Почему айсберги не тонут?
Шелепова Ольга Александровна, воспитатель
МАДОУ "Детский сад №11"
г.Петропавловск-Камчатский
Программное содержание:
Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.
Задачи:
- дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства;
- формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;
- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
Воспитывать коммуникативные качества: умения слушать, договариваться, работать в команде, доводить начатое дело до конца.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: айсберг, глобус, карта
Методы и приемы:
1. Наглядный (иллюстрации айсберга)
2. Словесный (беседа, инструкция, объяснение, вопросы)
3. Практический (энергизатор, динамическая пауза)
Ход НОД
Энергизатор.
В: Создадим радостное настроение друг другу
Ты и я, ты и я
Мы с тобой одна семья
Вместе читаем,
Вместе играем
Всегда и во всем мы
Друзьям помогаем
В: Есть на нашей планете необычная земля, назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе (карте), использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе (карте).
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (холод, снег, лед…)
Антарктида самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Лишь трещат морозы, идет снег, метут метели.
В: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Ледяную страну! Посмотрите вокруг Антарктиды моря и океаны, как же на удобнее туда добраться (корабле). У нас есть такие кораблики и мы готовы плыть (помещаем кораблики в таз и дуем). Вот мы и приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее.
- как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (замерзнет)
- во, что превратится вода? (лед)
Дети кладут в воду маленькие кусочки льда.
-когда вы брали лед в руки, какой он был на ощупь? (холодный, гладкий, скользкий).
В: Ребята, что б нам не замерзнуть займите места в лаборатории корабля, где мы будем узнавать тайны льда. Вспомните правила поведения в лаборатории.
Опыт № 1
В: Возьмите палочки и попробуйте проткнуть лед. Получается (нет). Значит лед какой? (твердый). Найдите символ, где лед твердый.
Опыт № 2
В: Возьмите лед и положите его на картинку. Видно картинку сквозь лед? (да). Значит лед какой? (прозрачный). Найди символ, где лед прозрачный.
Опыт № 3
В: С помощью молотка я ударю по льду. Что с ним произошло? (лед раскололся). Значит лед какой? (хрупкий). Найди символ, где лед хрупкий.
Опыт № 4
В: Возьмите лед и положите его в стаканчики. Поменял ли форму лед? (нет). Значит лед не меняет форму, куда бы его не положили. Найди символ, где лед не меняет форму.
В: Ребята, посмотрите пуговица оказалась в ледяном плену. Как же нам ее освободить (разбить молотком, погреть в руках, положить на батарею). Давайте положим замороженную пуговицу в холодную и горячую воду.
-в какой воде пуговица растаяла быстрей (горячей). Значит лед тает при высокой температуре. Найди символ.
В: Ребята, лед начинает мешать нашим кораблям плыть, как вы думаете, как от него избавиться. Кок оставил на столе продукты питания может они нам помогут.
-Аня, посыпь кубик льда рисом
солью
укропом
перцем
сыром
-как вы думаете какой кубик растает быстрей? Пойдемте поиграем, а потом вернемся и посмотрим, что стало с льдом.
Физминутка
Антарктида - белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки верх, шире, ниже,
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой возвращаемся домой!
В: Ребята посмотрите на нашем пути появилась огромная ледяная гора (показываю лед).
-вы знаете как она называется? (айсберг)
В: Посмотрите какой он большой и тяжелый. Как вы думаете он будет плавать или утонет? Давайте проверим. Утонул (нет). Почему? Оказывается внутри айсберга можно увидеть пузырьки воздуха и замерзая лед становится легче чем вода.
Большая часть айсберга скрыта под водой. И если капитан корабля не заметит айсберг, то корабль наткнется на подводную часть и может затонуть.
В: Ребята, давайте посмотрим какой продукт питания помог растопить лед? (соль)
В: Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось в нашем путешествии? Что вы узнали нового о свойствах льда, о далекой Антарктиде, огромных Айсбергах.