Познавательно-исследовательский проект "Удивительный космос"

Дунда Екатерина Сергеевна, воспитатель

Заборовская Ирина Владимировна, воспитатель

МАДОУ детский сад "Колосок"

р.п.Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская обл.


Актуальность. Космос – такой загадочный, далекий и неизведанный ребенком. Благодаря современным мультфильмам и фильмам порой такой пугающий и опасный космос. Сколько вопросов возникает в голове ребенка при  беседе про космос. Сколько вопросов до сих пор остается в голове и у взрослого.

Данный проект позволит посредством интегрирования творческой и познавательно-исследовательской деятельности разъяснить многие вопросы ребенку, сформировать правильные представления о космосе; позволит включить в совместную деятельность родителей и других членов семьи.

 

Цель: закреплять у детей старшего дошкольного возраста достоверные представления о космическом пространстве, об освоении космоса людьми. 

 

Задачи:

   Проанализировать имеющиеся представления о «космосе»;

   Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

   Познакомить детей с историей развития космонавтики, закрепить знания о  первом лётчике-космонавте Ю.А. Гагарине и о первой женщине-космонавте В.В.Терешковой.

   Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

   Побуждать к исследовательской деятельности посредством экспериментирования и проведения опытов.

   Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Участники проекта: дети старшей дошкольной группы, родители воспитанников, педагоги группы и учреждения.

 

 

Стратегия достижения поставленной цели.

В проекте планируется использование следующих методов работы:

- наглядный (показ, демонстрация);

- словесный (рассказ, чтение, беседа);

- практический (продуктивная деятельность).

 

В рамках проекта планируется:

   Организация выставки, посвященной Дню Космонавтики.

   Проведения цикла занятий различных видов деятельности по теме.

   Конкурс поделок «Луноход».

   Сюжетно-ролевые и дидактические игры.


Планируемые результаты проекта:

1.     Сформированы и закреплены достоверные представления о космосе, звездах, планетах Солнечной системы; о первых космонавтах.

2.     Сформирован устойчивый интерес к изучению космоса.

3.     Родители принимали активное участие в совместной деятельности.

Характеристика проекта:

По доминирующему методу

Длительность

По характеру содержания

По количеству участников

По характеру контактов

Познавательно-исследовательский, творческий

3.04.20-10.04.20

деятельность ребёнка и его семьи, ребёнка и рукотворный мир.

групповой

внутри одной возрастной группы в контакте с семьей.

План реализации проекта:

I.         Подготовительный этап.

Работа с детьми:

Сбор и анализ имеющихся у детей знаний о космосе посредством опросов и бесед.

 Работа с сотрудниками ДОУ:

Совместно с музыкальным руководителем поиск музыки, соответствующей космосу.

Совместно с инструктором по физической культуре подобраны упражнения с использованием игрового оборудования и спортинвентаря для подготовки детей «к полету в космос».

Работа с предметно-развивающей средой группы:

Организована выставка, посвященная Дню космонавтики. Выложены настольные и дидактические игры по теме.

Подобрана детская художественная литература для чтения детям, подборка демонстрационного материала, сюжетных картинок, иллюстраций, открыток, фотографий, загадок и стихов.

 

II.   Основной этап.

План мероприятий.

Работа была организована по следующим направлениям:

1.    Практико-ориентированная работа с детьми.

2.    Совместная деятельность детей и родителей.

3.    Совместная деятельность с сотрудниками ДОУ.

 

Практико-ориентированная работа с детьми

Дата

Мероприятия

Цели

Кто принимает участие

Результаты

6.04.20

ННОД по ознакомлению с окружающим миром «Первый в космосе»

Дать представление о космических полетах, первом космонавте – гражданине Ю.А.Гагарине

Дети, воспитатель

Сформированы представления: о первых полетах и космонавтах; о стране – первооткрывателе космического пространства

Конструирование

 «Дом для инопланетянина»

 

Учить находить конструктивное решение при выполнении задания по условию. Закреплять умение придумывать фантастический рассказ.

Дети, воспитатель

Могут из  конструктора построить придуманные здания, объединить отдельные постройки в город.

Просмотр видеорепортажа о первом полете космонавта

Раскраски по теме

Знакомить с историей российской космонавтики

Дети, воспитатель

Сформированы представления о капсуле для возвращения космонавта на землю

 

Чтение К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.

Формирование и закрепление представлений о космических телах

Дети, воспитатель

Сформированы представления об основных понятиях

7.04.20

Опыт «"Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что ближе к нам солнце или облака?".  

Помочь лучше узнать окружающий мир

Дети, воспитатель

Знают, что тучи к нам ближе, поэтому мешают наблюдать за небесными объектами.

Дидактические игры за столом:

«Найди отличия»,

Лабиринты «Найди ракету», «На какую планету?»

Развитие произвольного внимания, развитие интеллекта

Дети, воспитатели.

Улучшено качество произвольного внимания у детей: объём, распределение, переключение, устойчивость.

Беседа «Солнце – источник жизни на Земле»

Формировать представление о Солнце  как о главном источнике тепла для Земли

Дети, воспитатели.

Сформированы представления о Солнце  как о главном источнике тепла

 

Чтение К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.

Формирование и закрепление представлений о космических телах

Дети, воспитатель

Сформированы представления об основных понятиях

8.04.20

 

ННОД по развитию речи

«Космическое путешествие»

Уточнять и закреплять представления о космосе посредством творческого рассказывания

Дети, воспитатели.

Умеют составлять рассказ по теме

Рисование  «Наша Вселенная»

Закреплять навык рисования мыльными пузырями.

Дети, воспитатели.

Умеют изображать планеты, дорисовывать рисунок до целой композиции.

Эксперименты:

Как образуются метеоритные кратеры?

«Почему в космос летают на ракете?»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования.

Смоделировать

Дети, воспитатели.

Сформированы представления о метеоритах, их опасности для земли

 

Чтение Г.Юрмин «Что внутри?». Рассказ «Счастливого пути, космонавты!»

Познакомить с внутренним строением космического корабля

Дети, воспитатель

Имеют представление об отсеках в космическом корабле и их назначении

9.04.20

Изготовление планет-стикеров

Закреплять знания названий и внешнего вида планет

Дети, воспитатели.

Могут назвать и показать 5-6 планет

Дидактические игры:

«Отгадай силуэт»

«Собери космонавта в полет»

Учить узнавать предметы по силуэту.

Закрепление знаний об одежде и снаряжении космонавта

Дети, воспитатели.

Развито зрительное внимание.

Закреплены знания о снаряжении космонавтов

Сюжетно-ролевые игры:

«Я – космонавт»,

«Инопланетяне»

Побуждать к совместной игре по условиям

Дети, воспитатели.

Могут выбрать роль и сыграть ее.

 

Чтение Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"

Познакомить с энциклопедической информацией о космосе для общего развития

Дети, воспитатель

Общая осведомленность по теме

10.04.20

Создание коллективной книги «Удивительный космос»

Создание книги из заготовленных дома рисунков и рассказов для коллекции книг-самоделок группы

Дети, воспитатели.

Делится со сверстниками имеющимися знаниями

 

Коллективная работа «Удивительный космос» (коллаж из рисунков и аппликаций)

Закрепление представлений о космическом пространстве, планетах Солнечной системы, звездах, созвездиях.

Дети, воспитатели.

Коллективно воспроизводят полученные знания в творческой работе

 

Чтение Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"

Познакомить с энциклопедической информацией о космосе для общего развития

Дети, воспитатель

Общая осведомленность по теме

 Совместная деятельность детей и родителей.

3.04-6.04

Беседа по вопросам

Собирается информация об имеющихся у детей знаний о космосе и космонавтах России

Дети, родители

Родители и воспитатели осведомлены о пробелах в знаниях детей по теме.

Просмотр мультфильмов:

«Тайна красной планеты»,

«Загадочная планета»,

«Незнайка  на  Луне»

Формирование положительных представлений о космосе

Дети, родители

Знакомы с мультфильмами советской кинематографии, посвященными теме космоса.

6.04-10.04

Рассматривание и беседы по энциклопедиям про космос

Формирование и закрепление представлений о космических телах и явлениях

Дети, родители

Сформированы и закреплены представления о космических телах и явлениях

7.04-10.04

Рисование планеты

Закрепить название и знание подробной информации о понравившейся планете (странички для будущей коллективной книги)

Дети, родители

Владеет достоверными знаниями о планете, может поделиться этими знаниями с другими.

Создание поделки «Луноход»

Привлечь родителей в проектную деятельность посредством создания с ребенком поделки из подручных материалов

Дети, родители

Родители принимают активное участие.

 

Совместная деятельность с сотрудниками ДОУ.

7.04.20

ННОД по музыке

Слушание музыки на  космическую тему, музыкальная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Познакомить с «космической музыкой», побуждать к представлению космического пространства

Дети, воспитатель, муз.руководитель

Знакомство с «космической музыкой»

8.04.20

ННОД по физической культуре «Я - будущий космонавт»

Физическое развитие детей, развитие координации движений и выносливости.

Дети, инструктор по физической культуре

Выполняют основные движения на координацию и выносливость

 

III.   Заключительный этап.

Результаты проекта:

1.     Сформированы и закреплены достоверные представления о космосе, звездах, планетах Солнечной системы; о первых космонавтах.

2.     Сформирован устойчивый интерес к изучению космоса.

3.    Родители принимали активное участие в совместной деятельности.

Продукты проекта:

1.     Выставка, посвященная Дню Космонавтики.

2.     Рисунок «Наша Вселенная».

3.     Рисунок «».

4.     Планеты-стикеры.

5.     Поделка «Луноход».

6.     Коллективная книга-самоделка  «Удивительный космос».

7.     Коллективный коллаж «Удивительный космос».

 

 

Используемая литература.

1.     Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа», Москва «Издательство СКРИПТОРИЙ – 2003» 2015г.

2.     Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».

3.    Е.П.Левитан "Твоя Вселенная".

4.     Научно – познавательная литература, серия «Огромный мир», «Космос»

5.     Энциклопедия «Открой мир вокруг себя», «Путешествие в космос»

 

6.     Н. Н. Молофеева «Энциклопедия дошкольника»