Консультация для родителей на тему: "Возрастные особенности детей 2-3 лет"

Болжанова Зульфия Алимхановна, воспитатель

МБДОУ ДС 83 "Золотой петушок"

Красноярский край, г.Норильск


Развитие малыша в возрасте 2-3 лет.

Наконец - то ребёнок становится более самостоятельным. Теперь пришла пора исследовать мир вокруг. Он уже немного разговаривает, хорошо понимает речь своих родителей. Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности. Появляются вопросы, интересы, проявляется характер.

В 2 - 3 года уже можно начинать развивающие занятия с крохой. Обязательно занимайтесь с ним творчеством, играйте вместе, читайте вслух. Очень скоро вы удивитесь, как многому научился ребёнок.

Активный малыш очень любит играть. У детей в этом возрасте большая потребностьв движениях. Зато после активного дня они хорошо спят. Словом, им необходимы прогулки и игры на свежем воздухе. Ещё одна особенность развития - желание общаться, дружить и играть с другими детьми. Теперь это в приоритете.

Особенности психического развития.

Деятельность малыша всё больше направлена на изучение мира вокруг. Интерес стимулировал его начать ходить, научится бегать. Теперь он может наконец - то посмотреть, что же там, за дверями его комнаты. У детей двух – трёх лет всегда полно вопросов. Это стимулирует развитие речи и накопление словарного запаса.

Одна важная особенность - ребёнок ещё не очень хорошо понимает, что «живое», а что «неживое». Он разбирает и ломает свои игрушки, а может точно так же поступить с пойманной бабочкой или лягушкой.

Это не проявление агрессии или жестокости. Просто он ещё не понимает, что причиняет боль живому существу. Родителям не нужно ругать малыша, просто объясните его ошибку. Что такое «больно», он уже знает, поэтому сможет вас понять.

Конечно, на такие моменты стоит обращать внимание. Возрастные особенности перерастают в привычки и манеры поведения, если родители не контролируют то, что происходит. Если у вас дома есть животные, то объяснить разницу гораздо проще. Покажите, расскажите, как стоить обращаться с домашним любимцем.

Продолжается становление психики. Все её компоненты начинают активно развиваться. В этом возрасте можно начинать обучение простым вещам, в 2 -3 годика кроха уже вполне способен научиться кое - что делать самостоятельно.

Восприятие мира.

В возрасте 2 - 3 лет нормальное восприятие мира - позитивное. Дети радостные, смеются, готовы играть и знакомиться с другими детишками. Для знакомства с миром используются все органы чувств:

хочется всё потрогать ручками;

попробовать на вкус;

рассмотреть хорошенько;

понюхать;

послушать, если можно.

Сейчас просто необходимо давать малышу материал для исследования мира вокруг. Очень важны положительные эмоции: они стимулируют дальнейший интерес.

На деле всё очень просто: гуляйте с крохой на улице, показывайте ему растения, животных, знакомьте с другими малышами. Пусть каждый день мир дарит ему что - то новое.

Если ребёнок угрюмый, его ничего не интересует и не вызывает эмоций, значит, что - то не в порядке. Психологическое развитие к 2 - 3 годам обеспечивает малыша познавательным интересом, стремлением к общению. Такое поведение может говорить о проблемах с нервной системой.

Память.

Объём памяти ещё мал. Многие действия приходится повторять по много раз, чтобы ребёнок наконец – то смог выполнять их без вашей помощи. Зато каждое новое умение вызывает у него восторг.

Основная особенность памяти в этом возрасте – её избирательный характер. Запомнить легко можно только то, что интересует. Неинтересные для ребёнка сведения он просто упускает из виду.

Если хотите чему - то научить малыша, то лучше всего придумать, как это преподнести. Возрастные особенности детей сейчас таковы, что только яркие, занимательные образы их притягивают. Лучше всего запоминается то, что можно посмотреть, потрогать, изучить. Абстрактные понятия ещё не недоступны ребёнку.

Мышление.

Мышление опять же наглядное. Нельзя просто объяснять ребёнку, как завязывать шнурки или застёгивать пуговички. Нужно показывать – тогда он может воспроизвести увиденное. Это касается всего, что малыш делает. Хотите научить – давайте ему наглядные примеры, показывайте сами и просите повторить.

Речь.

В 2 - 3 года речь стремительно развивается. Некоторые малыши уже к 3 годам вполне неплохо говорят. К этому моменту словарь ребёнка составляет уже 350 - 400 слов. Очень позитивно влияет на развитие речи:

чтение;

общение с родителями;

общение со сверстниками.

У детей совместные игры носят уже сюжетный характер; а значит; его персонаж обязательно должен говорить. Часто игры задействуют сразу много детей. Это отличная речевая тренировка. Вообще, поход в детский сад стимулирует социальное и личностное развитие, но речь – в первую очередь. Тут можно узнать новые слова, подправить дефекты речи.

                               Занятия с малышом.

Возрастные особенности ребёнка позволяют уже в 2 - 3 годика начать с ним заниматься. Мышление, память, речь, интеллект активно развиваются.

С помощью родителей, детского сада, кружков можно помочь малышам скорее повзрослеть. Оставлять сейчас ребёнка без внимания – большая ошибка. Его познавательные способности развиваются, поэтому мыслительная деятельность просто необходима.

Творчество.

С ранних лет творчество благотворно влияет на развитие речи. Сейчас уже видны склонности малышей к разным видам творчества. С 2 – 3 лет начинаются простые занятия:

рисование;  

лепка;

конструкторы;

аппликации.

Всем этим можно заниматься дома. Ещё рановато отдавать малышей в творческие кружки, но через пару лет они смогут без проблем посещать их.

Все это полезно для развития мелкой моторики у детей. Сейчас это необходимый навык, ведь скоро ребёнок начнёт учиться писать, готовиться к школе.

Разные виды творчества предлагают малышам в детском садике. Тут воспитатели лучше знают, как заинтересовать детей яркими красками, карандашами и интересными техниками. Такая деятельность успокаивает детей. Лучше всего планировать занятия перед дневным сном.

Чтение.

Уже с 3 лет можно научить малыша читать, а до того – читайте вслух. Дети не могут долго концентрировать внимание, так что выбирайте коротенькие сказки. Очень важно для малыша слышать вашу правильную речь. Читайте с выражением – пусть сказка вызывает у ребёнка разные эмоции.

Кроме того, чтение способствует развитию фантазии, пополнению словарного запаса. Малыш выучивает новые слова, даже если пока ещё не использует их. Обязательно подбирайте книжки по возрасту, чтобы крохе было интересно.

Игры.

В возрасте 2 лет игра не всегда носит осознанный характер. Детей нужно учить играть, иначе даже самые забавные игрушки не будут вызывать интереса. Повозите машинку перед ним, покажите, как можно укачивать куколку. К 3 годам для игры нужно всё больше воображения. Они с радостью играют вместе, делятся игрушками.

Совместные ролевые игры очень важны в этом возрасте. Дети должны научиться ладить, договариваться, следовать оговорённым правилам. А ещё это весело. Детям просто необходимо проводить время в компании сверстников.

Развитие воображения.

Чтение, творчество, игры влияют на развитие воображения у детей. Активная фантазия начинает проявляться с 3 лет. Сейчас мир вымышленный и реальный практически совпадают для крохи. Он может рассказывать вам выдуманные истории так, будто это происходило на самом деле.

Объясните крохе, что нужно говорить правду, даже если она не такая захватывающая и интересная. Очень скоро он разберётся, что к чему. Воображение – вещь индивидуальная. У кого - то оно очень бурное и «неотключаемое», а кто - то выдумывает лишь во время игры. Не стоит беспокоиться: это личностная особенность каждого человека.

Подготовка к садику.

Многие родители отдают малышей с 3 лет. Раньше тоже можно, но это не очень полезно для детской психики. Конечно же, малыш захочет задать вам кучу вопросов про детский сад. Подготовку начните именно с этого -поговорите с ним. Расскажите, как сами ходили в садик, во что там играли, что делали.

Процесс адаптации с его сложностями неминуем, даже для самых самостоятельных и общительных малышей.

Родителям тоже необходимо подготовиться. Вводите кроху в режим постепенно: начиная с лета, будите пораньше. Узнайте в вашем детском саду режим дня - когда обед, дневной сон, прогулка, занятия – и старайтесь ему следовать. Ребёнок привыкнет, и тогда ему будет гораздо проще освоиться в саду.

Маленькие дети хорошо адаптируются к условиям садика, если немного подготовились. Сейчас для мам и малышей есть отличный способ - провести несколько часов в саду. Дети постепенно привыкают, начинают дружить - так им и вам гораздо легче. Обстановка становится более тёплой, ведь мама рядом. Необходимо учитывать эти особенности малышей, прежде чем отдавать их в детский сад.