Конспект занятия "В поисках солнечных лучиков"

Миничева Ирина Константиновна, воспитатель

МДОУ детский сад № 105

г. Рыбинск


Цель: Формирование  обобщенного представления о Солнце.

 

Задачи:

1.      Расширять и обогащать представление детей о солнце –  источнике света и тепла.

2.      Формировать у детей умение слушать вопрос взрослого и отвечать на него; активизировать словарный запас.

3.      Продолжать учить различать величину: «большая-маленькая».

4.      Развивать:  внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, желание экспериментировать.

5.      Воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела, и умение следить за своим здоровьем.

 

Предварительная работа: Наблюдение за солнцем на прогулке, чтение и разучивание потешек, закличек о солнышке, рассматривание картинок, иллюстраций, рисование  солнышка, разучивание самомассажа с шишками, подвижной игры «Солнце», игры с прищепками.

 

Материал: Конспект, плоскостной макет солнца и лучики.  Игрушки  ежик,  белка,  заяц,  2 ведра – большое и маленькое,  плоскостные изображения ежиков,  прищепки,  шишки еловые и сосновые по количеству детей,  шапочка «солнце»,  «чудесный мешочек»,  панамка,  солнечные очки  (на каждого ребенка),  настольная лампа, зеркало, фонарик.

 

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, как светло у нас в группе! (выключает свет).

- Что произошло? (Стало темно).

Воспитатель включает освещение.

- Опять стало светло? Почему? ( Включили свет).

ВыводСвет можно включить, чтобы было светло, когда на улице темнеет, мы в домах включаем свет.

(загадывает загадку)

Кто, лучистым, ярким светом

Пробежался по предметам?

Луч горячий выпускает,

Землю нашу освещает?

Если к нам в окно заглянет,

Все, как в сказке засияет! (Солнышко).

«Солнышко проснулось»

В природе есть свой свет, это солнышко. Утром оно восходит на небе и становится все кругом светло. Целый день солнышко светит, а вечером «ложится спать».

Вывод: На небе живет солнышко.

- Кто рад Солнышку? (люди, птицы,  растения, животные).

Воспитатель: Ребята, а солнышко уже здесь, услышало, что о нем говорят, и поспешило к нам. Давайте мы его позовем.

Солнышко – нарядись,

Красное – покажись.

(на мольберте появляется Солнышко)

Воспитатель: К нам заглянуло солнышко, но  посмотрите на него, какое оно? (грустное, не улыбается).

- Давайте спросим у солнышка, что случилось? (дети спрашивают)

Солнышко (воспитатель говорит от лица солнца): Я - солнце весеннее, послало свои солнечные лучики землю согреть, а они потерялись.

Воспитатель:

Лучики у Солнышка пропали.

Солнышку улыбку вы верните,

Лучики для Солнышка найдите

Надо Солнцу помогать…

(обращается к детям) Будем лучики искать?

Солнышко: Дорогу вам покажет волшебный огонёк.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь за лучиками солнца.

Волшебный огонёк, помоги, нам дорогу укажи.

Воспитатель: Вы слышите, кто - то плачет. Посмотрите, кто там прячется под елкой?( Бельчонок). Такой маленький и очень грустный.

- Давайте поздороваемся с ним и узнаем, почему бельчонок такой грустный,(дети здороваются, и спрашивают).

- Что случилось, бельчонок? Почему ты грустишь?

Бельчонок: Мама дала мне два ведерка  и попросила собрать большие и маленькие шишки. А я не умею, различать большие шишки, от маленьких и не знаю, в какие ведерки их складывать. (Вздыхает).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, как мы можем помочь бельчонку? (Ответы детей)

Воспитатель: Я с вами согласна (работа детей).

Упражнение «Разложи правильно шишки»

(по ходу работы спросить детей, в какие ведра надо складывать большие, маленькие шишки).

Воспитатель: Вы все постарались! Посмотри, бельчонок, ребята с заданием справились, все шишки  собрали правильно.

Бельчонок: Спасибо, ребята! Вы помогли мне, а я помогу вам. Я знаю, вы ищите солнечные лучики. У меня есть такие, я их с елочки снял, за которую они зацепились. (Отдает лучики).

Воспитатель (вместе с детьми): Спасибо, бельчонок, а сейчас мы научим тебя играть с шишками.

Самомассаж с использованием шишек (дети берут по шишке и начинают выполнять массаж в соответствии со словами).

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке её покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю - кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

Здоровье себе сохранить помогаю.

Воспитатель: Здорово поиграли!  Отправимся в путь дальше за лучиками солнца! Волшебный огонёк, помоги, нам дорогу укажи.

- Ребята, волшебный огонек привел нас к норке, что это за норка, как вы думаете, кто же в ней живет? (Ёжик). А вот и он!

- Поздороваемся и спросим, нет ли у него солнечных лучиков, они нам так нужны. (Дети здороваются).

- Здравствуй, ёжик! Что ты ищешь?

Ёжик: Мои ежата пошли гулять, налетел сильный ветер и они растеряли свои иголочки, В лесу без солнышка темно, я ни как не могу их найти.

Воспитатель: Ребятки, что будем делать? Как мы можем помочь ежику? Из чего мы можем сделать ежатам иголочки? (Воспитатель выставляет коробки с карандашами, счетными палочками, прищепками). Рассуждения детей.

Упражнение « Прищепки»

(Дети собирают прищепки и прикрепляют их ежатам).

Ёжик: Спасибо, детки, порадовали вы меня! За это  отдам вам лучики, я их под корнями деревьев нашел.

(Воспитатель и дети благодарят и прощаются с ежом).

Воспитатель: Нам пора дальше в путь. Волшебный огонёк, помоги, нам дорогу укажи. Ребята, смотрите,  кто нас встречает.  (Зайка). Поздороваемся с зайцем и спросим, нет ли у него солнечных лучиков, они нам так нужны (дети здороваются, спрашивают про лучики).

Зайка: Хорошо, я вам помогу, но сначала отгадайте мою загадку:

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце)

- Быстро отгадали, молодцы! За это я вам дам «чудесный мешочек», а вы решайте, что с ним сделать?

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Как вы думаете, что там внутри? (дети на ощупь вынимают предметы, находят лучики)

- Интересно, почему заяц положил в мешочек панамку? Рассуждения детей.

«Солнечный удар»

Обратить внимание детей, что солнце, особенно  летом, печет горячее, надо обязательно носить головной убор, а не то может быть перегрев организма – «солнечный удар».

Вывод: В солнечную погоду без головного убора выходить на улицу - нельзя! Поэтому зайчишка, спрятал в мешочке панамку. Ребенок достает из мешка солнечные очки. Что это? А очки-то зачем? (Ответы детей).

Опыт с лампой и очками: «Невооруженный глаз»

Объяснить детям, что смотреть, без очков на солнце нельзя, вредно для здоровья  (заболят глаза, потекут слезы).

ВыводСолнышко бывает «доброе» и «злое». Смотреть на солнце глазками, без солнечных очков, нельзя, оно слепит глаза.

- Хотите посмотреть  на наше маленькое солнышко? (дети надевают солнечные очки и смотрят на лампу).

- Слепит ли вам глазки свет от лампы? Почему? (очки их защитили).

Воспитатель: Посмотри (имя ребенка), есть ли что-нибудь еще в мешочке? (ребенок достает лучики). Воспитатель и дети благодарят зайку.

Зайка: Очень хочется мне с вами, ребята, поиграть!

Подвижная игра «Солнце»

Дети встают в круг, взявшись за руки. «Ловишка - солнце»» сидит на корточках в центре круга, дети идут, говорят слова:

Солнцесолнце, ты нам друг.

Без тебя темно вокруг (поворачиваются лицом в круг).

Солнце стало просыпаться и к ребятам прикасаться«Жги»

(протягивают руки к «ловишке», он ловит).

Дети должны спрятать руки за спину.

Воспитатель: Спасибо зайка, было очень интересно! Но нам пора идти дальше.

- Волшебный огонек, помоги, нам дорогу укажи. Ребята, огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучики. Теперь мы сможем помочь солнышку. (Дети  подходят к мольберту).

Воспитатель: Вот оно, солнышко, нас дожидается. Давайте лучики, вернем  солнышку. (Дети по очереди прикрепляют лучи вокруг солнца).

(Воспитатель заменяет Солнышко грустное на веселое).

Воспитатель: Как вы думаете, почему солнышко улыбается? (у него появились лучики)

- Какое стало солнышко?  (весёлое, радостное, теплое, горячее, лучистое, доброе, ясное, яркое, красивое, нежное, ласковое).

- Ребята, за что мы любим солнышко? (дает тепло, греет землю).

- Когда солнышко светит ярко?  (весной, летом).

- Для чего солнышку нужны лучики? (обогревать людей, зверей, растения, радовать всех).

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если солнышко исчезнет? (станет темно, холодно, не будут расти растения).
Воспитатель: Правильно, а если не будут расти растения, то животным, птицам и людям нечего будет есть.

Солнышко:  (солнышко благодарит детей за лучики).

Буду, буду я опять

Деткам весело сиять!

Будут лучики блистать,

Все в округе согревать!

Воспитатель: Вот как весело, когда с нами солнышко. Всем нужно солнышко, чтобы расти и быть здоровыми.

Подведение итогов:

- Скажите, а что мы с вами сегодня делали?

- Кому мы помогли?

- Что больше всего вам понравилось?

 

А теперь похвалите себя «Ах, какой я молодец».