Проект "Выращиваем арахис"

Лебедева Ольга Викторовна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №62 "Каравай"

город Смоленск


Вид проекта: исследовательско-познавательный проект для детей второй младшей группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный(4 февраля – 20 апреля)

Участники исследовательской деятельности: дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность исследовательской деятельности:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность.

У детей в силу их возраста, бедный объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – показать на практике как прорастают бобовые, как за растениями ухаживать, и дать знания о том что нужно растению, для того что бы оно благополучно развивалось.

Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе.

 

Цель проекта:

Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Дать первоначальные представления о жизни растений, их структуре.

2. Формировать у детей интерес к познавательной деятельности, с помощью наблюдений активизировать словарный запас.

Развивающие:

1. Способствовать развитию межличностных отношений

2. Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности.

3. Предоставить возможность практического опыта детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

• доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умения ухаживать за культурными растениями, используя полученные знания;

• формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники должны знать:

- названия абиотических факторов, их влияние на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- значение арахиса, как продукта питания;

- оценить вкусовые качества арахиса.

Должны уметь:

- выполнять наблюдения за ростом и развитием арахиса;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности:

Создание фотокаллажа«Как вырастить арахис на подоконнике

Основной механизм реализации проекта:

Проведение серии регулярных занятий, наблюдений естественно - научного цикла.

Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с объявления о том, что будем проводить вместе исследования так, как это делают взрослые ученые. Объяснила детям, что их задача внимательно следить за изменениями которые происходят сарахисам.

Начала проводить беседы «Что такое арахис», «Арахис как продукт питания», «Что нужно для того что бы арахис проросла и выросла»

Результаты исследований мы проговариваем, с помощью наблюдений анализируем и делаем вывод.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в одном направлении:

• работа воспитателя с детьми;

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.

После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал и оборудование для исследований.

Моей задачей было сформировать представления о растениях и об их жизнедеятельности.

Изучались такие вопросы как:

- Что необходимо растению для роста?

- Строение растений.

Я на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняла обязанности садовода, так как дети в силу своего возраста имеют очень бедный багаж знаний.

После проведенного исследования дети рассказывали о своих новых открытиях, формулировали вывод по результатам эксперимента.

Проговаривалось:

Что я взяла сначала? Что делала? Какие действия произвела? Что получилось в результате?

Дети отвечали на вопросы, делали выводы.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал фотокаллаж: «Как вырастить арахиса на подоконнике с результатами нашей исследовательской работы.

Ребята рассказали на заключительном занятии о результатах проделанной работы, о своих впечатлениях.

Экспериментируя с объектами неживой природы, дети узнали о свойствах веществ.

Главный итог этой работы – педагогический. Ребенок, наблюдая за исследованием, был полностью заинтересован экспериментальной работы, получил первые практические знания.

Содержание программы обучения

1. Вводное занятие. «Как вырастить арахис на подоконнике

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить арахис, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

2. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

3. Знакомство с абиотическими факторами

Свет.

Температура.

Источник тепла – солнечное излучение.

Почва.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

4. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

Арахис ( как и фасоль)– представитель семейства бобовых. Горох, бобы, соя.

Знакомство с семенами арахиса(величина, форма, окраска, строение семян)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение бобовых как продукта питания.

Подготовка арахиса к посадке. Замачивание семян (приложение № 1)

5. Исследовательская работа

Посадка арахиса в горшки:

Создание условий для всходов: освещённость, полив и температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием арахиса. Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

5. Обобщение и подведение итогов работы

6. Заключительное занятие

Подведение итогов. Награждение детей.

Материалы:

• семена арахиса, горшок с почвой:

• Ящик для высадки семян арахиса, линейка, фотоаппарат.

 

 

Выводы детей по результатам исследовательской деятельности:

1. Арахис можно вырастить не только на огороде, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.

2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.

3. Арахис для роста необходимы:

• плодородная почва

• свет

• вода

• тепло

• уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).

4. Арахис является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд.

5. Пробуем на вкус, каждый ребенок высказывает свое мнение о вкусовых качествах арахиса.

 

 

Список литературы:

1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанноерядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.

4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.

5. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.

 

6. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990г