Интерактивные формы работы с детьми в Библиотечно-информационном центре им. В. Г. Ерёмина МКУК "ЦБС г. Орла"

Дюбина Кристина Игоревна, ведущий библиотекарь

Библиотечно-информационный центр им. В. Г. Ерёмина МКУК "ЦБС г. Орла"

город Орёл

 


Я являюсь сотрудником Библиотечно-информационный центр им. В. Г. Ерёмина МКУК «ЦБС г. Орла». Наша библиотека  – творческое учреждение культуры, где мы работаем в режиме поиска не только информации для своих читателей, но и новых форматов мероприятий, способствующих привлечению к нам новых читателей, организации их досуга. 

     На мой взгляд, более эффективным способом привлечения внимания к библиотеке служит живое общение с нашими читателями, вовлечение их в разные виды действия (интеллектуальные и ролевые игры, театрализованные представления, акции, дискуссии), то есть интерактивные модели коммуникаций. 

     Я уверенна, что взаимодействие в действии делает любое мероприятие интересным и запоминающимся для участников. Суть интерактивных форм работы с нашими читателями заключается в совместной деятельности, в обмене знаниями и идеями. Интерактивная деятельность Библиотечно-информационного центра им. В. Г. Ерёмина заключается в организации и развитии диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, а также стимулирует развитие и навыки творческой деятельности. Наши читатели охотно принимают инновационные формы работы и участвуют в них.

     А какие же мы используем интерактивные формы привлечения читателей в библиотеку? Прежде всего, заслуживают внимания наши театрализованные представления, литературные гостиные с показом электронных презентаций, флэшмобы, литературные баттлы, библиотечный Non Stop, мастер-классы, экскурсии по музейной экспозиции и т.д. Я считаю, что все эти формы – эффективный способ позиционирования и создания позитивного имиджа нашей библиотеки. 

     Разрабатывая различные форматы мероприятий, мы способствуем формированию у читателей собственного мнения, поиску истины, учим «работать в команде», развиваем навыки работы с информационными ресурсами и технологиями. Организация акций активизирует деятельность участников к креативному выполнению заданий. Продвижение чтения в сети Интернет, организация конкурсов, обсуждений более широко и доступно вовлекают наших удалённых читателей. 

Во-первых, Библиотечно-информационный центр им. В. Г. Ерёмина  использует множество Диалоговых форм. Я хочу рассказать о самых интресных на мой взгляд. 

      Например, Литературный  баттл (англ. battle – бой, битва). 

     Уже стал ежегодным и традиционным Литературный баттл «Ваш выход» в рамках фестиваля творческого чтения «Живое слово». Участники нашего мероприятия рассказывают о своих любимых писателях, читают их произведения,  затем обсуждают и пытаются доказать значимость того или иного произведения.  

     Или, например, Поэтический слэм (англ. slem – «хлопать») – это поэтическое соревнование, проходящее в несколько туров, в которых читатели в алфавитном порядке читают свои стихи, получая за это определённую сумму баллов от жюри. 

     В рамках «Недели детской и юношеской книги» мы проводим поэтический слэм «СТИХиЯ». Участники «битвы» читают стихотворения собственного сочинения, а зрители оценивают качество стихов и мастерство их исполнения. С помощью аплодисментов определяем, кто наиболее лучше продекламировал своё стихотворение. 

     Мы даём возможность нашим участникам использовать костюмы, реквизиты, анимацию, фрагменты рекламных роликов, слайд-шоу из фотографий, мультипликации и др. 

     Одной из любимых интерактивных форм работы Библиотечно-информационного центра им В. Г. Ерёмина является проведение театрализованных ролевых игр. Например, «Экологические суды» или «Выборы правителя сказочной страны».

     Участники «Экологического суда»  делятся на защитников и обвинителей, очень серьёзно, эмоционально и основательно готовятся защитить свою точку зрения обе стороны. Видеосюжеты об экологии, сопровождающие мероприятие, выступают на стороне добра и дают детям эмоциональный толчок для основательных размышлений над экологической темой. 

     Так же хотелось бы рассказать о такой форме мероприятия как «Выборы Правителя Сказочной страны». На пост Правителя претендуют 4 кандидата: например, Фея, Баба-Яга, Незнайка, Царевич-Королевич. Каждый из них готовит и представляет свою предвыборную программу. У каждого кандидата есть группа поддержки, которая проводит предвыборную агитацию. Агитационный период сменяет голосование. После подсчета голосов избирательная комиссия оглашает результаты.

Далее используем такую форму как «Чтение вслух». 

     На мой взгляд, цель такой интерактивной формы – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом вне традиционном формате. 

     Один пример такого мероприятия, основанного на чтении вслух – это «Сказки на подушках» в рамках литературного марафона «Тургеневское ПроЧтение». 

     Участники читают вслух, например, выбранные сказки И. С. Тургенева. Условия состязания просты: каждый участник выбирает шарик с номером, библиотекарь даёт ему конверт с соответствующей цифрой, внутри которого – книга с закладкой на нужной сказке. Чтец должен прочитать текст без какой-либо подготовки. Мы оцениваем участников по двум критериям: техника чтения и актёрское мастерство. Я считаю, нетрадиционность этой формы заключается в том, что произведения читают не стоя или за столами, а исполняются, как вы уже догадались, сидя на подушках. 

 

Наибольшей популярностью среди наших читателей пользуются Интерактивные игры. 

Например, квест - игры, которые вошли в копилку нашей библиотечной деятельности как современные игры живого действия, формы исследовательской деятельности читателей. На мой взгляд, игры в таком формате мобильны, содержательны, интерактивны; учат «работать в команде», учитывают стремление детей ко всему новому, яркому, необычному, развивают навыки работы с информационными ресурсами и технологиями, несут большой позитивный заряд. 

     Чаще всего мы проводим литературные квесты, маршрут которых связан с сюжетом и героями книг. 

     Библиотечно - информационный центр им. В. Г. Ерёмина проводит экскурсии по библиотеке в форме квест - ориентирования. В рамках игры, участники решают логические задачи, выполняют поиск необходимой информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и применять её.

     Например, приглашением к квесту послужило такого рода объявление, что у сказочной героини Бабы-Яги пропал чёрный кот, и приглашаются желающие его найти. Участники делятся на две команды. Подсказки спрятаны в самых труднодоступных местах библиотеки, тем не менее через час кот найден нашими читателями. 

     Одновременно наша квест - игра учит пользоваться библиотекой, знакомит с расположением отделов, размещением в ней справочно-библиографического аппарата. 

А далее хочу представить такую форму как Акции.

     Это массовые формы деятельности, постоянно обновляемые и неповторимые. Они не только обновляются в темах и формах проведения, но и преобразуют организацию работы нашей библиотеки. 

     Например, работа в режиме «Нон-стоп» (non-stop – в переводе с английского означает идущий без остановки). Применительно к библиотеке – это проведение цикла мероприятий в течение рабочего дня без остановки,    т. е. сменяющих друг друга. 

     Одной из любимых акций в режиме нон – стоп среди читателей Библиотечно-информационного центра им. В. Г. Ерёмина  является Всероссийская акция «Библионочь». 

      Прошу заметить, что одновременно в течение вечера в отделах библиотеки работают несколько площадок для открытого интерактивного общения с интересными людьми и творческими  коллективами.

     Приведу пример ещё одной интерактивной формы нашей работы – это «Литературный Хэппенинг»  (от англ. «происходящее) в виде театральных экспромтов. Акция хэппенинга представляет собой бесфабульное театрализованное действие, развивающееся без заранее выученного сценария, рассчитанное на спонтанное исполнение, например, сказок.

5) Ну, и самая моя любимая форма взаимодействия с читателями – театрализованные представления. На мой взгляд, театрализация - это прекрасная возможность «оживить книгу», вызвать у детей непосредственную эмоциональную реакцию (радость, сопереживание) и, конечно, - желание прочитать её. 

     Именно театральное представление как форма работы с детьми стало   

  наиболее востребованным в нашей библиотеке. Синтетическая природа 

  театра, его способность воздействовать на эмоциональную и 

  интеллектуальную стороны личности позволяют привлечь ребенка к чтению, 

  к музыке, познакомить его с книгами по искусству и прикладному 

  творчеству, раскрыть для него духовно-творческий потенциал книги. 

     Таким образом, энергично реагируя на потребности и учитывая интересы 

  наших читателей в Библиотечно-информационном центре им. В. Г. Ерёмина 

  появились новые, нетрадиционные формы работы. Произвести впечатление 

  на современного читателя и сделать его посещение библиотеки ярким 

  событием – задача не из легких. Я считаю, что необходимо  уметь показать  

  нестандартное содержание и форму, новое видение, новые способы  

  взаимодействия, внести  ауру новизны и работать в опережающем режиме,  

  что наш центр и пытается  делать в работе с детьми. Наш девиз – от работы 

  нужно получать удовольствие и делать пользователей счастливыми, то 

  есть необходим обоюдный позитивный настрой. Мы знаем, что самый 

  главный секрет успеха – взаимодействие с нашими читателями!

 

Автор: ведущий библиотекарь Библиотечно-информационного центра им. В. Г. Ерёмина МКУК «ЦБС г. Орла»