Дополнительная общеразвивающая программа "Подготовка руки к письму"

Исупова Светлана Сергеевна, воспитатель

МАДОУ №4 "Золотой гребешок"

город Бердск, Новосибирская область


                                            Содержание:

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.4. Планируемые результаты

 

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы»

 2.1 Учебный план

2.2. Условия реализации программы

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

 

 

 

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»

 

1.1.       Пояснительная записка:

 

Направленность программы - социально-педагогическая

 

Новизна дополнительной общеразвивающей программы: состоит в том, что она разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

 

Актуальность программы

           «История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

            Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Данная программа направлена на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

Отличительные особенности программы

      Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

      Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

 

Адресат программы: Дети 5 – 7 лет МАДОУ -Детский сад №4 «Золотой гребешок».

 

 Возрастные и индивидуальные особенности детей

   Особенности развития детей 5-6 лет.

  Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

 

 

 

 

Особенности развития детей 6-7 лет.

  Точность графических действий у детей 6-7 лет обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Возраст 6 - 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости).

 

Объем программы- общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, 32 занятия в год.

 

 Формы обучения и виды занятий — форма обучения – очная, практические занятия.

 

Срок реализации программы - 2 года

 

 Режим занятий – 1 раз в неделю с детьми 5–6 лет по 25 минут, с детьми 6–7 лет по 30 минут в совместной деятельности детей и взрослого.

 

1.2 Цель программы:

развитие мелкой моторики рук, формирование графических навыков.

 

Задачи программы:

1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.

 2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.

3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.

 

 

 

1.3 Содержание программы

   Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме. Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки. Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы. Умелыми пальцы становятся не сразу. Результаты работы не всегда проявляются быстро. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно и целенаправленно, тогда будет достигнут наибольший эффект, так как рука имеет большое представительство в коре головного мозга.

 

Перспективно – календарный план по подготовке руки к письму

                                         детей 5 – 6 лет

Месяц

 

Тема занятий

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева направо не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

2 неделя

Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева направо, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

3 неделя

Пунктирные линии (Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

4 неделя

Пунктирные линии (Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

Ноябрь

1 неделя

Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (Расчески для куклы)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу

2 неделя

Штриховка горизонтальными линиями

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

3 неделя

Штриховка вертикальными линиями

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

4 неделя

Штриховка наклонными линиями

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Декабрь

1 неделя

Рисование по точкам

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

2 неделя

Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие)

Учить рисовать волнистую линию, слева направо. Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

3 неделя

Линии в различных направлениях (Елочка - зеленая иголочка)

Развивать воображение зрительномоторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии.

4 неделя

Рисование и вырезание

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение, полученное в рисовании и аппликации. Продолжать развивать зрительно- моторную координацию.

Январь

1 неделя

Лепка (Кто приходил к нам на праздник)

Вызвать у детей эмоциональный отклик от прошедшего праздника, развивать у детей воображение умением передавать в лепке характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

2 неделя

Линии разных направлений (Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.( Клубочки ниток, цветные карандаши)

3 неделя

Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительномоторную координацию.

4 неделя

Спираль (Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ. (клубочки ниток, цветные карандаши)

Февраль

1 неделя

Обрывание бумаги (Снеговик, аппликация).

Развивать умение выполнять аппликацию способом обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации. Развивать мелкую моторику рук ( цветной картон, белые листы, клей, ножницы, карандаши).

2 неделя

Рисование полукругов (Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец. (горох, фасоль, листок в клетку, цветные карандаши).

3 неделя

Рисование круглой формы (Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета.

4 неделя

Вырезание ножницами (аппликация)

Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты предметов по готовым формам.

Март

1 неделя

Вырезание ножницами (Цветы для мамы)

Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать руку. (Цветная бумага и тон, клей, карандаши цветные, ножницы).

2 неделя

Линии разных видов (Украсим шапочки)

Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию (Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши).

3 неделя

Раскрашивание (Села птичка на окошко)

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура. (цветные карандаши).

4 неделя

Волнистая линия (Кораблик качается на волнах)

Закрепить умение рисовать волнистую линию. Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве. (Мячи, тонкие шнурки, цветные карандаши).

Апрель

1 неделя

Штриховка (заштрихуй рисунок)

Формировать умение штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий, не сближать штрихи.

2 неделя

Графические узоры

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, учить рисовать графические узоры по образцу, развивать зрительномоторную координацию.

3 неделя

Штриховка разными способами

Формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними

4 неделя

Рисование по точкам

Совершенствовать умение обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги. Формировать зрительно-моторную координацию.

Май

1 неделя

Дорисовывание (Путешествие божьей коровки)

Закрепить понятие пространственных ориентаций: справа налево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

2 неделя

Линии разных видов (Сказочные цветы)

Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

3 неделя

Рисование по точкам (Чудная картина)

Продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительномоторную координацию.

4 неделя

Штриховка (Вот как мы умеем штриховать)

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

                                         

Перспективно –календарный план по подготовке руки к письму

                                         детей 6-7 лет

Месяц

 

Тема заянтий

Программное содержание

Октябрь

1 неделя

Рисование графических элементов

Совершенствовать навыки детей в рисовании графических элементов: прямых, наклонных, округлых линий различного размера, соотнося их с клеткой; совершенствовать мелкую моторику кистей рук.

2 неделя

Рисование по образцу

Продолжать учить детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; тренировать мелкие мышцы пальцев рук.

3 неделя

Наклонная штриховка

Познакомить детей с тетрадью в линию, с правилами письма в ней; учить ставить точки внизу или вверху строки, соединять точки палочками, ставить точки между заданными уже точками; упражнять в рисовании наклонных штриховок разных размеров, соблюдая направление и интервал.

4 неделя

Наклонные линии

Продолжать знакомить детей с понятием наклона, учить рисовать наклонные палочки в рабочей строке, ставить точки через две строки, затем проводить линии через две строчки по точкам.

Ноябрь

1 неделя

Графический диктант

Учить детей выполнять графические задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток; познакомить с элементами прописного письма: крючком сверху вниз и снизу вверх, учить писать их, соблюдая строку, размер и интервал; совершенствовать моторику рук.

2 неделя

Сложная штриховка

Закреплять умение детей рисовать геометрические фигуры на слух и по образцу; продолжать учить писать в тетради в линейку крючки разной формы и размера, соблюдая интервал и чередование; упражнять в сложной штриховке с различным направлением движения руки; совершенствовать умение выделять недорисованные контуры изображаемых предметов.

3 неделя

Копирование образца

Тренировать умение детей копировать образец, опираясь на клетки; учить рисовать в линейку петельки разного направления сначала по точкам, затем самостоятельно.

4 неделя

Симметричное рисование

Совершенствовать умение симметричного рисования; формировать графические прописные навыки детей, учить их писать основные элементы прописного письма – овалы и полуовалы разных размеров, соблюдая строку, размер, интервал; тренировать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги.

Декабрь

1 неделя

Графический диктант

Совершенствовать у детей навык выполнения графического задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток; формировать основные графические прописные навыки.

2 неделя

Зеркальное отображение

Поощрять способность копировать клетчатый узор в зеркальном отображении; продолжать формировать основные графические прописные навыки, продолжать совершенствовать мелкую моторику, слаженных действий правой и левой рук.

3 неделя

Сложная штриховка

Закреплять умение копировать изображения, соединяя несколько изображений в одно, продолжать формировать основные графические прописные навыки, закреплять умение штриховать, выполняя инструкцию педагога.

4 неделя

Синтезация графических элементов

Учить синтезировать из знакомых графических элементов более сложные; продолжать формировать основные графические прописные навыки, учить писать элементы в разном сочетании без отрыва руки от листа; развивать зрительную память (выкладывание из счетных палочек предложенные силуэты по памяти); совершенствовать умения соединять пронумерованные точки прямыми линиями.

Январь

1 неделя

Рисование по образцу

Закреплять умения рисовать геометрические фигуры на слух и по образцу; продолжать формировать основные графические прописные навыки, комбинируя основные элементы, опираясь на образец; развивать творческие способности.

2 неделя

Дополни рисунок

Учить детей писать самостоятельно без образца, под диктовку, правильно оформлять услышанное; тренировать основные графические прописные навыки, комбинируя элементы, опираясь на образец; продолжать закреплять пространственные представления через дополнение рисунка (справа – елка, слева – подарки); тренировка памяти и внимания в игре «Что изменилось?».

3 неделя

Ось симметрии

Учить детей находить в предложенных предметах ось симметрии и самостоятельно ее проводить; тренировать основные прописные графические навыки, работая с образцом: анализируя образец, проверяя по образцу; продолжать тренировать умение выделять из наложенных друг на друга контуров отдельные изображения; закреплять навыки в штриховке.

4 неделя

Копирование узора

Тренировать способность копировать клетчатый узор; тренировать умение раскрашивать и штриховать по инструкции педагога.

Февраль

1 неделя

Зеркальное копирование

Продолжать тренировать способность зеркального копирования без опоры на клетку; совершенствовать навыки прописного письма через синтезирование основных элементов в более сложные объекты; тренировать способность находить заданную фигуру из адекватно и зеркально представленных изображений.

2 неделя

Закрепление пройденного материала

Закрепить у детей навык работы с образцом; совершенствовать у детей навыки формы, размера, пространственного положения.

3 неделя

Графический диктант

Учить детей выполнять графические задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток; упражнять детей в прописном письме основных элементов, соединенных между собой, соблюдая заданную цикличность; продолжать развивать мыслительные процессы детей: зрительные восприятия и память.

4 неделя

Штриховка

Тренировать навык, не отрывая карандаш от бумаги, обводить рисунок точно по линии; продолжать упражнять детей в синтезировании основных элементов прописного письма; тренировать в штриховке силуэтов разными способами.

Март

1 неделя

Копирование элементов

Совершенствовать навыки копирования изображения, упражнять детей в написании основных элементов прописного письма, используя их в качестве орнамента для заполнения силуэта некоторого объекта; развивать фантазию.

2 неделя

Увеличение, уменьшение предметов

Совершенствовать умение уменьшать или увеличивать нарисованную фигуру, сохраняя форму предмета; продолжать использовать графические элементы прописного письма для заполнения силуэта некоторого объекта; развивать зрительную память (выкладывание по памяти из счетных палочек).

3 неделя

Рисование по клеточкам

Совершенствовать умения выполнять графические задания под диктовку, находить направление в тетради, соблюдая заданное количество клеток; зеркально копировать образец; закреплять умение выделять один из наложенных друг на друга силуэтов, обводя заданный объект, не отрывая карандаш от листа.

4 неделя

Дорисуй по образцу

Тренировать навык срисовывания образца с опорой на клетку; совершенствовать навыки прописного письма: владение наклоном, соблюдение интервала, представление о слитности и ритмичности письма; развивать способность к выделению фигуры из фона; продолжать совершенствовать навыки пространственного восприятия объектов в упражнении «Смотря как посмотреть».

Апрель

1 неделя

Зеркальное копирование

Продолжать совершенствовать навыки зеркального копирования относительно оси симметрии (горизонтальной, вертикальной, наклонной линий); развивать внимание, мышление, фантазию при составлении из геометрических фигур заданного силуэта.

2 неделя

Закрепление пройденного материала

Учить работать с образцом: анализировать его, используя для срисовывания и проверки; продолжать совершенствовать у детей навыки прописного письма, соблюдая строку, размер, интервал; тренировать у детей навыки штриховки в разных направлениях и разными способами.

3 неделя

Графический диктант

Продолжать совершенствовать умение выполнять графические задания под диктовку; закреплять у детей способность к пространственному ориентированию; развивать зрительный анализ и синтез в игре «Найди такую же».

4 неделя

Геометрический узор

Совершенствовать навык копирования сложного геометрического узора с опорой на клетку; закреплять умение выделять один из наложенных друг на друга силуэтов, обводя его, не отрывая карандаш от бумаги.

Май

1 неделя

Масштаб

Учить изменять размер рисунка, опираясь на увеличение масштаба клетки; учить конструировать по представлению из предложенных шаблонов различные композиции и штриховать их.

2 неделя

Повторение пройденного материала

Тренировать способность копировать изображение, развивать способность к выделению фигуры из фона; развивать мыслительные процессы.

3 неделя

Повторение пройденного материала

Совершенствовать умения детей выполнять задание под диктовку, обобщать и закреплять знания детей об основных элементах прописного письма, учить писать их, соблюдая требования правильного письма; развивать зрительную память (выкладывание из счетных палочек предложенных силуэтов по памяти); развивать фантазию.

4 неделя

Повторение пройденного материала

Тренировать умение копировать предмет без опоры на клетки с дорисовыванием недостающих частей; закреплять представления детей о слитности, ритмичности при письме, о наклоне письма; развивать мыслительные и творческие способности детей, их самостоятельность.

         

 

1.4 Планируемые результаты:

 

   Совершенствование у детей:

 

- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительномоторные координации: развитие техники рисунка, овладение  штриховкой); 

-крупных движений и умения владеть своим телом;

-пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела); 

-активной речи, словарного запаса; 

-мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; 

-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу); 

-гигиенического правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради).

 

Раздел №2 «Комплекс организационно- педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

 

2.1. Учебный план

 

 

Количество занятий в месяц

                

                      4

 

Количество занятий в год

 

 

                       

                     36

 

2.2 Условия реализации программы

 

 · Систематическое проведение занятий.

·  Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

·  Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

·  Сотрудничество педагога с семьей ( консультации, открытые занятия для родителей).

 

Развивающая среда:

- мебель, соответствующие росту детей;

 - прописи, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, пластилин, проволока, бусины;

- игровые пособия (фасоль, горох, рис камешки, счетные палочки, резиновые мечи, мягкие мячи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки и др.), тетрадь в клетку.

 

2.3 Формы аттестации:

Фронтальная проверка и контроль, самооценка выполненной работы.

 

 

 

2.4 Оценочные материалы

 

Фамилия, имя ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

     

      

 

 

            Развитие графических навыков

 

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Баллы

%

Копирование образца

Штриховка

Графический диктант

Умение ориентироваться в пространстве

 

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

                                 

 

3 балла – полностью соответствует критерию

2 балла - частично соответствует критерию

1 балл – не соответствует критерию

 

 

Уровни освоения программы:

 Высокий - ребёнок самостоятельно справляется с заданием; линии чёткие, ровные.

 Выше среднего - ребёнок справляется с заданием; но линии местами неровные.

Средний - ребёнок справляется с заданием; линии нечёткие, неровные, дрожащие.

Ниже среднего - неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту.

Низкий - ребёнок не справляется с заданием (узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам).

 

 

2.5 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса - очно.

Основные методы и приемы: беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами, графические упражнения.

Формы организации образовательного процесса – индивидуально – групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия- игра, открытое занятие. Педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

Алгоритм учебного занятия:

    1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

   2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

   3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты. Дидактические материалы: материал для штриховки, раскраски, пособия: «Пальчиковые шаги», «Озорной карандаш», «Пальцы помогают говорить», «Чудесные ладошки», «Маленькие помощники».

 

2.6 Список литературы

    1. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2004

    2. Т.С. Голубина “Чему научит клеточка” Москва, Мозаика - Синтез, 2005

    3. О. Новиковская «Пальчиковая гимнастика» изд. «Сова» СанктПетербург, 2010 г.

    4. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224с

   5. А. Хвостовцев «Играем с пальчиками и развиваем мелкую моторику рук и устную речь» Сибирское университетское издательство, 2010 г.

   6. О. В., Бачина., Н. Ф Коробова Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей – 2-й издание и дополнение: М. «АРКТИ», 2007г.

   7. «Ступеньки детства» программа для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста / н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева; под ред. проф. Н.М. Конышевой.- 3-е изд., перераб.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.-40с.

   8. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 1.–М.: Ассоциация XXI век: 2015г. – 48с.

    9. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 2.– М.: Ассоциация XXI век: 2015г. – 48с.

   10. Бадулина О.И. Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь в 3-х частях. Часть 3.