Патриотическое воспитание личности на уроках английского языка

Проскурина Елена Иннокентьевна, замдиректора по УР, учитель английского языка

МАОУ "СОШ № 12 с углублённым изучением английского языка"

г. Мирный


Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине.

Это гораздо большее… Это сознание своей неотъемлемости

от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней

 ее счастливых и несчастных дней.

Толстой А.Н.

Важную роль в формировании национального самосознания современного подростка играет историческое самосознание и память нации о тех событиях, которые оставили глубочайший след в истории страны. В последние годы наблюдаются устойчивые позитивные тенденции развития воспитания как обновляемого поликультурного процесса, общенационального приоритета.    

Как подчеркнул, профессор, академик РАО Филонов Г.Н., особенно ценным является тот факт, что воспитательный процесс «акцентирован на духовно-нравственной сфере личности, основу которой составляет феномен гражданственности, патриотизма и толерантности».

Необходимо сказать, что воспитательный потенциал предмета «иностранный язык» стал предметом для обсуждения учеными относительно недавно, с 50-ых годов прошлого века. Воспитанию патриотизма, интернационализма были посвящены работы М. Бабаджанова, А. Бекиева, А.П. Никитина, О.Я. Солинской и др. Проблемы нравственного формирования личности средствами предмета «иностранный язык» изучались многими учеными и с 70-х годов методистами не только выделяется воспитательная цель обучения иностранным языкам, но и решается вопрос о ее взаимосвязи и соотношения с другими целями.

По нашему мнению, школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство любви к Родине, закладывать ростки гордости за Отечество, за поступки предков, думать о том, какое место он займет в жизни своей страны, и делать многое на ее благо, чтобы подростку не стыдно было называть себя ее гражданином и патриотом. Само время в котором мы живём, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы. О любви к стране сказано и написано так много, что кажется добавить уже нечего, но одними призывами и лозунгами, как показывает педагогическая практика, проблему не решить.

 Воспитание патриота и гражданина должно пронизывать всю систему, включая изучение иностранных языков. Среди множества учебных дисциплин предмет «английский язык» занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения, учащиеся приобретают не знания основ науки, а умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения и получения новой полезной информации. Преподавание английского языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета. Воспитывать патриота значит развивать такие качества личности как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение мыслить логически и критически.

В МАОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка» обучение ведется по УМК И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной, О.В. Афанасьевой для начальной школы и первой ступени основной школы, а также по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой в средней школе.

Каждый из этих учебников интересен по содержанию и практически в каждом из них присутствует раздел, посвященный истории России. Совершенно очевидно, что авторы учебников не могут отобразить все поликультурное разнообразие нашей страны, а тем более, все исторические события. Однако, творчески работающие учителя, воспитывая чувство патриотизма в подростках, всегда стараются использовать дополнительные материалы на своих уроках, позволяющие им затронуть эти важные этапы в жизни нашей страны.  При подготовке к урокам определяется цель – заинтересовать детей в поиске дополнительной информации. Задача педагога найти такие формы, которые бы позволили им самим соприкоснуться  с историей своей страны.

Эти формы позволяют не просто говорить о настоящем патриотизме, но и создают определенную атмосферу, учат подростков сопоставлять и делать выводы.

Кроме того, в 10-11 классах обучающиеся изучают еще два предмета на английском языке, которые называются «Страноведение» и «Основы межкультурного общения». И хотя большая их часть отводится на изучение вопросов истории, географии и политики Великобритании и США, в данных курсах есть темы, в рамках которых они обязательно обсуждаются в разрезе межкультурного и политического взаимодействия России с этими странами, в том числе и общий вклад наших стран в победу во второй мировой войне.

 

Многие сегодня задаются вопросом, существует ли чувство патриотизма у нынешнего поколения? Несомненно, настоящее чувство патриотизма присуще людям прошедшим тяжелые испытания связанные с судьбой своей страны. Молодые люди сегодня, безусловно, знают и понимают смысл этого слова но такого глубокого чувства не имеют. Формируя историческое сознание мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства, и любовь к Родине. Межкультурная коммуникация может быть реализована исключительно на наследии собственного народа,  его истории. Чем обширнее та область знания фактов своей истории тем продуктивнее работа по ознакомлению с историей другого народа. В своей работе наши учителя стараются использовать разнообразные формы и приемы для формирования у обучающихся толерантного отношения к людям другой культуры и истории, и более глубокое осознание своей. Мы считаем важным, чтобы патриотическое воспитание проходило «красной нитью» через весь изучаемый материал на уроке английского языка и во внеклассной деятельности по предмету.