Разработка мероприятия для младших школьников "Трамвай сказок" с использованием концепции У. Хальцбаура "Четыре скорости"

Колентеева Юлия Валерьевна, библиотекарь

"Библиотека семейного чтения" МБУК "Городская библиотека" г. Нефтеюганск

ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск


         1. Цели и задачи мероприятия.

         Название мероприятия – «Трамвай сказок». Это игровая программа, направленность которой - продвижение жанра сказки, как авторской, так и народной. В соответствии с классификацией Н.П. Опариной, это литературная игра-соревнование.

         Цель мероприятия – обобщение знаний детей о сказке как жанровой разновидности фольклора или литературы.

         Задачи:

         -способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у детей к чтению;

         -развивать мышление, память, творческое воображение;

         -формировать навыки работы в команде;

         -способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи смены деятельности в ходе мероприятия;

         -создавать позитивный психологический настрой на мероприятии.

         2. Рекомендации по применению.

         1. Выбор читательской группы и время проведения мероприятия определяется планом работы: оно может быть приурочено к «Неделе детской и юношеской книги», дням школьных каникул, юбилейным датам и т.д. Мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста – учеников 1-3 класса. Следовательно, нужно учитывать психолого-педагогические особенности потенциальных участников, мотивы чтения, их читательский интерес. Психолого-педагогические особенности (дети 7-9 лет): эмоциональность восприятия, слабость произвольного внимания и памяти, образность мышления, импульсивность, общая недостаточность воли. Развиты мировоззренческий, эстетический, развлекательный мотивы чтения. Они тесно связаны между собой. Учебный, престижный и самообразовательный мотивы  детей развиты пока слабо. Межчитательское общение очень активное. Читательский интерес обусловлен возрастными особенностями: книги о растениях, животных, развлекательные детские журналы и, конечно, сказки.

         2. Зал оформляется красочными плакатами с изображением литературных персонажей, воздушными шарами. Обязательно наличие книжной выставки. В-целом, оформление должно быть ярким, праздничным, так как мероприятие носит развлекательный характер и ориентировано на младших школьников.

        

         3. Методические указания.

         Каждое библиотечное мероприятие, проведённое сотрудниками – это событие. В современном обществе всё чаще встречается следующее определение события - ивент-менеджмент. В широком понимании значения этого слова, «ивент-менеджмент» – организация, управление и подготовка события. На сегодняшний день одной из лучших работ в области ивент-менеджмента является книга немецкого учёного Ульриха Хальцбаура. Event-менеджмент/У. Хальцбаур. – Москва: Эксмо, 2006. – 384 с.

         У. Хальцбаур говорит о том, что данное понятие event всегда воспринимается субъективно, что оно исключительно по своей сути и оставляет в сознании посетившего и прожившего event гамму чувств и воспоминаний. «В переводе понятие event означает событие, однако, включает в себя также смысловые оттенки благоприятного случая, исключительного происшествия, наиболее вероятно желаемого результата, мероприятия, спортивного состязания».  Как замечает У. Хальцбаур «каждый event – это мероприятие, но не каждое мероприятие представляет собой event…необходима «изюминка», способная сделать мероприятие уникальным».

         Характерными чертами ивента, по Хальцбауру, являются следующие:

         - оно запоминается как нечто исключительно позитивное; оставляет о себе добрую память; исключительное (ярко индивидуально);

         - оно неповторимо (никакой рутины!);

         - оно побуждает участников к активности, предоставляя им дополнительные выгоды и эффекты;

         - оно грамотно спланировано, определенным образом оформлено, организовано и инсценировано;

         - оно отличается многообразием ярких событий, взаимодействий и восприятий;

         - оно имеет исключительно субъективный характер, так как возникает в сознании и чувствах того, кто его переживает.

         Основные задачи события – создание обеспечения позитивных впечатлений, создание эффекта дополнительной выгоды по сравнению с первоначальными ожиданиями содержанием мероприятия,  побуждение участников к позитивной активности.

         Эффективность проведения мероприятия в современной библиотеке зависит от использования сотрудниками технологий ивент-менеджмента. Каждое библиотечное мероприятие должно быть тщательно продумано и спланировано, начиная с этапа инициирования и заканчивая подведением итогов. Чтобы мероприятие превратилось в event, его базой должна стать концепция «четырёх скоростей».

•        Первая скорость – «Интрига» («Создать интригу до начала мероприятия»).

•        Вторая скорость – «Включение» («Включить гостя на мероприятии»).

•        Третья скорость - «Эмоции» («Вызвать эмоции у гостя»).

•        Четвертая скорость – «Коммуникация» («Необходимость донести до гостя ясное сообщение, которое останется с ним после завершения мероприятия»).

         Если изначально, во время планирования, предусматривать все эти элементы, то вероятность эффективности будет велика.

         1. «Заинтригован до мероприятия» (первая скорость – «Интрига»).          Применительно к событийному менеджменту, можно говорить о том, что любой ивент должен начинаться с изучения потенциальных участников мероприятия и выявления того, что они хотят от него получить, и уже на самом мероприятии формировать у участников определенные эмоции и чувства. При разработке и проведении  игрового мероприятия «Трамвай сказок» очень важно учитывать на этапе инициирования возрастные особенности детей 7-9 лет: эмоциональность восприятия, слабость произвольного внимания и памяти, образность мышления, импульсивность, общую недостаточность воли. Определённым читательским интересом и обусловлен выбор темы – это сказки. «Ожидание гостей – энергия мероприятия» (У. Хальцбаур). Чем можно привлечь наших маленьких посетителей? Красочными афишами, слухами, анонсом мероприятия на страничке в социальной сети «ВКонтакте». Кроме того, в объявлениях необходим элемент интриги. Например: «Хотите узнать о сказках больше? Тогда мы приглашаем вас в увлекательное путешествие на весёлом трамвайчике. А водителем будет, кто бы вы думали? Приходите и узнайте! Мы ждём вас в библиотеке  в такое-то время, такого-то числа.

         2. «Включён на мероприятии» (вторая скорость – «Включение»).          «Активизация индивида начинается с преодоления им определенной зажатости, неприятия активности. После этого индивид становится деятельным и своей собственной активностью готов способствовать тому, чтобы и остальные участники перешагнули через своё сопротивление и перешли к ожидаемым от них действиям» (У. Хальцбаур).  «Включение» на мероприятии достигается при помощи определённых средств:

·     смешивание активных и пассивных участников;

·     обмен ролями между активными и пассивными участниками;

·     прямой контакт;

·     общий ритуал; общий декоративный элемент для гостей;

·     организация интерактивной зоны.

         Для участия в подвижных играх «Золушка – мачеха» и «Молодильные яблочки» необходимо приглашать не только активных детей, которые обычно садятся в первом ряду и смешно выскакивают, поднимая руку: «Я, я, возьмите меня!» Приглашать нужно и стеснительных, робких малышей. Можно просто подойти к ним и мягко спросить: «Пойдёшь участвовать?» Обычно дети не отказываются и с удовольствием включаются в соревнование. Им даже нравится стоять первыми в колонне или шеренге, чтобы игра стартовала именно с них.

         В подвижной игре «Золушка – мачеха» доминирующей является роль мачехи. При повторении игры в парах дети меняются ролями: пассивные участники превращаются в мачеху, активные – в Золушку. Для участия в игре «Фокусы» нужно приглашать пассивных детей, которые обычно садятся   в последнем ряду или у стенки. Пусть именно они на время станут основными участниками действа. Эта игра не требует особых подвижных навыков: ловкости, смелости, быстроты реакции, и детям очень приятно будет почувствовать себя в роли ведущего мероприятия.

         Если гостя лично поприветствуют на входе, это заставит его обратить внимание на то, что его окружает. Прямой контакт на мероприятии предполагается:    звучит весёлая музыка, ведущий на входе в зал встречает группу детей, приветствует их, раздаёт каждому билетики и помогает рассаживаться по местам.

         Помимо прямого контакта на мероприятии предполагается и проведение общего ритуала. После того, как дети рассаживаются по местам, с ними будет проведена игра, нацеленная на снятие барьеров общения.

         Ведущий: Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Всё, что вам будет нужно сегодня – внимательно слушать, мотать себе на ус, и, конечно, играть и веселиться. Давайте начнём прямо сейчас. Чьё имя я назову – тот и будет выполнять задание. Договорились?

         Насти руки вверх подняли,

         Оли, Вики завизжали.

         Лены, Светы помахали,

         Наташи в ладоши похлопали,

         Миши, Саши и Серёжи засвистели,

         Марины, Лёши присели,

         Ксюши, Даши, Софьи дружно мяукнули,

         А Максимы и Жени немного хрюкнули.

         Никита, Данил и Антон – крикните «Ой».

         Юля и Андрюша – крикните «Ай».

         Про кого я не сказала

         И сегодня промолчала,

         Как единая семья,

         Давайте крикнем дружно «Я»!

         Процесс подвязывания, гримирования, одевания — это важное действие. В этот момент гость оказывается уже внутри мероприятия. Кроме того, оглянувшись по сторонам и поняв, что все с такими же повязками или гримом, он будет чувствовать себя «среди своих». Такой процесс на мероприятии «Трамвай сказок» – это раздача билетиков  при входе. Билетики  можно сделать из очень плотного картона,  и разместить на них какой-то минимум информации о событии (Что это? Где это?). Ребёнок может положить этот маленький билетик в карман и рассказать после о мероприятии родителям или друзьям.

         Организация интерактивной зоны предполагается. В качестве фона для фото используется экран с тематической заставкой либо книжная выставка. Дети в возрасте 7-9 лет обычно с удовольствием фотографируются на мероприятиях.

         3. «Испытывает эмоции, соучаствует» (третья скорость – «Эмоции»).

         Эмоции и состояние соучастия  подразумевают, что мероприятие может сфокусироваться на госте,  сделать его персональным для каждого участника. Речь идет о нескольких эмоциональных всплесках в течение всего мероприятия. Их сила должна нарастать. Специалисты приводят список из нескольких приемов, которые позволят противостоять рутине и вызвать эмоциональнее всплески: 

·       юмор (шутки, веселый ролик, забавная картинка в серьезной презентации);

·       провокация и сюрприз;

·       азарт;

·       апелляция к возвышенному.

         Часть конкурсных заданий представляет собой шуточные вопросы, связанные с литературными персонажами (пропеллер для Дюймовочки, Скатерть-самостирка, Дед Мороз – Морозилка), да и наш Незнайка – забавный, весёлый и очень милый герой с чувством юмора.

         В мероприятии «Трамвай сказок» оба эти способа «расшевеления» гостя можно объединить в один. Малыши любят сюрпризы, но с провокациями дело обстоит сложнее. Предполагается наличие двух сюрпризов – это игра «Фокусы» и появление Незнайки.

         Любая игра содержит элемент состязательности. Наличие азарта в ходе разработанного мероприятия обусловлено формой – игра-соревнование. Детям в таком возрасте важно быть первыми и лучшими, поэтому они беспроблемно делятся на команды и с удовольствием принимают участие в эстафетах и конкурсах.

         Мы живем в довольно сложном мире, но всё равно у каждого из нас внутри есть что-то светлое и чистое. Это любовь, дружба, справедливость,  вера в силу искусства, в частности, силу книги. Может быть, если мы как можно чаще будем говорить детям тёплые, душевные слова о ценности книги, они прислушаются и услышат нас? Подведение итогов - рефлексия.

         4. «Понимает ключевое сообщение мероприятия» и «делится впечатлениями» (четвертая скорость – «Коммуникация»).

         Если мероприятие имеет высокую эффективность, присутствовавший на нём гость будет привлекать новые целевые аудитории и распространять  принципы и ценности мероприятия. Этого можно достичь при помощи определённых средств:

         •        участие какой-либо яркой, всеми узнаваемой личности (присутствие весёлого, узнаваемого персонажа - Незнайки);

         •        личные достижения участника (в данном случае возможно командное достижение);

         •        нечто необычное в оформлении (ничего необычного в оформлении не предусматривается, оно просто должно быть ярким, создающим определённую атмосферу);

         •        запрограммированное недоразумение (недоразумение в данном случае носит больше характер сюрприза – это игра «Фокусы»).

         Мероприятие для малышей — место простых эмоций. Чтобы коммуникация считывалась, нужно сделать её максимально простой. Целью этой коммуникации в широком понимании, является содействие духовному и интеллектуальному развитию личности ребёнка, достигаемое посредством трансляции социокультурного опыта, зафиксированного в документах, хранящихся в библиотеке. Главная цель нашего мероприятия – обобщение знаний детей о сказке как жанровой разновидности фольклора или литературы - может быть достигнута только при условии применений в работе технологий ивент-менеджмента (от стадии «инициирования» до «подведения итогов») и концепции «четырёх скоростей». А основная задача библиотекаря – добиться того, чтобы ребёнок, посетивший игровое мероприятие, надолго сохранил хорошее настроение, рассказал обо всём родителям, друзьям, получил полезную информацию, и главное – чтобы ему снова и снова хотелось прийти в библиотеку.

Игровая программа «Трамвай сказок»

 

         Цель: обобщение знаний детей о сказке как жанровой разновидности фольклора или литературы.

         Задачи:

         -способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у детей к чтению;

         -развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, используя актерские средства (перевоплощение в героев);

         -формировать навыки работы в команде;

         -способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи смены деятельности в ходе мероприятия;

         -создавать позитивный психологический настрой на мероприятии.

         Форма проведения: литературная игра-соревнование.

         Оборудование, технические средства, реквизит: компьютер, экран, фотоаппарат, два мягких модуля, костюм Незнайки, трамвайные билетики, которые могут помочь сделать маленькие посетители библиотеки, смайлики, разноцветные бумажные стаканчики, два пластмассовых ведёрка или корзинки, бумажные шарики, кегли, клубочек ниток, сапожки с загнутыми носами, три крупных яблока, зеркало, бутафорский перстень с «драгоценным» камнем, меч-кладенец, бутафорское яйцо.

         Сопутствующее обеспечение мероприятия: книжная выставка.

Ход мероприятия

         Звучит весёлая музыка. Ведущий на входе в зал встречает группу детей, приветствует их, раздаёт каждому билетики и помогает рассаживаться по местам. Зал представляет собой трёхместные ряды из стульев, расположенных по обеим сторонам помещения (в условиях нашего зала опытным путём доказано, что три места в ряду – это оптимальный вариант для небольших групп – так детям проще выходить для участия в подвижных играх).

         Ведущий: Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Всё, что вам будет нужно сегодня – внимательно слушать, мотать себе на ус, и, конечно, играть и веселиться. Давайте начнём прямо сейчас. Чьё имя я назову – тот и будет выполнять задание. Договорились?

Насти руки вверх подняли,

ОлиВики завизжали.

ЛеныСветы помахали,

Наташи в ладоши похлопали,

МишиСаши и Серёжи засвистели,

Марины, Лёши присели,

КсюшиДаши, Софьи дружно мяукнули,

А Максимы и Жени немного хрюкнули.

НикитаДанил и Антон – крикните «Ой».

Юля и Андрюша – крикните «Ай».

Про кого я не сказала

И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Давайте крикнем дружно «Я»! Молодцы!

         Ведущий: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие по удивительной стране сказок. Её населяют разные добрые и злые герои: красавицы, тролли, богатыри, лешие, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Елена Прекрасная. Путешествовать мы будем на трамвае сказок с помощью ваших знаний и хорошего настроения. Только что-то наш водитель немного задерживается. Подождём? А пока послушайте такую историю…

         Ходят сказки по земле и рассказывают детям о том, что добро побеждает зло, о том, как счастье нужно искать, что всего сильней на свете - любовь, а за холодной зимой всегда приходит весна. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки делятся на две большие группы: авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, те, которые были придуманы писателями или поэтами. Назовите, пожалуйста, имена известных сказочников.

         Ответы детей: «Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, А.С. Пушкин…»

         Ведущий: Народные – такие сказки, автор которых неизвестен. Народные сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение. Какие народные сказки вы знаете?

         Ответы детей: «Василиса Прекрасная», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»…

         Ведущий: А ещё сказки делятся на три больших вида: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. В сказках о животных герои ведут себя как люди: совершают плохие и хорошие поступки, радуются и огорчаются. Каждый герой наделён характером: лиса – хитрая, волк – злой, зайчишка – трусливый. Ребята, какие сказки о животных вы знаете?

         Ответы детей: «Волк и лиса», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»…

         Ведущий: Молодцы! А теперь мы переходим к волшебным сказкам. В таких сказках происходят необычные, фантастические события, а живут в них волшебные персонажи: Кощей, Баба Яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная (дети самостоятельно добавляют имена с места). А ещё у героев есть волшебные предметы. Это скатерть-самобранка, волшебный клубочек, волшебное кольцо, гусли-самогуды. В конце сказки добро всегда побеждает зло. В бытовых сказках главные герои – обычные люди: старик, старуха, барин, солдат. В бытовых сказках высмеивается жадность и глупость. Вспомните «Кашу из топора» или «Сказку о попе и работнике его Балде». А как вы думаете, у сказки есть какие-то особые приметы? С каких слов она обычно начинается?

         Ответы детей: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «За горами, за лесами, за широкими морями, против неба - на земле жил старик в одном селе…»,  «Было у царя три сына».

         Ведущий: Правильно, это зачин, то есть начало, а ещё у сказки обязательно есть середина и конец. А в конце у некоторых сказок есть присказки, например: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

         В зал забегает запыхавшийся Незнайка.

         Незнайка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Простите меня, пожалуйста, за опоздание. Просто я сдавал книги в библиотеку – мне совсем не хочется быть задолжником. Сегодня я буду вашим водителем,  и мы поедем на трамвае сказок далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи.

         Ведущий: Да-да, ребята, не удивляйтесь. Незнайка очень изменился. Он перестал драться, хвастаться, сочинять небылицы, он помогает малышам, но самое главное – Незнайка записался в библиотеку и теперь с удовольствием читает книги.

         Незнайка: Да ладно… Ребята, нам пора отправляться в путешествие, но сначала я предлагаю придумать название каждой команде. Ведь у нас -  путешествие-соревнование.

         Ребята совещаются в команде  и придумывают название. Обычно это «Крутые герои», «Звёзды», «Принцессы» и т.д.

         Незнайка: Поехали!

         Ведущий: Едем!

         В течение нескольких секунд звучит музыкальное сопровождение – песенка о трамвайчике. В это время дети, сидя на местах, могут «порулить». Незнайка впереди, управляет транспортом.

         Незнайка: Остановка первая – «Аллея сказочных объяснялок».

         Ведущий: Сейчас будут звучать вопросы о сказочных героях. К каждому вопросу вам будут предложены три подсказки. Постарайтесь угадать ответ с первой подсказки. Количество правильных ответов превратится в заработанные вами баллы.

         Баллы – это небольшие яркие ламинированные смайлики. Обычно мы раскладываем их в разноцветные бумажные стаканчики (у каждой команды свой стаканчик и находятся они возле ведущих).

         Вопросы задаются поочерёдно обеим командам.

         1.Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

         • В чепчике, в очках и под одеялом узнать его было трудно.

         • Девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы. (Волк из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»)

         2. Хорошей девочке пришлось сказать неправду, чтобы вырваться на свободу.

         • Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.

         • Если бы он знал, что несёт не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки. (Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь»)

         3. Мелкие торговцы-врунишки заявили, что их товар — волшебный.

         • Даже король поверил в это.

         • А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить. (Торговцы невидимой тканью из сказки  Г.Х. Андерсена «Голый король»)

         4. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

         • Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

         • Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану. (Ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).

         5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

         • Раздобыв хозяину настоящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

         • А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих. (Кот из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»)

         6. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта обманщица заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

         • Но оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

         • Эту хрустальную вещь обронила ее сестра, когда убегала домой. (Одна из сестёр Золушки из сказки Ш. Перро «Золушка»)

         7. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

         • Дети не сразу поверили, что пришла мама.

         • Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось. (Волк из русской народной сказки  «Волк и семеро козлят»).

         8. Эта обманщица придумала притвориться глухой.

         • Глупый кругляшок пел ей песни.

         • Когда он уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его. (Лиса из русской народной сказки «Колобок»)

         Ведущий: Незнайка, может быть, ты тоже хочешь угадать сказочного героя?

         Незнайка: Хорошо, я попытаюсь.

         Ведущий: Две сестрички желали третьей только добра. И поэтому перевели часы на час назад.

         • Они не знали, что сестра совсем не боится чудовища.

         • А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не нашла бы своего принца.

         Незнайка: Я знаю ответ – это старшие сестры из сказки Сергея Аксакова  «Аленький цветочек».

         Ведущий: Молодец! Давай посчитаем, сколько баллов заработала каждая команда. (Подсчитываются баллы)   

         Незнайка: Поехали дальше!

         Включается музыкальное сопровождение.

         Незнайка: Стоп! Остановка «Сквер добрых дел». Ребята, я приглашаю вас принять участие в игре, но прежде отгадайте загадку:

         Вы знаете девушку эту,

         Она в старой сказке воспета.

         Работала, скромно жила,

         Вокруг — только грязь и зола.

         Не видела ясного солнышка,

         А звали красавицу… Золушка.

         Незнайка: Приглашаем по шесть-восемь игроков из каждой команды. Игроки делятся на пары: Золушка – мачеха. Сначала мачеха берет ведро с мусором, добегает до кегли, высыпает из ведра мусор, возвращается к команде, а пустое ведро передаёт Золушке. Следующая участница команды – Золушка бежит до кегли, собирает мусор, возвращается, полное ведро передаёт участнику из второй пары, который изображает мачеху. Таким образом, эстафету проходят все три-четыре пары. (Можно тут же поменять роли у детей, - тогда Золушки становятся мачехами, и продолжить игру). Готовы?

         Звучит музыкальное сопровождение.

         Ведущий: В этом конкурсе победила команда (название), которая и зарабатывает балл.

         Незнайка: Продолжим путешествие!

         Включается музыкальное сопровождение.

         Незнайка: Стоп, трамвайчик! У нас на очереди остановка «Аллея быстрых ответов».

         Ведущий: Сейчас я буду задавать каждой команде по семь вопросов с вариантами ответов. Отвечайте быстро, не раздумывая. Незнайка поможет нам подсчитать правильное количество ответов. Загибай пальчики, Незнайка,  на каждый правильный ответ.

         Вопросы:

         1.Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках? Морозилка,  Морозко, Морозец, Холодец.

         2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках?

Самоварка, Самокрутка, Самобранка,  Самостирка.

         3. Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть в бабушкин домик?
         • нажать на кнопочку;
         • набрать код подъезда;
         • показать удостоверение;
         • дёрнуть за верёвочку.

         4. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса? Один,  Два, Три,  Четыре.

         5. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк? Колобок,  Пирожок, Кашу, Машу.

         6. Как звали козлёнка из сказки С.В. Михалкова?
         • Весёлый;
         • Умный;
         • Упрямый;
         • Храбрый.

         7. Что подарили эльфы Дюймовочке из одноимённой сказки Г.Х. Андерсена?
         • корону;
         • крылышки;
         • обручальное кольцо;
         • пропеллер.

         Ведущий: На сколько вопросов ответила команда? А теперь вопросы для второй команды:

         1. Какая русская народная сказка существует? «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы».

         2. Встреча с кем круто изменила жизнь Царевны-Лягушки? С Ильёй Муромцем, с Иваном-царевичем, с Емелей,  с перелётными утками.

         3. Как называется одна из сказок  Ш. Перро?
         • «Петушок и курочка»;
         • «Петушок и цыплёнок»;
         • «Кот в сапогах»;
         • «Кошка с лукошком».

         4. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»? Блинами, Колобком, Пирожками, Кашей.

         5. Как звали поросёнка, который построил себе дом из кирпича?
         • Ниф-Ниф;
         • Нуф-Нуф;
         • Наф-Наф;
         • Хрюша.

         6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

Снегурочку, Золушку, Падчерицу, Алёнушку.

         7. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке? Кто спал на моей кровати? Кто сидел на моём стуле? Кто ел кашу из моей тарелки? Кто взял мои тапки?

            Ведущий: Молодцы, ребята, подсчитаем количество правильных ответов.

         Незнайка: Мы продолжаем наше путешествие в трамвае сказок. Поехали!

         Включается музыкальное сопровождение.

         Незнайка: Стоп! Остановка «Парк волшебных предметов». Ребята, посмотрите, у нас есть волшебные предметы из сказок. Это волшебный клубочек, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, зеркало, колечко, меч-кладенец, яйцо. (Предметы расположены на мягком ярком модуле рядом с книжной выставкой, ведущий выносит их в центр зала)

         Ведущий: Ты что-то хочешь рассказать об этих предметах ребятам, Незнайка?

         Незнайка: Я думаю, что ребята и сами знают, для чего предназначены эти предметы. Я хочу просто-напросто показать фокусы!

         Ведущий: Да ты, кажется, опять начал хвастать? Разве ты умеешь показывать фокусы?

         Незнайка: Умею – меня этому Василиса Премудрая научила. Сейчас я сяду на стул, а вы завяжете мне глаза крепко-накрепко. Потом вы встанете за моей спиной, возьмёте в руки любой из волшебных предметов и спросите меня, что это за предмет, а я угадаю его!

         Ведущий: Хорошо, давай попробуем.

         Фокусы мы предварительно апробировали на группе малышей 6-7 лет. Дети были озадачены и удивлены. Ребята постарше, конечно, могут сразу догадаться, в чём суть этих «фокусов». После обращения к Незнайке, вопрос ведущего должен начинаться именно с той буквы, на которую начинается «волшебный предмет». Очень важно, чтобы в игре не было предметов с одинаковой первой буквой. Например: «Незнайка, скажи, пожалуйста, что у меня в руках?», «Незнайка, скорее назови предмет!» (сапоги-скороходы). Или так: «Незнайка, можешь ли ты отгадать, что это за предмет?» (молодильное яблочко) Или так: «Незнайка, я думаю, что ты отгадаешь!» (яйцо). Варианты вопросов разнообразны, но очень важно предварительно попрактиковаться в паре. Тому, кто отгадывает можно потянуть немного время («думаю, думаю…»), создать интригу. Для участия в этой игре нужно приглашать самых робких и стеснительных детей. Пусть они сами произвольно выбирают предметы.

         Ведущий: Ребята, а нас ждёт ещё одна игра и связана она с молодильными яблочками – мы же находимся на станции «Парк волшебных предметов». Игра будет проходить в парах, и мы приглашаем по одному участнику от каждой команды.

         На мягкий модуль кладётся три крупных свежих яблока.

         Незнайка: Ребята, сейчас вы под музыкальное сопровождение будете ходить вокруг модуля. Как только музыка остановится, путь каждый из вас постарается взять  в руки два (!) яблока. Но яблочек-то всего три! Участник, которому удастся взять два яблока и будет победителем! Готовы?

         Включается музыкальное сопровождение. Игру можно повторить несколько раз, вызывая из команд тех детей, которые не принимали участия в играх ранее. По окончании суммируются баллы, заработанные ребятами  за этот конкурс.

         Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие. Спасибо тебе, Незнайка, что сопровождал нас.

         Рефлексия.

         -Ребята, давайте подведём итог нашего сегодняшнего мероприятия. Что такое сказка?

         -Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

         -На какие две большие группы делятся сказки?

         -Авторские и народные (поясняют).

         -Помимо того, что сказки бывают авторские и народные, они делятся ещё на три вида в зависимости от того, кто является главным героем: животные, обычные люди или сказочные существа. Какие же это сказки?

         -Сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки.

         -Какие особые приметы есть у сказки?

         -Зачин, начало, середина, конец и присказка.

         Ведущий: Какие вы молодцы, как много вы знаете!

         Незнайка: Ребята, а вы хотите узнать, какая команда сегодня победила? Давайте подсчитаем баллы.

         Подсчитываются баллы.

         Незнайка: Мы поздравляем команду-победителя (либо вариант «победила дружба») и хотим, ребята, сказать вам вот что: любите сказки, читайте сказки. Они учат нас добру и мудрости.

         Ведущий: Замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский когда-то сказал: «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых, верных друзей. Друзья эти - книги». И мы хотим пожелать вам, чтобы книги сопровождали вас всегда. Спасибо вам за участие в мероприятии. Приглашаем всех на общее фото (с книгами с выставки).

Интернет-ресурсы к мероприятию:

https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596274/

https://lightaudio.ru/mp3/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 Песня «Трамвайчик в детство»

http://zanimatika.narod.ru/

https://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe-meropriyatie-v-nachalnoy-shkole-v-gostyah-u-skazki-64126.html

https://gostika.ru/view.php?id=9680

https://kladraz.ru/blogs/natalija-vladimirovna-puhanova/viktorina-s-otvetami-dlja-nachalnyh-klasov.html

https://shkolabuduschego.ru/viktorina/po-skazkam.html

https://shkolabuduschego.ru/viktorina/viktoriny-dlja-shkolnikov.html

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/viktorina_na_tiemu_volshiebnyie_skazki

https://открытыйурок.рф/статьи/641140/

http://kultrabotnik.ru/archives/2141

http://www.librari-biruch.ru/attachments/article/1403/krit.pdf

https://lib.rucont.ru/efd/260530

http://www.rba.ru/content/activities/section/14/metod/kulikova.pdf

https://hr-portal.ru/article/chetyre-skorosti-udachnogo-meropriyatiya

http://padaread.com/?book=20528&pg=1