Опыт работы. Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Хайбульдинова Марина Николаевна, воспитатель

МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка"

г. Калач-на-Дону Волгоградской области


Цель: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: дать детям представления о сенсорных эталонах (цвете, величине, форме); формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения); закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства; научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной; развивать мелкую моторику рук ребенка; активизировать словарь; помочь раскрыть природный талант ребёнка и сделать это весело, непринужденно, доверяя малышам и своей интуиции.

Форма проведения: семинар Участники: воспитатели детского сада. 2слайд. Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего доклада: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством работы секции "Калейдоскоп".

 Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира, при этом совершенствуется звуковой анализ речи, происходит формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства. 3слайд.

Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.
 Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Дети, поступив в детский сад, проходят период адаптации. После адаптации проводится обследование детей.

В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. И так как у детей разный познавательный и сенсорный опыт я сделала вывод, что необходимо проводить с детьми дополнительную образовательную непосредственную познавательную деятельность именно по сенсорному развитию. И целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры. Для дополнительной образовательной деятельности была разработана программа по сенсорному развитию для секции "Калейдоскоп", конспекты занятий (занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут каждое), сделаны дидактические игры. Построение цикла непосредственной познавательной деятельности ведется с учетом результатов обследования развития детей. 4слайд На первом занятии дети ознакомились с цветами спектра и их названиями. Знакомство провела в форме дидактической игры «Спрячь мышку», познакомила детей с правилами игры. Сначала дети играют вместе со мной, затем играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Дети усваивают названия шести цветов спектра.

5,6слайд

В дидактической игре «Птичка в клетке» ребята познакомились с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Здесь обследовали форму фигуры обведением пальцем контура формы.

7,8слайд

В дидактическая игре «Спрячь зайку от лисы» дети обучались соотносить предметы с учетом цвета и формы. Вначале я обратила внимание детей на цвет «домиков» и форму «дверей». Показала как правильно подобрать «дверцы» в домиках у зайцев, с учетом цвета и формы. Затем предлагаю детям играть самостоятельно. Они прячут зайчат от лисы, подбирая к разноцветным домикам с разной формой окошки, точно такие же цвета как домик и такую же форму как окошко.

9,10слайд

В дидактическом упражнении «Накорми мишек» познакомила с параметрами трех величин (большой, средний, маленький). Цель упражнения - обучение выделению параметров величины предметов.

В игре использовались три разных по величине фигуры медведей, соответственно три стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки.

11слайд

В играх с прищепками очень много вариантов проявления творчества.

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, использовать цветовую гамму прищепок. Главная цель использования прищепок в игре - развитие мелкой моторики рук, что благотворно влияет на речевую функцию ребенка. Игры с прищепками также развивают воображение, тактильные ощущения, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.

 На занятиях, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добиваюсь, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – это постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий, что способствует у детей становлению фундамента для всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой. Детям было очень интересно, внимательно слушали, спрашивали, делали.

Ожидаемые результаты:

В конце года дети должны уметь различать и называть некоторые цвета спектра. Различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник).

Использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка); на ощупь различать качество предметов и их называть.

Уметь слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

12слайд

 

Спасибо за внимание!