Тюмень. История возникновения города

Лярская Наталья Викторовна, воспитатель

МАДОУ детский сад № 79 г. Тюмень

г. Тюмень


 

Образовательные области:

 

Коммуникация

  Развивать свободное общение со взрослыми и детьми: учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Социализация

  Формировать доступные пониманию дошкольников представления о малой Родине. Прививать любовь к родному городу.

Познание

  Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (научный прогресс), их значимости для жизни ребёнка и общества в целом.

Художественное творчество

  Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании; воспитывать самостоятельность.

 

1.  Приветствие гостей.

2. Беседа о городе.

Как называется город, в котором мы живём? Красивый ли наш город? Что есть в Тюмени? В каком театре мы с вами были?

Недалеко от нашего сада есть ещё один театр – драматический.

Мы обязательно в нём побываем. О нашем городе написаны и стихи. Послушайте отрывок из одного стихотворения.

Тюмень - мой славный город на Туре,  

 Что затаился в центре всей России. 

 Горжусь, что я живу на той земле 

 В плену суровой и таинственной Сибири

И песни. Вот звучит одна из них.

О чём там упоминается, что такое Тура? Есть ли ещё реки в нашем городе? Как называется? Но когда очень-очень давно, когда не было ваших родителей, бабушек и дедушек и даже прабабушек и дедушек, нашего города не было. Как вы думаете, что было на этом месте тогда?

2. Путешествие

Хотите узнать? Я предлагаю отправиться в путешествие в прошлое. Не во вчерашний день, а на много-много лет назад. Когда ещё не было ваших родителей, бабушек и дедушек и даже прабабушек и прадедушек. А поможет нам в этом машина времени. Предлагаю занять места. Чтобы отправиться, нужно её завести с помощью стрелок часов.

Дети проходят в «машину времени»

У каждого ребёнка на стульчике в «машине времени» лежат часы. При «перелёте» от одной остановки до другой, дети вращают стрелки.

1 ОСТАНОВКА

  Вот и очутились мы в далёком прошлом. Ещё нет нашего города. На этом месте есть небольшой городок Чимги-Тура. В нём живёт хан Кучум. Не давал он никому покоя. Всех соседей обижал. Отбирал всё нажитое, даже дрался и убивал. Однажды издалека - далёка по реке на лодках приплыл сюда отважный казак Ермак Тимофеевич со своею дружиною и сразился с ханом Кучумом.  Победил в этом сражении Ермак, прогнал злого хана.

С того времени на этом месте стали селиться добрые люди.

  Понравилось им здесь. В реке в то время было много рыбы, в лесах вокруг много разного зверя. Люди стали строить себе дома.

  Постепенно домов становилось всё больше и больше. А мы отправимся в путь во времени. Посмотрим, что произойдёт через много лет.

 

2 ОСТАНОВКА

 Что изменилось за много прошедших лет?

Выслушиваются ответы детей. Дети рассматривают иллюстрациигорода.

Да, за прошедшее время домов стало очень много. Вырос целый город. И название у него уже было  Тюмень. Тюмень стала главным городом у нас в Сибири. Через наш город возили товары из разных стран. Добывали много ценного меха для тёплой одежды. В городе построили много заводов, фабрик, кузниц (там делали различные предметы из железа). Даже первый пароход в Сибири построили именно в нашем городе. И, чтобы о нашей Тюмени узнали по всей стране, придумали для города значок. У вас тоже есть разные значки, которые вы пристёгиваете на одежду. А значок города называется герб.

Рассмотрите его и скажите, что на нём нарисовано.

Пойдёмте, рассмотрим картинки и фотографии города этого времени.

Обратите внимание, что дома в 1-2 этажа, очень много деревянных. Мосты деревянные. В каждом доме печь, с помощью которой обогревали дома. А нам пора возвращаться в наше время.

 Дети проходят в «машину времени».

 

3 ОСТАНОВКА

  Посмотрите-ка, что изменилось в нашем городе за то время, которое мы пролетели?

  Пойдёмте, рассмотрим фото нашего современного города.

  А где вы бывали в нашем городе, где гуляли? А об истории нашего славного города можно узнать, прогуливаясь по новой красивой набережной. Попросите родителей вас туда сводить.

6. Предлагаю сделать картину с изображением нашей Тюмени. Но у меня есть только невзрачные серые дома. Что же сделать, чтобы дома стали красивыми и нарядными, а город весёлым и красочным?

 

7. Дети раскрашивают дома с помощью пластилина (карандашей или красок) и располагают расположить на ватмане в понравившемся месте. После окончания работы, дома приклеиваются, и получившаяся картина помещается на выставку в группе.