Консультация для родителей: "Как сформировать правильное звукопроизношение у детей"

Домрачева Надежда Валентиновна, учитель-логопед

МБОУ СОШ №26

город Сургут Тюменской области


Формируя у детей звуковую культуру речи, взрослые учат их правильно пользоваться всеми языковыми средствами: правильным звукопроизношением, темпом, ритмом и интонацией речи, фразовым и логическим ударением, формируют у них речевое внимание и слух.  Всё это способствует развитию интеллекта детей и готовит их к успешному обучению в школе.               

Однако у некоторых детей имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Среди причин, вызывающих нарушения речи, выделяются поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (патологии беременности, асфиксии, тяжелые соматические заболевания и инфекции), наследственный фактор, когда ребёнку передается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в речи. Часто причиной нарушения произношения является и укороченная уздечка языка (подъязычная связка), которая не дает языку возможность высоко подниматься (при звуках [Ш], [Р]). Слишком большой язык и от этого неповоротливый или слишком маленький, неправильное строение челюстей, нёба, толстые губы (часто с отвислой нижней губой) или укороченная, малоподвижная верхняя губа также могут привести к нарушению звукопроизношения. Вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение, с людьми, у которых неясная, а иногда с диалектными особенностями речь. Плохо сказывается на речи детей заучивание трудных для произносительных возможностей стихотворений, а также недостаточность речевых контактов.

Доказано, что совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Поэтому развитие ручной моторики у детей имеет большое значение и для активизации речевой моторики, и для подготовки руки к письму. Полезны артикуляционные упражнения. Они укрепят и сделают подвижными мышцы языка, губ, мягкого нёба и тем самым выработают у детей чистое произношение звуков, чёткую дикцию. Надувание воздушных шаров, пускание мыльных пузырей, дутьё в пузырёк с узким горлышком (поднести пузырёк к нижней губе и подуть, чтобы получился свист) помогут увеличить объём лёгких, научат детей постепенно использовать выдох во время речи, избавят от речи «взахлёб» (речь на вдохе, а правильная речь производится на выдохе). Для того, чтобы помощь ребенку с отставанием в речевом развитии была результативной, необходим комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей. Преодолеть дефекты речи, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков поможет логопед, но основную нагрузку в обучении правильной речи родители должны взять на себя. Устная речь формируется на основе подражания. Воспитывайте у детей привычку смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка. Это поможет детям формировать правильную артикуляцию звуков. В дальнейшем необходимо развивать у детей полноценный фонематический слух – умение слышать все звуки в звучащем слове. 

                                      

 

                 Упражнения на развитие фонематического слуха.

                                                                                               

1.    Я сейчас буду произносить звуки; если услышишь звук [с], хлопни в ладоши: [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], а сейчас произнесу слоги, если услышишь звук [с], хлопни в ладоши: ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. А теперь я произнесу слова, если услышишь звук [с] в слове, хлопни в ладоши (мак, сыр, сук, полка, сынок).

 

2.    Найди , в названии которой слышится звук [с] (сова, мишка, собачка, слоненок, машинка, жираф, ослик).

 

3.    Где слышится звук [с] в слове сова (в начале слова, в середине слова или в конце слова – в начале слова), а в слове лиса – где слышится звук [с] (в середине слова), в слове нос где слышится звук [с]? (в конце слова).

 

4.    Дифференциация слов, одинаковых по звучанию: мишка — миска, каска — кашка. Разложить картинки перед ребенком. Покажи картинку с изображением мишки,  покажи картинку с изображением миски.  

 

5.    Положи перед собой картинки, в названии которых слышится звук [с] (ананас - в конце слова слышится звук [с], персик – в середине слова слышится звук [с], слива - в начале слова слышится.

 

6.    Найди овощи, в названии которых слышится звук [с] (капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок). Где слышится звук [с] в слове салат? (в начале слова). В слове чеснок? (в середине слова). В слове редис? (в конце слова).

 

7.    Разложи в два столбика картинки с изображением предметов, в названии которых слышатся звуки [с] и [ш]: слева – картинки, в названии которых слышится звук [с], а справа – картинки, в названии которых слышится звук [ш].