Познавательно-исследовательский проект "Удивительный космос"
Дунда Екатерина Сергеевна, воспитатель
Заборовская Ирина Владимировна, воспитатель
МАДОУ детский сад "Колосок"
р.п.Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская обл.
Актуальность. Космос – такой загадочный, далекий и неизведанный ребенком. Благодаря современным мультфильмам и фильмам порой такой пугающий и опасный космос. Сколько вопросов возникает в голове ребенка при беседе про космос. Сколько вопросов до сих пор остается в голове и у взрослого.
Данный проект позволит посредством интегрирования творческой и познавательно-исследовательской деятельности разъяснить многие вопросы ребенку, сформировать правильные представления о космосе; позволит включить в совместную деятельность родителей и других членов семьи.
Цель: закреплять у детей старшего дошкольного возраста достоверные представления о космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Задачи:
Проанализировать имеющиеся представления о «космосе»;
Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
Познакомить детей с историей развития космонавтики, закрепить знания о первом лётчике-космонавте Ю.А. Гагарине и о первой женщине-космонавте В.В.Терешковой.
Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
Побуждать к исследовательской деятельности посредством экспериментирования и проведения опытов.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Участники проекта: дети старшей дошкольной группы, родители воспитанников, педагоги группы и учреждения.
Стратегия достижения поставленной цели.
В проекте планируется использование следующих методов работы:
- наглядный (показ, демонстрация);
- словесный (рассказ, чтение, беседа);
- практический (продуктивная деятельность).
В рамках проекта планируется:
Организация выставки, посвященной Дню Космонавтики.
Проведения цикла занятий различных видов деятельности по теме.
Конкурс поделок «Луноход».
Сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Планируемые результаты проекта:
1. Сформированы и закреплены достоверные представления о космосе, звездах, планетах Солнечной системы; о первых космонавтах.
2. Сформирован устойчивый интерес к изучению космоса.
3. Родители принимали активное участие в совместной деятельности.
Характеристика проекта:
По доминирующему методу |
Длительность |
По характеру содержания |
По количеству участников |
По характеру контактов |
Познавательно-исследовательский, творческий |
3.04.20-10.04.20 |
деятельность ребёнка и его семьи, ребёнка и рукотворный мир. |
групповой |
внутри одной возрастной группы в контакте с семьей. |
План реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
Работа с детьми:
Сбор и анализ имеющихся у детей знаний о космосе посредством опросов и бесед.
Работа с сотрудниками ДОУ:
Совместно с музыкальным руководителем поиск музыки, соответствующей космосу.
Совместно с инструктором по физической культуре подобраны упражнения с использованием игрового оборудования и спортинвентаря для подготовки детей «к полету в космос».
Работа с предметно-развивающей средой группы:
Организована выставка, посвященная Дню космонавтики. Выложены настольные и дидактические игры по теме.
Подобрана детская художественная литература для чтения детям, подборка демонстрационного материала, сюжетных картинок, иллюстраций, открыток, фотографий, загадок и стихов.
II. Основной этап.
План мероприятий.
Работа была организована по следующим направлениям:
1. Практико-ориентированная работа с детьми.
2. Совместная деятельность детей и родителей.
3. Совместная деятельность с сотрудниками ДОУ.
Практико-ориентированная работа с детьми |
||||
Дата |
Мероприятия |
Цели |
Кто принимает участие |
Результаты |
6.04.20 |
ННОД по ознакомлению с окружающим миром «Первый в космосе» |
Дать представление о космических полетах, первом космонавте – гражданине Ю.А.Гагарине |
Дети, воспитатель |
Сформированы представления: о первых полетах и космонавтах; о стране – первооткрывателе космического пространства |
Конструирование «Дом для инопланетянина»
|
Учить находить конструктивное решение при выполнении задания по условию. Закреплять умение придумывать фантастический рассказ. |
Дети, воспитатель |
Могут из конструктора построить придуманные здания, объединить отдельные постройки в город. |
|
Просмотр видеорепортажа о первом полете космонавта Раскраски по теме |
Знакомить с историей российской космонавтики |
Дети, воспитатель |
Сформированы представления о капсуле для возвращения космонавта на землю |
|
|
Чтение К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”. |
Формирование и закрепление представлений о космических телах |
Дети, воспитатель |
Сформированы представления об основных понятиях |
7.04.20 |
Опыт «"Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что ближе к нам солнце или облака?". |
Помочь лучше узнать окружающий мир |
Дети, воспитатель |
Знают, что тучи к нам ближе, поэтому мешают наблюдать за небесными объектами. |
Дидактические игры за столом: «Найди отличия», Лабиринты «Найди ракету», «На какую планету?» |
Развитие произвольного внимания, развитие интеллекта |
Дети, воспитатели. |
Улучшено качество произвольного внимания у детей: объём, распределение, переключение, устойчивость. |
|
Беседа «Солнце – источник жизни на Земле» |
Формировать представление о Солнце как о главном источнике тепла для Земли |
Дети, воспитатели. |
Сформированы представления о Солнце как о главном источнике тепла |
|
|
Чтение К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”. |
Формирование и закрепление представлений о космических телах |
Дети, воспитатель |
Сформированы представления об основных понятиях |
8.04.20
|
ННОД по развитию речи «Космическое путешествие» |
Уточнять и закреплять представления о космосе посредством творческого рассказывания |
Дети, воспитатели. |
Умеют составлять рассказ по теме |
Рисование «Наша Вселенная» |
Закреплять навык рисования мыльными пузырями. |
Дети, воспитатели. |
Умеют изображать планеты, дорисовывать рисунок до целой композиции. |
|
Эксперименты: Как образуются метеоритные кратеры? «Почему в космос летают на ракете?» |
Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования. Смоделировать |
Дети, воспитатели. |
Сформированы представления о метеоритах, их опасности для земли |
|
|
Чтение Г.Юрмин «Что внутри?». Рассказ «Счастливого пути, космонавты!» |
Познакомить с внутренним строением космического корабля |
Дети, воспитатель |
Имеют представление об отсеках в космическом корабле и их назначении |
9.04.20 |
Изготовление планет-стикеров |
Закреплять знания названий и внешнего вида планет |
Дети, воспитатели. |
Могут назвать и показать 5-6 планет |
Дидактические игры: «Отгадай силуэт» «Собери космонавта в полет» |
Учить узнавать предметы по силуэту. Закрепление знаний об одежде и снаряжении космонавта |
Дети, воспитатели. |
Развито зрительное внимание. Закреплены знания о снаряжении космонавтов |
|
Сюжетно-ролевые игры: «Я – космонавт», «Инопланетяне» |
Побуждать к совместной игре по условиям |
Дети, воспитатели. |
Могут выбрать роль и сыграть ее. |
|
|
Чтение Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" |
Познакомить с энциклопедической информацией о космосе для общего развития |
Дети, воспитатель |
Общая осведомленность по теме |
10.04.20 |
Создание коллективной книги «Удивительный космос» |
Создание книги из заготовленных дома рисунков и рассказов для коллекции книг-самоделок группы |
Дети, воспитатели. |
Делится со сверстниками имеющимися знаниями |
|
Коллективная работа «Удивительный космос» (коллаж из рисунков и аппликаций) |
Закрепление представлений о космическом пространстве, планетах Солнечной системы, звездах, созвездиях. |
Дети, воспитатели. |
Коллективно воспроизводят полученные знания в творческой работе |
|
Чтение Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" |
Познакомить с энциклопедической информацией о космосе для общего развития |
Дети, воспитатель |
Общая осведомленность по теме |
Совместная деятельность детей и родителей. |
||||
3.04-6.04 |
Беседа по вопросам |
Собирается информация об имеющихся у детей знаний о космосе и космонавтах России |
Дети, родители |
Родители и воспитатели осведомлены о пробелах в знаниях детей по теме. |
Просмотр мультфильмов: «Тайна красной планеты», «Загадочная планета», «Незнайка на Луне» |
Формирование положительных представлений о космосе |
Дети, родители |
Знакомы с мультфильмами советской кинематографии, посвященными теме космоса. |
|
6.04-10.04 |
Рассматривание и беседы по энциклопедиям про космос |
Формирование и закрепление представлений о космических телах и явлениях |
Дети, родители |
Сформированы и закреплены представления о космических телах и явлениях |
7.04-10.04 |
Рисование планеты |
Закрепить название и знание подробной информации о понравившейся планете (странички для будущей коллективной книги) |
Дети, родители |
Владеет достоверными знаниями о планете, может поделиться этими знаниями с другими. |
Создание поделки «Луноход» |
Привлечь родителей в проектную деятельность посредством создания с ребенком поделки из подручных материалов |
Дети, родители |
Родители принимают активное участие.
|
|
Совместная деятельность с сотрудниками ДОУ. |
||||
7.04.20 |
ННОД по музыке Слушание музыки на космическую тему, музыкальная игра «Ждут нас быстрые ракеты» |
Познакомить с «космической музыкой», побуждать к представлению космического пространства |
Дети, воспитатель, муз.руководитель |
Знакомство с «космической музыкой» |
8.04.20 |
ННОД по физической культуре «Я - будущий космонавт» |
Физическое развитие детей, развитие координации движений и выносливости. |
Дети, инструктор по физической культуре |
Выполняют основные движения на координацию и выносливость |
III. Заключительный этап.
Результаты проекта:
1. Сформированы и закреплены достоверные представления о космосе, звездах, планетах Солнечной системы; о первых космонавтах.
2. Сформирован устойчивый интерес к изучению космоса.
3. Родители принимали активное участие в совместной деятельности.
Продукты проекта:
1. Выставка, посвященная Дню Космонавтики.
2. Рисунок «Наша Вселенная».
3. Рисунок «».
4. Планеты-стикеры.
5. Поделка «Луноход».
6. Коллективная книга-самоделка «Удивительный космос».
7. Коллективный коллаж «Удивительный космос».
Используемая литература.
1. Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа», Москва «Издательство СКРИПТОРИЙ – 2003» 2015г.
2. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
3. Е.П.Левитан "Твоя Вселенная".
4. Научно – познавательная литература, серия «Огромный мир», «Космос»
5. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя», «Путешествие в космос»
6. Н. Н. Молофеева «Энциклопедия дошкольника»