В гостях у Буквоеда и Звукоряда

Преображенская Анастасия Александровна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 36 «Улыбка»

Кемеровская область, г. Междуреченск


Цель:

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Учить составлять предложение.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Наблюдать за работой детей, советовать.

Оборудование:

- волшебный поезд

- конверт с письмом от Буквоеда

- предметные картинки в конвертах

- картинки зверей

- магнитофон с записью

-       касса букв и слогов

-        фишки для звуко-буквенного анализа

Ход деятельности:

Воспитатель: -Ребята, по дороге к вам, я встретила Звукоряда и вот, что он мне загадал:

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...

Дети: Гласные

Воспитатель: - Ребята, вы догадались о чем мы сегодня будем с вами говорить? Звукоряд потерял все наши гласные. Как вы думаете, мы сможем жить без гласных звуков? Почему? (без гласных звуков речь будет не понятной).

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в путешествие в «Страну потерянных гласных». Какие гласные вы знаете? (а, о, у, и, е, ы, э, я). Почему их называют гласными? (их можно тянуть, петь).

 

Гласные тянутся песен звона: и-и-и,
Можно заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут летать высоко в синеву: и-а-у.

Воспитатель: - Дети, а сейчас в «Стране потерянных гласных», мы отправимся на улицу "Загадкино", где будем отгадывать загадки.

 

Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!

Ы

 

Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...

Ответ: А

 

Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву ...

Ответ: Е

 

Узнаешь сразу ты её,
с двумя глазами буква ...

Ответ: Ё

 

Буква рыбкой стать мечтает,
На ветвях зимой сверкает,
Вьется стайкой над костром
И лежит на дне речном.

Ответ: И

 

В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!

Ответ: О

 

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву ...

Ответ: У

 

Что мне делать, как мне быть?
Как исправить мне язык? -
Я ее произносить
Вместо паузы привык!

Ответ: Э

Взяли «Н» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «О»-
Ну, и что произошло?

 

Ответ: Ю

 

Эта буква - это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот её и назовёшь!

 

Ответ: Я

 

 

Игра "Домики" (определить позицию звука в словах)
утюг - у; эхо - э; язык - я; бант - а;  имя - я;  волк - о.

Воспитатель: - Следующая улица «Сообразительная». Ребята, давайте узнаем, кто из вас самый сообразительный. Придумайте слова со звуками (а, о, у, и, ы, э).

Какая буква  никогда не стоит вначале слова? (Ы)
Дети:
Мы слыхали от совы,
Что нет слов на букву Ы.
Воспитатель: - А мы продолжаем наше путешествие и отправляемся на следующую улицу. В «Стране потерянных гласных» есть улица «Шустрая».
Дети по двое выходят к доске.
Здесь мы поиграем в игру - соревнование «Обведи букву».
За две минуты нужно обвести больше заданных букв. Кто больше обведет, тот и победил.
Таблица на доске, простые карандаши, секундомер (3 раза) - подсчитать количество букв.

Воспитатель: - Отправляемся дальше по «Стране потерянных гласных». Мы с вами оказались на улице «Дорожная».  Ребята, я вижу вдалеке поезд. (подходят близко)

-Но что-то с ним случилось, он почему-то не едет. (включают магнитофон)

Голос диспетчера: «Поезд поедет только тогда, когда все звери займут свои места. В 1-м вагоне должны ехать звери, название которых состоит из 1 слога. Во 2-ом-из 2 слогов, в 3-м- из 3.»

(на столе под поездом картинки зверей, дети распределяют зверей по вагонам и объясняют почему)

Воспитатель: - От чего зависит количество слогов в слове? (от гласных), (сколько гласных в слове, столько и слогов).

Воспитатель: - Поломка исправлена, звери сидят в вагонах. Они приглашают нас с собой. А мы с вами превращаемся в поезд: я паровозик, вы вагончики. (едут и поют песенку)

В вагончике 1-ом ёж, тигр и слон,

Жираф с пёстрой зеброй в вагоне 2-ом.

А в 3-ем-носорог, а с ним- бегемот,

Ещё крокодил-всех нас поезд везёт.

(«поезд» останавливается около букв)

 

Воспитатель: - А мы тем временем оказались с вами на улице «Дружной».
В слоге гласные звуки дружат с какими (согласными). А вот почему их называют согласными, нам расскажет Звукоряд.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дети за столами составляют слоги, (разрезные азбуки на столах).
(ан, ум, их, эк, он, со, ми, ты, юл).

Воспитатель: - А нам пора отправляться в путь и следующая улица, которая нас встречает, улица «Смекалистая».

Воспитатель: - Пока мы с вами играли, нам пришло письмо (от злого Буквоеда). Давайте достанем письмо из конверта и прочитаем его (открывает конверт) Но тут ещё какие-то карточки со словами. А вот и письмо: «В словах-карточках я съел все гласные буквы. Попробуйте теперь, догадайтесь, каких гласных нет, и прочитайте слова»

-Ребята помогите подобрать в слова нужные гласные, и прочитайте слова.

(воспитатель выставляет карточки со словами, дети подбирают гласные, пишут фломастерами букву, читают слова)

 С.О.М,  Ж.У.К,  К.И.Т,  Р.Ы.Б.А., Л.Ю.К, Л.А.К.

Воспитатель: - Дорогие, Звукоряд и Буквоед, пожалуйста, не обижайте гласные звуки и буквы, и не теряйте их больше. Наши ребята приготовили подарки-картинки (раздать картинки). Но подарить надо правильно. Если в слове, названии подарка - картинки слышится звук А, то подарок подарим букве А, если О - то букве О и так далее.
-
Ребята, посмотрите на картинки и подумайте, кому предназначен ваш подарок, какой букве.

Воспитатель:- Итак, мы с вами справились со всеми заданиями. И наше путешествие подошло к концу. Вспомним, где мы с вами побывали, что делали.

 

Воспитатель: - Мы возвращаемся в д/с, где будем набираться новых знаний. До свидания, буквы и звуки! Звукоряд и Буквоед до свидания! Всего вам доброго!