок, появляется озноб.

При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступала третья фаза.

Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая её. Многие дети подхватывают кашель или насморк, если они промочат ноги или просто пройдутся по полу босыми ногами. С такой чрезмерной чувствительностью необходимо бороться с детства. Следует приучать детей пользоваться прохладной водой в повседневной жизни.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

Обтирание-начальный этап закаливания водой.  Это самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого.  Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой.  Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина,затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты.  После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

 Обливание-  следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее. Местное обливание- обливание ног. Надо приучать детей каждый день мыть ноги- сначала тепловатой,а затем прохладной водой. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около +30*С, в дальнейшем снижая ее до +15*С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.  Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так,чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела,спину,затем грудь,живот,затем правый и левый бок. После окончания – растереть полотенцем.

 Душ-еще болеет эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32*С и продолжительность не более минуты.  В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин.,включая растирание тела. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ,чередуя 2-3 раза воду 35-40*Сс водой 13-20*С на протяжении 3 мин.  Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести,бодрости,повышенной работоспособности.

                                                                  Заключение

Закаливание организма-это формирование и совершенствование функциональных систем,направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению простудных заболеваний.

Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, при облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций,влекущих за собой сложные физикохимические превращения в тканях и органах(эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм).  Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сфере, делают человека более уравновешенным, активным и жизнерадостным, они придают бодрость, улучшают настроение.

       Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но,говоря о закаливании как средстве физического воспитания,имеется в виду не только приспособление организма,происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение определенной системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма,воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к различным условиям внешней среды.  Закаливание следует начинать с самого раннего детства, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур,несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания.

                                                      Список использованной литературы

1.     Леви-Гориневская Евгения Григорьевна. Закаливание организма ребенка.-Москва,1951.

2.     Артюхова Юлия Викторовна.Гомеопат, педиатр высшей категории.

Член Ассоциации гомеопатов Украины, Международной медицинской гомеопатической Лиги (LMHI). Как закалить свой организм.-Минск,1999.

3.     Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье.- Москва,1991

4.     Спирина В.П. Закаливайте детей.-Москва,1986.