Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Журавлёва Юлия Александровна, воспитатель

Дуплякова Оксана Ивановна, воспитатель

МБДОУ "ДСКВ №26 "Кристаллик"

Юргинский ГО


Группа: старшая, подготовительная

Цельформирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

 1.Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);первоначальные системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).Знакомить детей с флорой и фауной родного края.

2. Создавать развивающую экологическую среду в дошкольном образовательном учреждении.

3.Обеспечивать  непрерывность экологического образования в системе: детский сад – семья.

4. Развивать познавательный интерес  к миру природы.

5. Воспитывать  гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

 

 

План инновационной деятельности на 2019-2020 учебный год

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

Сентябрь

1.Выявление уровня экологических знаний.

2.Повышение собственной профессиональной компетентности.

3.Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом.

4.Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению.

1.Диагностика

2.Разработка и утверждение плана работы.

3. Изучение   литературы по теме проекта.

 

1. Беседы по теме

2.Торжественное посвящение в эколята.

3.Д/и

«Напоминающие знаки» (правила поведения в лесу)

Д/и «Умеете ли вы беречь лес?»

Д/и «С какого дерева листок?»

Д/и «Угадай, что где растет»

 

1.Анкетирование 

 

2. Оформление экологического стенда, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Октябрь

1.Познакомить детей с понятием «Заповедник» и роли человека в жизни его обитателей.

2.Познакомить детей с особенностями жизни бурого медведя

3.Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.

 4.Учить устанавливать причинно - следственные связи.

5.Повышение педагогической компетентности родителей.

1.Создание картотеки художественного слова для проведения сезонных прогулок.

 2.Консультация:

«Экологическое воспитание детей в семье».

3.Буклет

«Наши друзья-витамины».

1. Заповедник:

«Что такое заповедник».

2. Музей:

«Хозяин тайги»

3. Праздник

«Золотая осень».

4. Поисково-экспериментальная деятельность

«Почему осенью листья желтеют?»

 

Участие в конкурсе поделок из природного материала«Дары осени»

Ноябрь

1.Систематизировать знания дошкольников об особо охраняемых природных территориях Кузбасса.

2.Уточнить представления детей о лесе.

3. Привлечение внимания детей и взрослых к проблеме зимующих птиц, с целью сохранения их численности.

4. Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

1.Консультации для педагогов:

«Проектно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию».

2. Буклет «Воспитание безопасного поведения детей в природе».

1. Заповедник:«Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

2. Музей:

«Деревья - краса земли».

3. Эко акция «Фестивалькормушек».

4. Поисково-экспериментальная деятельность«Почему появляется ветер».

Принять участие в экологической  акции «Фестиваль кормушек»

Декабрь

1.Расширять знания детей о лисе.

2.Обобщить знания о птицах.Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

3.Создать у детей положительный эмоциональный настрой. Способствовать воспитанию экологической культуры у дошкольников.

4.Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

5. Повышение педагогической компетентности родителей.

1. Консультация:

 «Играя, познаем природу».

2. Буклет«Как подкармливать              зимующих птиц»

 

 

 

1. Заповедник:

«Лиса - всему свету краса».

2. Музей:

«Птицы. Маленькие загадки в большом мире птиц».

3.Физкультурный досуг «Эколята- спортивные ребята».

4. Поисково-экспериментальная деятельность«Почему птицы могут летать?»

Проведение акции «Поможем птицам» - установление кормушек, изготовленных дома родителями, на территории детского сада.

Январь

1.Воспитать у детей бережное отношение к окружающей природе, исчезающим видам животных.Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана красная книга.

2.Расширить представления дошкольников о живой и не живой природе.

3. Закрепить знанияполученные о животных.

4.Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух для всего живого на земле.

5. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов.

1. Консультация:

«Войди в природу другом».

2. Открытое мероприятие:

«Познавательно-исследовательская деятельность в экологическом воспитании детей в старшей и подготовительной группах».

1. Заповедник:

«Где ты, рысь, ходила».

2. Музей:

«Камни – самоцветы».

3.Викторина «Как зимуют звери».

4. Поисково-экспериментальная деятельность«Воздух нужен для всего живого на Земле»

Анкетирование родителей на тему «Воздух в нашей квартире»

Февраль

1.Познакомить детей с животным –бурундуком.

2.Углублять и расширять знания детей о Байкале, и его обитателях-нерпах.

3.Способствовать формированию экологической культуры детей через привитие доброжелательного отношения к цветам.

4.Учить устанавливать причинно - следственные связи.

5.Повышение педагогической компетентности родителей.

1. Консультация:«Прогулки в природу - основа здоровья ребёнка»

2. Буклет«Правила поведения в природе»

 

1. Заповедник:

«Откуда у бурундука полоски?».

2.  Музей: «Нерпа – удивительное животное Байкала».

3.Праздник стихов:

«Земля без зверей – не земля».

4. Поисково-экспериментальная деятельность «Исследуем слой снега».

«Зимние узоры на окне» - домашнее задание детям и родителям для самостоятельного наблюдения и объяснения.

Рекомендовать подготовить с ребенком стихотворение к празднику стихов.

Март

1.Воспитывать бережное отношение к миру природы.

2.Познакомить детей с лекарственными растениями.

3.Формирование экологической культуры личности дошкольников, природоохранное отношение к окружающей среде.

4.Обобщить, уточнить знания детей о воде5.Повышение педагогической компетентности родителей.

1.Презентация экологической газеты через сайт детского сада.

2. Консультация:

«Воспитываем в детях гуманное отношение к окружающему миру».

3. Буклет«Зеленый мир на окне»

 

1. Заповедник:«По следам таежных зверей».

2.Музей:«Лекарственные растения»

3. Выпуск экологической газеты.

4. Поисково-экспериментальная деятельность«Вода в природе и в быту»

Домашнее задание: фотоконкурс «Как я ухаживаю за комнатными растениями дома»

Апрель

1.Дать реалистичные знания о жизни бобров, об особенностях их поведения, питания, внешнем виде; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

2.Знакомство воспитанников с таким геолог ические образования на поверхности коры Земли как вулкан.

3.Обобщение и закрепление знаний дошкольников по экологии.

4. Знакомство с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности

5.Повышение педагогической компетентности родителей.

1.Мониторинг по экологическому воспитанию детей.

2. Конкурс по созданию листовок «Защитим лес от пожаров.

3.Буклет «Основные правила поведения в природе»

1. Заповедник: «Водяные мастера — бобры»

2.Музей:«Вулканы -загадка природы».

3. КВН «Знатоки природы».

4. Поисково-экспериментальная деятельность«Извержение вулкана»

 

 

 

Участие в КВН.

Рекомендации родителям: чтение познавательной литературы, рассматривание атласов, энциклопедий о планете Земля.

Май

1.Уточнить представления о соболе.

Расширять кругозор, речевой запас детей

2. Расширить представление детей о разнообразии семян.  

3.Привлечение родителей и сотрудников детского сада к участию и совместному проведению акции.Восстановить озеленение территории детского сада.

4.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности,  бережное отношение к растительному миру.

1. Подведение итогов деятельности ДОУ по использованию инновационных методик и технологий, определение перспектив работы на следующий год.

2. КВН (совместное мероприятие  родители с детьми) «Знатоки природы».

3.Буклет «Правила безопасности для детей, на прогулке летом».

1. Заповедник:«Соболь – символ сибирской тайги».

2. Музей:«Семена и условия их прорастания».

3.Акция «Посади цветочек» (совместная трудовая деятельность родителей, детей, воспитателей по оформлению цветочных клумб).

4. Поисково-экспериментальная деятельность«Как вырастить растение».

Принять участие в акции.

           

Список использованных источников:

1.      Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.

2.      Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.

 

3.      Танцырева Л. А. Метод проектов как инновационный способ экологического воспитания дошкольников [Текст] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 122–125. – ISBN 978-5-906626-69-1.