Почему айсберги не тонут?

Шелепова Ольга Александровна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №11"

г.Петропавловск-Камчатский


 

Программное содержание:

Цель: создание условий для познавательной и исследовательской деятельности детей в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

- дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства;

формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда;

развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;

- развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;

Воспитывать  коммуникативные качества: умения слушать, договариваться, работать в команде, доводить начатое дело до конца.

Словарная работа:

Ввести в активный словарь детей слова: айсберг, глобус, карта

Методы и приемы:

1. Наглядный (иллюстрации айсберга)

2. Словесный (беседа, инструкция, объяснение, вопросы)

3. Практический (энергизатор, динамическая пауза)

 

   

 

Ход НОД

Энергизатор.

В: Создадим радостное настроение друг другу

 

Ты и я, ты и я

Мы с тобой одна семья

Вместе читаем,

Вместе играем

Всегда и во всем мы

Друзьям помогаем

 

В: Есть на нашей  планете необычная земля, назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе (карте), использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе (карте).

- Как вы думаете, что обозначает белый цвет? (холод, снег, лед…)

Антарктида самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Лишь трещат морозы, идет снег, метут метели.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Ледяную страну! Посмотрите вокруг Антарктиды моря и океаны, как же на удобнее туда добраться (корабле). У нас есть такие кораблики и мы готовы плыть (помещаем кораблики в таз и дуем). Вот мы и приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее.

- как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (замерзнет)

- во, что превратится вода? (лед)

Дети кладут в воду маленькие кусочки льда.

-когда вы брали лед в руки, какой он был на ощупь? (холодный, гладкий, скользкий).

 

В: Ребята, что б нам не замерзнуть займите места в лаборатории корабля, где мы будем узнавать тайны льда. Вспомните правила поведения в лаборатории.

 

Опыт № 1

В: Возьмите палочки и попробуйте проткнуть лед. Получается (нет). Значит лед какой? (твердый). Найдите символ, где лед твердый.

 

Опыт № 2

В: Возьмите лед и положите его на картинку. Видно картинку сквозь лед? (да). Значит лед какой? (прозрачный). Найди символ, где лед прозрачный.

 

Опыт № 3

В: С помощью молотка я ударю по льду. Что с ним произошло? (лед раскололся). Значит лед какой? (хрупкий). Найди символ, где лед хрупкий.

 

Опыт № 4

В: Возьмите лед и положите его в стаканчики. Поменял ли форму лед? (нет). Значит лед не меняет форму, куда бы его не положили. Найди символ, где лед не меняет форму.

 

В: Ребята, посмотрите пуговица оказалась в ледяном плену. Как же нам ее освободить (разбить молотком, погреть в руках, положить на батарею). Давайте положим замороженную пуговицу в холодную и горячую воду.

-в какой воде пуговица растаяла быстрей (горячей). Значит лед тает при высокой температуре. Найди символ.

 

В: Ребята, лед начинает мешать нашим кораблям плыть, как вы думаете, как от него избавиться. Кок оставил на столе продукты питания может они нам помогут.

-Аня, посыпь кубик льда рисом

                                          солью

                                           укропом

                                           перцем

                                            сыром

-как вы думаете какой кубик растает быстрей? Пойдемте поиграем, а потом вернемся и посмотрим, что стало с льдом.

 

Физминутка

 

Антарктида - белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки верх, шире, ниже,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтаем  о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой возвращаемся домой!

 

В: Ребята посмотрите на нашем пути появилась огромная ледяная гора (показываю лед).

-вы знаете как она называется? (айсберг)

В: Посмотрите какой он большой и тяжелый. Как вы думаете он будет плавать или утонет? Давайте проверим. Утонул (нет). Почему? Оказывается внутри айсберга можно увидеть пузырьки воздуха и замерзая лед становится легче чем вода.

Большая часть айсберга скрыта под водой. И если капитан корабля не заметит айсберг, то корабль наткнется на подводную часть и может  затонуть.

 

В: Ребята, давайте посмотрим какой продукт питания помог растопить лед? (соль)

 

В: Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось в нашем путешествии? Что вы узнали нового о свойствах льда, о далекой Антарктиде, огромных Айсбергах.