Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Попова Светлана Петровна, учитель-логопед

МДОБУ детский сад №53 «Рябинка»

р.п. Чунский Иркутской области


Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически, тем богаче и органичнее развивается его личность. 

Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей наряду с поисками новых современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы классической педагогики.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на формирование интереса и потребности в чтении и восприятии книг, развитие литературной речи; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Помимо общих образовательных задач я, как логопед, выделила коррекционные задачи:

- Активизация предметного словаря.

- Развитие слухового внимания и памяти.

- Развитие диалогической речи. 

- Развитие связной речи, логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно-художественное отношение к литературе. Характерной становится избирательность к произведениям определенного вида и содержания.

Дети стремятся поделиться с взрослыми и сверстниками впечатлением о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение и характеры героев, рассказать о переживаниях, которые вызвало произведение, рассказать понравившийся сюжет, прочесть наизусть любимое произведение.

Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе знакомых фольклорных и литературных текстов.

Для более полного литературного развития  детей старшего дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении используем следующие методы:

- Чтение (рассказывание) взрослого

- Беседа после чтения

- Чтение с продолжением

- Беседы о книгах

- Тематические выставки в книжном уголке и центре худ.деятельности.

- Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления.

Особо хочу остановиться на последнем методе.

В нашем детском саду стало хорошей традицией проводить литературные праздники, посвященные юбилейным датам детских писателей, поэтов или отдельных произведений.

В 2020 году в рамках празднования 107-летия Сергея Михалкова был разработан проект на тему "Творчество С.В. Михалкова".

 Для достижения результатов данного проекта были поставлены следующие цели: 

Образовательные 

1. Познакомить с творчеством С.Михалкова.

2. Познакомить с правилами поведения в книжном уголке.

3. Организовать заучивание и инсценирование некоторых стихов С. Михалкова.

Воспитательныецели:

1. Формировать заинтересованность детей и родителей к творчеству писателя.

2. Воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным.

3. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

Развивающиецели:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

2.Поощрать творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и др. видах деятельности.

Коррекционные цели:

 1. Развивать диалогическую и связную речь.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Предполагаемый результат в ходе реализации проекта:

- Знание творчества С. Михалкова.

-Определить правила общения с книгой.

-Заучить некоторые стихи С. Михалкова.

-Вызвать интерес детей и родителей к чтению.

В ходе реализации проекта проводили беседы о биографии поэта, где давали сведения о раннем детстве, учебе, детских увлечениях, взаимоотношениях с детьми. Эти сведения близки и понятны дошкольникам. Знакомили с произведениями автора, проводили их элементарный анализ. Провели анкетирование родителей по теме "Книга в нашей жизни". Дети и родители приносили книги Михалкова. Внесли в книжные уголки портрет писателя с краткой биографической справкой.  Организовали выставку книг – подготовили тематические выставки для детей разных возрастных групп. 

 

Дети совместно с родителями изготовили "Книжки-малышки" по отдельным произведениям С. Михалкова

 

Тесно сотрудничаем с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки подготовили и провели беседу с демонстрацией самых знаменитых произведений автора.

 

 Итогом проведенной работы стал литературный праздник, подготовленный детьми старшей и подготовительной групп. Дети декламировали стихи, подготовили сценки по произведениям С. Михалкова. Ребята с удовольствием выступали перед родителями и младшими воспитанниками.

 

Использование данных проектов в образовательной области «Чтение художественной литературы» вызывает большой интерес детей к произведениям детских писателей, поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность.

В ходе решения коррекционных задач дети учатся вести диалог, комментировать свои действия, составлять предложения и связные рассказы. Развивается словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, познавательная активность. Формируется самостоятельность, сосредоточенность, стремление к сотрудничеству и сотворчеству.