Использование загадок в процессе формирования знаний о сезонных изменениях в природе у детей

Саркулакова Татьяна Владимировна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №7"

г.Черняховск


        Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов и развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

       Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром, в частности формирования знаний о сезонных изменениях в природе Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.                                                                       

       Технология экологического воспитания дошкольников включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни; ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря; - участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками; - проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста; - совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями; -рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; - проведение экологических занятий один раз в две недели; - проведение экологических досугов.

      Программа обучения и воспитания детей по ознакомлению с природой в детском саду построена с учетом принципа сезонности. В ней заложены  возможности познания природы, в строгой логической последовательности, от изменений в не живом, к изменениям в живом мире.

Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её. Формированию знаний о сезонных изменениях в природе способствуют загадки, которые с детьми дошкольного возраста могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

      К подбору загадок предъявляется ряд требований. В дошкольном возрасте - загадки должны быть о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются и имеют яркие внешние признаки.

      Для формирования знаний о сезонных изменениях в природе загадки используются

      1) Как организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную «живинку» в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

      2) Как способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении. С этой целью Загадки используются в конце занятия  или в процессе любой деятельности в течении дня. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

      3) Как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.     Проведение досугов, викторин, игр. Например, занятия полностью посвященные загадкам из цикла «В гостях у Бабушки Загадушки» («Прятки с загадками», «Волшебный сундучок», «Что? Где? Когда?»)

 

     Таким образом, использование загадок в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играют важную роль в процессе формирования знаний о сезонных изменениях в природе.