Лесное путешествие

Куклова Надежда Вячеславовна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 87"

г.Нижний Новгород


Задачи

-Обобщать и систематизировать представления о животных леса, их внешнем виде.

-Расширять представления о жилищах и повадках лесных обитателей.

-Формировать интерес к природе.

-Совершенствовать навык словообразования при образовании притяжательных прилагательных, обозначающих место обитания животных, умения группировать и делать исключения.

-Развивать внимание, мышление, память, связную речь, кругозор.

-Учить употреблять предлоги.

-Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: 

Просмотр видеосюжетов о диких лесных животных, местах их обитания, детских мультфильмов: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и волк»; экскурсии с родителями в зоопарк, зверинец; рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением лесных животных с детенышами; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением животных; чтение энциклопедии «Животные России», рассказов: «Медвежья семья», «Логово рыси», «Рысь», «Лисья нора», «Лоси», «Еж», «Белки», «Волки», «Олени» И. Соколова-Микитова, «Лиса» К.Ушинского.

Методы и приемы:

-   словесные (вопросы, беседа, стихи, объяснения),

- наглядные (картинки),

- сюрпризный момент,

-создание игровой и проблемной ситуаций.

Материал:

Сюжетные картины с изображением семей диких животных, картинки с изображением диких животных,  «волшебный» конверт, картинки с изображением следов диких животных, схематическое изображение жилищ диких животных, корзинка с угощениями для животных. 

Ход занятия:

1.Вводная часть

В: Послушайте стихотворение:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем!  (Лес)

-Сегодня мы отправимся в лес.

По дорожке мы шагаем                               Дети маршируют на месте.

И друзей своих встречаем.                        

Здравствуй, белка!                                      Прижимают согнутые руки

                                                                      к груди кистями вниз.

Здравствуй, стриж!                                     Взмахивают кистями,

                                                                      как крыльями.

Здравствуй, заинька-малыш!                     Приставляют ладони к голове

                                                                      (заячьи уши)

Здравствуйте, мои друзья!                        Поднимают руки вверх

                                                                     и приветственно машут ими.

Очень рады видеть всех!                          Прижимают руки к груди и

                                                                   Вытягивают их вперед.

В: Кого мы увидим в лесу?

Сегодня мы поговорим о лесных жителях. Скажите, какие животные живут в лесу? Как их можно назвать одним словом? (дикие) Почему?(Потому что они заботятся о себе, сами добывают пищу)

2. Основная часть

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

В: Я буду описывать животное, а вы угадайте, кто это.

Дети выполняют задание.

-Косолапый, неуклюжий, неповоротливый, медлительный, бурый, крупный, большой, хищный, тяжелый, мощный, сильный, лохматый, впадающий в спячку, агрессивный, опасный…(медведь)

-Серый, злой, грозный, зубастый, голодный, хищный, крупный, воющий, выносливый, агрессивный…(волк)

-Толстый, мощный, сильный, неуклюжий, злой, дикий, осторожный, коричнево-бурый, хрюкающий, опасный, травоядный…(кабан)

-Крупный, большой, горбоносый, сохатый, сильный, длинноногий, рогатый, буро-черный, спокойный, осторожный, боязливый, травоядный…(лось)

-Стройный, грациозный, степенный, благородный, красивый, величественный, рогатый, травоядный, крепкий, темно-коричневый, тревожный…(олень)

-Пушистая, красивая, хищная, некрупная, небольшая, изящная, хитрая, вороватая, рыжая…(лиса)

-Небольшой , массивный, длинношерстный, короткохвостый, впадающий в спячку, неуклюжий, хищный, ночное животное, чистоплотный, с полосатой мордочкой, темно-серый…(барсук)

-Маленький, безобидный, трудолюбивый, неповоротливый, тихий, травоядный, осторожный, зубастый, длиннохвостый, водоплавающий, с блестящей шерстью, коричневый грызун…(бобр)

-Милый, пушистый, пугливый, трусливый, шустрый, подвижный, травоядный грызун, длинноухий, косой, белый, русый, короткохвостый…(заяц)

-Маленький, коротколапый, ночное животное, пугливый, впадающий в спячку, насекомоядный, колючий, серый…(еж)

-Маленькая, пушистая, проворная, юркая, подвижная, веселая, игривая, серая, рыжая, забавная, ручная, трудолюбивая, запасливая, травоядная…(белка)

-Маленькая, полевая, лесная, юркая, шустрая, подвижная, длиннохвостая, серая, запасливая…(мышь)

 

В: Назовите русские народные сказки, действие в которых происходит в лесу с участием диких животных.

Д: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Лиса и волк»...

Дидактическая игра «Кто или что где находится?»

В: Вставьте пропущенный предлог.

Воспитатель читает предложения. Дети вставляют пропущенные предлоги.

-Лисица забежала …(в) нору. Лисица выглядывает …(из) норы.

-Белка сидит…(на) суку. Белка перепрыгнула…(с) дерева…(на) дерево.

-Волк бежит …(за) зайцем. Лисица бежит …(за) мышкой.

-Заяц спрятался …(под) кустом. Муравейник находится…(между) соснами.

-Заяц выглядывает…(из-за) куста.

 «Назови семью»

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок, семья-медвежья.

Папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, семья-волчья.

Папа-еж, мама-ежиха, детеныш –ежонок, семья-ежиная

Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок.

Папа-лис, мама-лисица, детеныш-лисенок., семья-лисья.

Папа-лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок.

Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок.

 

В: В лесах встречаются ондатры, ласки, горностаи, хорьки, выдры, волки, землеройки, крысы, мыши, полевки. Работы по восстановлению численности ценных видов животных привели к успешному расселению речного бобра, благородного и пятнистого оленя, лося; широкораспространен обитавший здесь ранее кабан. Водятся в лесах лисицы, белки, барсуки, зайцы. Численность некоторых животных сократилась. Это-выхухоль, большой тушканчик. Редкостью стали: бурый медведь, волк и рысь.

Физкультминутка «Звери в лесу»

Осенним днем, лесной тропой                               Дети, стоя в кругу, идут

Звери шли на водопой.                                           спокойным шагом.  

За мамой лисицей крался лисенок.                      Крадутся на носках.

За мамой-ежихой катался ежонок.                      Приседают и медленно

                                                                                Двигаются вперед.

За мамой-медведицей шел медвежонок.            Идут вперевалку.

За мамой-белкой скакали бельчата.                    Скачут в полуприседе.

За мамой-зайчихой – косые зайчата.                   Скачут на месте.

Волчица вела за собою волчат,                            Шагают.

Все мамы и дети напиться хотят.                         Хлопают в ладоши.     

 

 

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Дети по очереди достают из «волшебного» конверта картинки с изображением следов животных и говорят, кому они принадлежат.

Дидактическая игра «Четвертый лишний?»

В: Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.(картинки)

-Волк, лиса, медведь, кролик.

-Медведь, волк, олененок, барсук.

-Барсук, ежик, лиса, кошка.

-Пантера, барс, тигр, медведь.

-Заяц, мышь, олень, ондатра.

-Лама, лось, жираф, носорог.

-Корова, коза, носорог, лось.

-Волк, лиса, белка, медведь.

-Ондатра, нутрия, бобр, хомяк.

Дидактическая игра «Где живут обитатели леса?»

В: Животные на лесной полянке перепутали свои жилища, давайте поможем их вернуть в свои домики.

(Вывешивается схематическое изображение жилищ диких животных)

-Медведь в берлоге; чья она? - …(медвежья берлога).

-Волк в логове; чье оно? - …(волчье логово).

-Лиса в норе; чья она? - …(лисья нора).

-Бобр в хатке; чья она? - …(бобровая хатка).

-Белка в дупле; чье оно? - …(беличье дупло).

-Мышь в норке; чья она? - …(мышиная норка).

-Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.

Упражнение «Кому что дадим?»

В нашем лесу лесные жители грустят: ведь им хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?

Мясо дадим волку.

Малину и мед-…

Морковь, капусту-…

Яблоко, мышку-…

Орехи, грибы-…

Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные.

 

3.Заключительная часть

В:Вот и закончилось наше путешествие. Что вам запомнилось? Что было  интересным?