С чего начинается Родина?

Рудакова Марина Евгеньевна, воспитатель

Казанцева Евгения Александровна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №370"

город Пермь


Участники проекта: воспитатели: Рудакова М. Е., Бедилова М. А., дети подготовительной группы и их родители.

Цель проекта: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу Перми.

Задачи проекта:

1.   Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.

2.   Продолжать знакомить детей с историей возникновения г. Перми, его основателем, основными культурными и историческими достопримечательностями.

3.   Закрепить знания о символике г. Перми.

4.   Познакомить детей с рекой Камой, ее расположением на карте, уникальностью

5.   Дать знания о флоре и фауне, полезных ископаемых Пермского края

6.   Способствовать воспитанию  интереса к истории своего края, чувства любви и гордости к родному краю.

 

I этап. Организационно – мотивационный.  Введение в проблему.

«Что мы знаем о родном городе

Вопросы к детям:

«Что мы знаем о родном городе

«Что мы еще хотим узнать?»,

«Кто был основателем города Пермь?»,

«Что изображено на флаге Перми?»

Дидактическая игра «Найди герб Перми»

«Чем знаменит город Пермь?»

 

II этап. Основной.

Моделирование и решение проблемных ситуаций.

 

Проблемная ситуация 1.

«Чем знаменит город Пермь?»

Вопросы для беседы:

«Какие достопримечательности Вы знаете?» (театры, памятники, музеи)

«Каких знаменитых людей Вы знаете, которые  жили в Перми?» (Славянов, Дягилев, Гайдар, Мамин-Сибиряк)

«Вы заметили, что некоторые улицы названы в честь этих людей?»

«Какие улицы вы еще знаете?»

«На какой улице находится любимый театр?»

«На какой улице находится любимый музей?»

«Как добывается электричество в Перми?»

«На какой электростанции?» (КАМГЭС)

«Что означает КАМГЭС?»

«Что вы знаете о Каме?»

Просматривание презентации «Достопримечательности города Перми»

 

Дидактические игры:

«Мой город Пермь»,

«Узнай, где я нахожусь?»,

«Собери картинку»,

 «Карта моего города»,

«Мой край родной»,

«Вот моя улица, вот мой дом родной».

 


Чтение стихотворения стихотворение "Как сильно город изменился".

 

Как сильно город изменился

И как грибы дома растут,

На скверы пышные разбился,

Везде тебе комфорт, уют.

 

Переплетаются дороги

С потоком мчащихся машин,

Но светофор довольно строгий

Мигает красным глазом им.

 

Пыхтят осевшие сугробы

В февральских буднях и грустят,

В глубинках города трущобы

Остатки прошлого хранят.

 

Светлей и чище стали лица

Не только пермских горожан,

Приобретает по крупицам

Свой прежний облик древний храм.

Названья улицы сменили,

 

 

Оспорив давние дела.

История не любит пыли,

Ведь вместе с нею Пермь росла.

 

 


 

Заучивание стихов о Перми:

 


Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём

Что мы Родиной зовем?

 

Дом, где мы с тобой растем

И березы у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

 

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

 

 

 

 


 

Игровая деятельность

 

Игра «Узнай достопримечательности города»

Воспитатель показывает картинки (цирк, кукольный театр, горьковский парк)

А есть в городе места, которые рассказывают о прошлом нашего города? (музеи, памятники) Картинки: памятник танковому корпусу, памятник фронту и тылу, памятник Пушкину, Пермяк - солёные уши)

 

Пальчиковые игры: «Семья».

 

Социально - личностное развитие

 

- Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".

- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

 

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

 

Проблемная ситуация 2.

«Что мы знаем о реке Каме?»

Вопросы для беседы:

«Чем знаменита и уникальна река Кама?»

«Где находится начало реки?»

«Куда впадает река Кама?»

Чтение стихотворений о Каме.

Музыкальная деятельность.

Прослушивание записи песни «Песня о Перми» (слова Радкевича, муз. Камского)

 

Пальчиковая игра «Камушка»

Из-за синих гор, да дремучих гор,

Из больших лесов, да дремучих,

Там бежит река да разливанная,

Бежит Камушка к Волге-матушке.

Кама-речушка, да сбушевалася

Волна на волну, да сподымалася,

Спотопила она, да круты берега

От речушек вода в тебе полнится.

 

Физминутка «Кама»

Взглянуть на Каму всяк стремится
С утра до вечера толпится
В «загоне» радостный народ
И смотрит, как проходит лед
Как льдину догоняет льдина,
Шурша, дробится на куски,
И тянет холодком с реки.

 

Дидактические игры: мемо «Вся Пермь», лото, разрезные картинки.

 

Проблемная ситуация 3.

«Чем богата Пермская земля?»

Вопросы для беседы:

«Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?»

«Какие животные живут в наших лесах?»

«Какие птицы встречаются в наших лесах?»

 

Игры на развитие речи:

- «Составь предложение»

- «Подбери словечко»,

- «Наоборот»

- «Один- много»

-«Скажи со словом много»

 

Взаимодействие с родителями

- Сотворчество детей с родителями: «Герб нашей семьи».

- Творческие рисунки  «Как я отдыхал на реке Каме».

 

III этап. Заключительный.

- Совместная художественно-продуктивная деятельность по изготовлению  фотоколлажа достопримечательностей «Моя Пермь»

- Совместное изготовление с родителями альбома «Герб нашей семьи».

Викторина «Мой дом – город Пермь».

 

Продукты проекта:

 

Познавательно-тематический альбом «Кама – всей Перми начало», «Природные богатства нашего края»

Творческие работы детей «Моя Пермь».

 

Список использованной литературы:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М. :УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. ;

2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. :ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.

3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 80 с;

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с. ;

5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М. : ТЦ «Сфера»,2011 г. – 160 с. ;

6. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая.- Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.;

7. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей вДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008,128 стр.

8. Методическая программа Л.В. Коломийченко «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста»;

9. Горбацевич Н.П. , Шатрова Н.В. «Прикамье: странички далеких и близких времен»;

10. «Твое Прикамье – береги свой дом» составитель Е.А. Черных.

11. Видеофильм «Мой город»,

12. Фотопрезентация «Пермь», буклеты, открытки о городе, энциклопедии, словари, справочники, экскурсионные программы.