Картотека Речевых игр

Числова Ася Александровна, воспитатель

МБДОУ д/с №72

г. Миасс, Челябинская область

 


Предлоги В, НАД, ПОД

 

«Незнайкино письмо»

 

Цель: учить детей включать в предложение пропущенный предлог.

 

Воспитатель достает из сумки конверт и говорит, что пришло письмо от Незнайки, и письмо от строительного города. Читает: «… нашем городе только новые дома. … улицах ходят нарядные люди. … каждым окном растут красивые цветы. Наш город лучше всех».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в письме пропущены важные слова – предлоги В, НАД, ПОД. Прочитывая еще раз по одному предложению исправляет Незнайкины ошибки.

 

«Письмо Незнайки»

 

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлога в предложении.

 

Оборудование: тетрадь Незнайки.

 

Нужно исправить ошибки Незнайки.

- ПОД столом портрет

- НАД столом табурет

- НА кровати светильник

- НАД кроватью будильник

- НА кровати картина

- НАД кроватью Ирина

Дети исправляют предложения и указывают в них правильные предлоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлог ИЗ-ЗА

 

«Скажи наоборот»

 

Цель: продолжать учить детей правильно употреблять предлог ИЗ-ЗА.

 

Оборудование: мяч.

 

Воспитатель объясняет, что будет называть места, куда можно спрятаться, зайти, а нужно назвать противоположное направление – откуда можно выйти; затем бросает мяч, произнося словосочетание; за угол, за ворота, за теплицу, за машину, за мостик, за баню, за коляску.

 

Предлог ИЗ, ПОД

 

«Придумай предложение»

 

Цель: учить придумывать предложение с предлогом ИЗ, ПОД.

 

Оборудование: парные картинки.

 

Воспитатель выставляет по очереди парные картинки, по которым детям следует придумать предложение с предлогом ИЗ, ПОД.

- щенок – диван,

- мяч – тумбочка,

- котенок – крыльцо,

- письмо – книга.

 

«Котенок Тишка»

 

Цель: учить правильно употреблять предлог ИЗ, ПОД.

 

Оборудование: изображение котенка.

 

Воспитатель показывает детям изображение забавного котенка Тишки и рассказывает, что котенок этот большой шалун. Все лето Тишка жил на даче и залезал всюду в доме, на участке, даже убегал в лес. Детям предлагают представить и, используя предлоги ИЗ, ПОД, сказать откуда вылезал котенок Тишка? При затруднении воспитатель называет предметы мебели, растения и хозяйственные инструменты. Дети составляют предложения.

 

«Живой уголок»

 

Цель: продолжить учить детей составлять предложения. Согласовывать числительным и существительным в творительном падеже между собой и глаголом.

 

Оборудование: картинки живого уголка.

 

Воспитатель показывает картинку с изображением уголка в детском саду, где обитают 2 черепахи, 3 кролика, 4 попугая, 5 рыбок.

- За кем ухаживают дети в живом уголке.

 

«Мама делала салат»

 

Цель: учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже.

 

Оборудование: контур продуктов 3 моркови, 4 картофеля, 2 яйца, 3 огурца, 1 банка майонеза.

 

Дети называют продукты и их количество. «Расскажите, из чего мама делала салат?».

- Мама делала салат из 4 картофелин, 3 морковок, 2 яиц, 3 огурцов, одной банки майонеза.

 

«Ответь одним словом»

 

Цель: учить детей образовывать относительное прилагательное.

 

Оборудование: мяч.

 

Воспитатель бросает мяч по очереди и произносит словосочетание с предлогами.

- пирог с яблоками,

- котлеты  с курицей,

- бульон из мяса,

- оладьи из картофеля,

- пирог с рыбой,

- чай с лимоном и т.д.

Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетание с относительным прилагательным: яблочный пирог и т.д.

 

 

«Какой суп сварила мама»

 

Цель: совершенствовать навыки словообразования, учить включать в предложения относительные прилагательные.

 

Оборудование: силуэты в форме кастрюль, на них наклеены картинки с изображением различных продуктов: мяса курицы, грибов, рыбы, крупы.

 

Воспитатель просит детей ответить предложением:

- Какой суп сварила мама?

Дети отвечают, включая в предложения определения грибной, мясной, куриный и т.д.

 

«Невидимый зверь»

 

Цель: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

 

Оборудование: письмо, портрет невиданного зверя.

 

Воспитатель вносит конверт, в нем письмо из Выдумляндии с портретом невиданного зверя (слоновый хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост и т.д.)

- Чьи части тела вы узнали?

Дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательные прилагательные.

 

«Назови правильно»

 

Цель: закрепить умения образовывать притяжательные прилагательные.

 

Оборудование: мяч.

 

Воспитатель объясняет, что дети должны правильно назвать любую част тела  животного, который укажет воспитатель.

- козел – козлиная борода;

- лиса – лисий хвост;

- заяц – заячьи уши;

- жираф – жирафья шея;

- крокодил – крокодилья пасть и т.д.

 

Понятие о слове

 

«Назови кто?».

 

Цель: учить детей подбирать родственные слова.

 

Воспитатель предлагает детям назвать профессию по действию:

- Кто летает? (летчик). Печет хлеб? (хлебопек). Ловит птиц? (птицелов).

Слово проговаривать парами (летает – летчик), обращать внимание на общность их звучание и значение, то есть на родственный характер.

 

«Подарки»

 

Цель: закрепить практическое усвоение детьми понятие «слово».

 

Оборудование: игрушки: конь, волчок, кукла, самолет.

 

Дети образуют хоровод, водящий в середине. Дети идут вправо со словами «Принесли мы вам подарки, кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолет». С окончании слов дети останавливаются, а стоящий в середине круга называет подарок, который он желает получить и читает соответствующий стишок. Если он назовет коня, дети изображают как скачет конь.

 

«Кто это? Что это?

 

Цель: дать детям понятие «слово» обозначающий живой и неживой предмет.

 

Оборудование: одушевленные или неодушевленные предметы.

 

Воспитатель обращается к детям: «Вокруг нас очень много предметов и о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечать: «Что это?» воспитатель указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают.

- Как можно спросить про этот предмет? – «Что это?».

Подвести к понятию живой, неживой.

 

 

 

 

 

«Рассмотри картинки»

 

Цель: закрепить понятие живой - неживой.

 

Оборудование: предметные картинки обозначающие живые и нежевые предметы.

 

Воспитатель выставляет все предметные картинки и просит внимательно их рассмотреть. Задание: назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопросы. Назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить к этим слова вопросы.

 

«Назови слово»

 

Цель: учить различать слова, обозначающие предметы и слова обозначающие действия.

 

Оборудование: предметные картинки.

 

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребенка, сидящего человека, книгу и др. Воспитатель предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы Кто это? Что это? Что делает? За правильный ответ ребенок получает картинку. Воспитатель в конце подчитывает количество картинок у каждого ребенка.

 

«Сказка»

 

Цель: познакомить детей в доступной форме с понятием родственного слова.

 

Воспитатель рассказывает детям сказку и одновременно выставляет на доску картинки, название предметов на которых являются родственными словами:

«Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова: снегурочка, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственные». Вw еще раз произносят родственное слово, выделяя их общую звуковую часть, и поясняет смысловую общность названия слов.

«Назови для кого»

 

Цель: учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже согласном числе и существительное между собой.

 

Оборудование: картинки с изображением фермерского хозяйства, где на скотном дворе (коровы, собака, козы).

 

Воспитатель рассказывает о мальчике Ване, которые вместе с родителями ухаживали за животными (количество животных нужно  уточнить).

- Для кого Ваня вынес во двор сено?

Отвечают на вопрос дети должны выделить окончание числительному и существительному.

 

«Кому для работы нужны эти вещи?»

 

Цель: учить детей образовывать существительное в дательный падеж множественного числа.

 

Оборудование: картинки из лото, изображение людей разных профессий и атрибуты их деятельности.

 

Выставляя изображения различных предметов воспитатель спрашивает:

- Кому нужны для работы эти вещи?

Молоток, гвозди – столярам,

Ножи, ложки – поварам,

Ткань, ножницы – портным

Метлы, лопаты – дворникам.

 

«Назови детенышей»

 

Цель: учить правильно образовывать существительное в родительном падеже в единственном числе.

 

Оборудование: мяч.

 

Воспитатель объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Он предлагает поймать мяч и сказать кого защищает зайчиха (кошку, собаку, лисица, овца и т.д.).

Каждый ребенок поймав мяч, дает ответ полным предложением: «Зайчиха защищает своих зайчат» и возвращает мяч воспитателю.

«К кому прилетела сорока?»

 

Цель: упражнять в образовании существительного в дательном падеже множественном числе, согласовать их с глаголом.

 

Оборудование: картинки с изображением нескольких одинаковых животных.

 

- В волшебном лесу жила сорока - белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса.

Подумайте и посмотрев на свою картинку, ответьте к кому прилетела сорока. (Сорока прилетела к лосям, к зайцам, к воронам и т.д.).

 

«Скажи наоборот»

 

Цель: учить подбирать приставочные глаголы антонимы.

 

Оборудование: мяч.

 

Воспитатель предлагает детям после получения мяча, назвать обратное действие.

- залезать - … (слезать),

- въехать - … (выехать),

- отойти - … (подойти),

- приходить - … (уходить).

 

«Назовите законченное действие»

 

Цель: учить детей образовывать глаголы совершенном виде от глаголов несовершенном виде с помощью приставок.

 

Оборудование: фишки.

 

- Кто правильно назовет законченное действие, тот получит фишку.

* Конь скакал, скакал по дороге и наконец … (прискакал).

* Гуси-лебеди летели, летели и наконец … (прилетели).

 

 

 

 

 

 

«Попрыгунчик»

 

Цель: продолжать учить детей подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

 

Оборудование: игрушка мальчика на резинке, которая позволяет действовать с игрушкой, как с прыгающим шариком.

 

Воспитатель объясняет, что этого мальчика зовут Попрыгунчик, и показывает разные действия с ним, а детей просит добавить соответствующее слово в конец.

Словосочетание:

- Попрыгунчик высоко … (подпрыгнул),

- Попрыгунчик от кубика … (отпрыгнул),

- Попрыгунчик со стола … (спрыгнул).

 

«Составь предложение»

 

Цель:  учить детей образовывать глаголы совершенном виде от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

 

Оборудование: дидактический материал авторов Т. Б. Филичевой и Г. А. Коше.

 

Воспитатель выставляет пары картинок, на первых из которых изображены действие в процессе, на второй – действие как результат.

- красит – выкрасил,

- шьет – сшил,

- читает – прочитал,

- пишет – написал,

- кормит – покормил.

Составьте предложение по каждой паре картинок отдельно и выделить названия действия.

 

«Поймай мяч»

 

Дети образуют круг. Воспитатель с мячом в центре. Ловить мяч только в тех случаях, когда в слове будет звук в. Следующее задание – бросая мяч каждому из детей, он называет один из звуков в-ф, а ребенок называет слово на этот звук. (В – вагон, Ф – флаг и т.д.)

 

 

«Назови слово»

 

Цель: учить различать слова, обозначающие предметы и слова обозначающие действия.

 

Оборудование: предметные картинки.

 

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребенка, сидящего человека, книгу и др. Воспитатель предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы Кто это? Что это? Что делает? За правильный ответ ребенок получает картинку. Воспитатель в конце подчитывает количество картинок у каждого ребенка.

 

«Волшебный мешочек»

 

Цель: учить детей образовывать уменьшительно ласковые слова при помощи суффиксов -очк, -ечк, чик, -ик, -ек.

 

Оборудование: мешочек, предметы.

 

Воспитатель просит детей достать из мешочка предметы и назвать их ласково.

Чашка – чашечка

Лента – ленточка

Сумка – сумочка

Мяч – мячик

Миска – мисочка.

 

«Овощи»

 

Цель: подобрать существительное к прилагательному.

 

Оборудование: муляжи овощей.

 

- Что из овощей большое? (красное, твердое, мягкое, сочное, желтое, длинное, зеленное).

 

 

 

 

«Кому что нужно?»

 

Цель: закреплять умение образовывать существительное в дательный падеж, множественного числа, согласовывавшимся с глаголами.

 

Оборудование: мяч.

 

Воспитатель напоминает, что нужно отвечать полным предложением и называя животное выделять голосом каждое слово. Перед тем как бросить мяч, воспитатель спрашивает: «Кому из животных помогают пушистые хвосты? (когти, рога, копыта, быстрые ноги, клювы, перья, колючки, горбы).

 

«Отгадай, от чего часть».

 

Цель: подобрать существительное в родительном падеже с предлогом ОТ.

 

Оборудование: картинки с изображение транспорта.

 

- От чего? (палуба, фары, крылья, мачты, бампер, штурвал, руль, вагон, кабина, кузов, парус).

 

«Кто, где живет?»

 

Цель: подбирать существительное с предлогом.

 

Оборудование: мяч, картинки диких животных, домашних.

 

Медведь – в берлоге,

Лиса – в норе,

Волк – в логове,

Белка – в дупле,

Еж – в норе,

Корова – в коровнике,

Лошадь – в конюшне,

Свинья – в свинарнике,

Собака – в будке.

 

 

 

 

 

«Кто, где работает?»

 

Цель: подбирать существительное с предлогом.

 

Оборудование: мяч, картинки различных профессий.

 

Библиотекарь – в библиотеке,

Врач – в больнице,

Учитель – в школе,

Логопед – в детском саду, в детской поликлинике,

Повар – в столовой,

Официант – в ресторане, кафе,

Продавец – в магазине.

Воспитатель – в детском саду,

Милиционер – в участковом отделении.

 

«Исправьте Незнайкины ошибки»

 

Цель: закрепить умение составлять предложение.

 

Воспитатель читает предложение, который составил и написал Незнайка. Дети изменяют порядок слов в предложении.

- Испекла большой пирог бабушка.

- Красивого дети попугая увидели.

- Песню звонкую соловей запел.

 

«Составь сложное предложения»

 

Цель: учить составлять сложные предложения по двум сюжетным картинкам.

 

Воспитатель показывает 2 картинки. На одной мама моет вазу, на другой девочка вытирает тарелку.

- Составьте предложение по каждой картинке.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно объединить два простых предложения в одно сложное с помощью союза а.

Дети называют предложение, воспитатель подводит понимание детей к тому, что предложение были маленькие, простые, а теперь получилось одно сложное предложение.

 

 

 

«Закончи предложения»

 

Цель: закреплять умение составлять распространенные предложения.

 

Оборудование: сюжетные картинки.

 

Воспитатель выставляет сюжетную картинку:

- Надо составить разные предложения из 3-х слов. Помогите мне закончить каждое предложение.

Осенью поспел … (урожай),

Мама срезает … (капусту).

- А теперь добавьте в каждое предложение слово признак:

Осенью поспел большой урожай.

Выбирая самые точные признаки из названных детьми, воспитатель читает получившийся рассказ.

 

«Чудесный мешочек»

 

В мешочке лежат игрушки в названиях которых есть звук з и с (зайка, коза, собака, лиса, змей). Детям нужно определить место звука в слове.

 

«Песенка языка»

 

Язычок стучит в верхнюю дверку звонка д-д и глух и без голоса т-т. При звуке д – поднять руку вверх: дно, ткань, длинный, травка, друг, ткань, дача, вода, вата, топор, дуб, день.

Дома баба, дома дед.

Только Томы дома нет.

Где же наша Тома?

Она стоит у дома.

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

Полежим, отдохнем.

А потом домой пойдем.

 

 

 

 

 

«Что без чего не бывает?»

 

Цель: автоматизация звука «С».

 

Не бывает сливы (без косточек),

Не бывает часов (без стрелок),

Не бывает автобуса (без колес),

Не бывает стула (без спинки,)

Не бывает лисы (без хвоста),

Не бывает капусты (без листьев),

Не бывает собаки (без носа),

Не бывает сосны (без ствола),

Не бывает сома (без усов),

Не бывает весов (без стрелок).

 

«Что с чем»

 

Цель: автоматизация звука «С».

 

Скамейка …(со спинкой),

Сани … (со спинкой),

Краски … (с кисточкой),

Автобус … (с колесами),

Стол … (со скатертью),

Сумка … (с застежкой),

Куст … (с листьями),

Лес … (со снегом),

Стакан … (со смородиной),

Песочница … (с песком),

Весы … (с колбасой),

Кастрюля … (с рисунком),

Лестница … (со ступеньками),

Часы …(со стрелкой),

Пастух … (со стадом),

Совок… (с мусором).

 

 

 

 

 

 

 

«Волшебный замок».

 

«Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница фея с красивой дочерью и умным, сильным сыном. Сына звали так, что в его имени был звук «С». Как его могли звать? (придумывают имя сына). А дочку звали так, что в ее имени был звук «Ш». Как ее могли звать? Недалеко от доброй феи жил злой волшебник. Он имел сына. В его имени не было ни звука «С», ни «Ш», как его могли звать? В саду доброй феи во все времена года росли красивые цветы и было так много разных зверей и птиц. В названии одних животных был звук «С». Какие это были животные? В названии других были звуки «З» и «Зь». Какие это животные? (козы, зайцы, обезьяны, зебры и др.).

В саду злого волшебника росли только колючки да крапивы, а дом его охраняли те животные, в названии которых не было ни звука «С», ни звука «З». какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал).

У феи была волшебная палочка. При помощи нее она могла превращать один предмет в другие. Стоило ей дотронуться своей палочкой до предмета в названии которого был звук «С», как он превращался в предмет в названии которого был звук «Ц».

Одни дети называют предмет, а другие его превращают (соль – кольцо, стакан – цветок). Злой волшебник тоже мог превращать одни предметы в другие, но в такие, где оба эти звуки «С» и «Ц» отсутствовали. В какие предметы он мог превратить ручку?

В саду доброй феи росла яблоня, на которой весь год висели сочные яблоки и тот, кто съедал волшебное яблоко, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С», другое – «Ц». Сыну злого волшебника очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрыты. А вы можете подобрать такие слова со звуками «С» и «Ц»? Кто подберет их, тот и попадет в волшебный замок. Повторять слова нельзя.

 

Звуки Ч – Ц в словах.

 

Вспомним песенку паровоза и песенку синицы Ч и Ц. теперь я буду говорить вам слова, а вы поднимете руку, если в слове слышится песенка паровоза – звук Ч (грач, заяц, цапля, чайка, плечо, кольцо, цыплята, червяк, цепь). Цо-цо-цо – мы моем лицо. Чо-чо-чо – ох как горячо. Ац-ац-ац – мягкий матрац. Ач-ач-ач – испеку калач.

«Рассказ о зайце»

 

На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками «Р» и «Рь». Названия каких овощей вы знаете с этими звуками? (помидор, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка).

Рано утром пошел заяц на базар. Идет, песни поет, а навстречу бежит ежик с большим мешком на плечах.

- Здравствуй, колючий!

- Здравствуй, ушастик!

- Что у тебя в мешке?

- Игрушки для моих ежат.

- Что за игрушки?

- Да разные такие. Есть такие в которых звук «Ж», но есть и такие, в которых нет звука «Ш».

- Какие это игрушки?

Попрощался заяц с ежом и пошел дальше. По дороге он встретил многих животных. Сначала он встретил тех, названия которых начинается с твердого согласного (волк, собака, крот, мышка). А потом в названии которых начинались с мягкого согласного (медведь, бегемот, белка, лиса). И вот пришел заяц на базар. Быстро он продал свои овощи, а на деньги решил купить для дома разную посуду. У енота он купил посуду которая начиналась со звонких  согласных (вилка, ложка, блюдца). А у барсука купил посуду, которая начинается с глухих согласных (кастрюля, тарелка, сковорода, половник). Зайчиха и заяц были рады покупкам.

 

«Подскажи Петрушке звук»

 

Оборудование: Петрушка, ширма.

 

Воспитатель сообщает детям, что сейчас Петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговоренный последний звук. Дети произносят не все слово, а добавляют только звук, сначала хором, потом по рядам, затем индивидуально. Звук должны подсказывать быстро, чтобы слово прозвучало полностью. На солнышке грелся черноухий котено… (к). На него смотрел белолапый щено…(к). Охотники в лесу развели косте…(р). Малыш попросил купить маму красный ша…(р). По стволу стучал пестрый дяте…(л). По двору бродили пету…(х), куриц…(а), утят…(а).

 

 

«Назови последний звук в слове».

 

Оборудование: картинки: автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать. Фланелеграф.

 

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Просит 2-3 детей четко повторить звук в слове. (Это кто? Какой последний звук в этом слове?). воспитатель обращает внимание на четкое произношение изолированных звуков, четкое дифференцированное твердых и мягких согласных. Когда все картинки будут разложены, воспитатель предлагает отложить в одну стопку картинки на которых названия предметов заканчивается на твердый согласный звук, в другой на мягкий. Детям у которых произношения звуков еще недостаточно четкое, предлагает отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

 

Стихи на различение звуков Д-Т.

 

На дудочке ду-ду-ду.

На трубе ту-ту-ту.

На скрипке ди-ди-ди.

На барабане та-та-та.

1.    Мы на дудочке играли

Мы детишек забавляли:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

2.    На трубе мы все играли

Мы детишек забавляли:

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

3.    Мы на скрипочке играли

Мы детишек забавляли.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди.

4.    В барабаны мы сильно били

И все вместе мы поем

Та-та-та, та-та-та.

 

«Твердый и мягкий звук в цепочке слов Б-П».

 

Баба, бобы, булка, бусы, боты, банка, бык, бочка, арбуз, рыба, зубы, белка, бинт, бидон, билет, блузка, платье, поле, больно, бык, пыль, пуля, буря.

 

«Б-П в словах».

 

- Послушайте  и запомните:

В магазине бочки.

На вербе распустились листочки.

- А теперь я начну говорить, а вы закончите.

В магазине …

На вербе распустились…

Так же прорабатывается предложения:

- мы хотим пить. Собаку не надо бить.

- Трактор стоит на пашне. Пожарный дежурит на башне.

- Чижик звонко пел. Голубь мира бел.

 

Песенка губ

 

 Звонкая – Б. Тихая, глухая – П. Если в слове слышится звонкая песенка Б – поднять руку.

Боба по саду гулял

Бабочку он увидал.

Папочка, папочка

Смотри какая бабочка!

 Большая, голубая.

Бим-бом, бим-бом.

Боба строит новый дом.

Новый дом, белый дом,

Белый дом, высокий дом.

 

«Зима или лето?» В – Ф.

 

Воспитатель: «Летом ярко светит солнышко, дует теплый, легкий ветерок. Он дует так ф-ф. Зимой холодно и дует сильный ветерок, он гудит так – в-в. Затем воспитатель длительно произносит то ф, то в – дети должны определить, какое время года зима или лето.

 

«Кому что дать?» В – Ф

 

Воспитатель предлагает детям подобрать такие имена мальчиков и девочек, в которых есть звук В и Ф. «Фома, Феня, Фаня». Нужно убрать в комнате вещи. Ваня берет вещи со звуком В. Фаня со звуком Ф (ваза, кофта, фартук, совок, футболка, фонарь, ковер.)

 

 

Ф – В

 

Видит Фаня – идет Ваня

Завет Фаня Ваню:

- Идем вместе Ваня к Тане.

Фоня в гостях у Вани.

У Вани в гостях Таня.

Загадка.

Спят мирно дочки

В фанерном домочке

У сонь, у тихонь

В головках огонь. (спички).

 

Ж-З в словах «Что кому?»

 

На доске вывешивают две картинки с изображением комара и пчелы. Под ними по конверту, каждый ребенок получает предметные картинки в названиях которых есть звук З или Ж (зонт, коза, звезда, жук, желуди, лыжи, ежик, лужа, жаба). Дети называют картинки в соответствиис конвертом (пчеле или комару).

Жа-за, жа, за- бежит Женина коза. Жу-зу, жу-зу – держи Женину козу. Жы-зы, жы-зы – есть хозяин у Козы.

Завизжала пила.

Зажужжала пчела.

 

Л-Ль

 

1.    «Лебеди»

Лебеди, лебеди,

Белые лебеди.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

2.    «Осенние листики»

Мы листики осенние.

На ветках мы сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова побежал.

И листочки все поднял.

Закружились, полетели,

 

И на землю снова сели.