Проект "Память о войне нам книга оставляет"

Алатырская Ирина Викторовна, библиотекарь

МБОО Дмитриево Помряскинская СШ

Ульяновская область, Старомайнский район, с.Дмитриево Помряскино


"'Война! Твой страшный след

Живёт в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след –

И в книгах, что на полках "

 Н. Старшинов

 

 

Праздник 9 Мая — это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу. В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.

2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщины со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг., принято решение разработать и реализовать проект «Память о войне нам книга оставляет», направленный  на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через совместные виды деятельности библиотекаря, педагогов, молодое поколение, их  родителе. Создание данного проекта направлено на работу по воспитанию у молодежи чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение  детей  к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75- летия  Победы.

 

 

Визитная карточка проекта

Руководитель  проекта

Фамилия, имя отчество

Алатырская Ирина Викторовна

Регион

Ульяновская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

Старомайнский район, с.Дмитриево Помряскино

Название школы/ОУ

МБОО Дмитриево Помряскинская СШ

Название темы :

«Память о войне нам книга оставляет»

Цель проекта:

·       представить учащимся произведения русских писателей ХХ века о Великой Отечественной войне, показать их значение, прививать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны

Краткое содержание проекта

   Чтение книг известных авторов  поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы.

   Проект направлен  на создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, развитие интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения и обсуждения в классе, активного сотрудничества обучающихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Проект совершенствует умения анализировать художественное произведение, развивает  интерес к чтению и читательское мастерство, развивать логическое мышление, (анализ и синтез информации), навык перевода умственной речи (собственных мыслей) в письменную и устную речь.

   Проект реализует не только образовательные, но и воспитательные цели, т.к. учащиеся в ходе исследовательской работы учащиеся учатся рассказывать о самостоятельно выбранных и прочитанных литературных  произведениях, формулировать собственное отношение к произведению, давать ему оценку, вести проектную деятельность и оформлять её результаты в форме мультимедийной презентации, написания эссе,  устного выступления – рекламы литературного произведения (или литературной газеты и устного выступления – рекламы литературного произведения)

Предмет(ы)

Литература

Класс(-ы)

5-7  классы

Продолжительность проекта

Январь-май

Основа проекта

В результате  работы над проектом ученик должен знать:

·       понятия, связанные с общими свойствами, структурой и языком литературы;

·       основные факты биографии писателей;

Уметь:

·        воспринимать и анализировать литературное  произведение (определять тему, идею, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении);

·       объяснять роль важных эпизодов и сцен произведения;

·       характеризовать и оценивать главных героев.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

·       рассказывать о самостоятельно выбранном и прочитанном литературном произведении;

·       формулировать собственное отношение к произведению, давать ему оценку;

·       вести проектную деятельность и оформлять её результаты в форме мультимедийной презентации и устного выступления – рекламы литературного произведения (или литературной газеты и устного выступления – рекламы литературного произведения).

Ученик получит возможность научиться:

·       вести самостоятельную проектную деятельность.

Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

1.Регулятивные

Ученик научится:

·       формулировать учебную задачу и планировать свои действия для её решения;

·       осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности;

·       оценивать правильность выполнения учебной задачи;

·       осуществлять презентацию своей деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

·      самостоятельно ставить для себя новые учебные задачи и планировать свою деятельность;

·      ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

2. Познавательные

Ученик научится:

·       отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, пособий и Интернет-ресурсов;

·       отбирать и структурировать нужную информацию в соответствии с поставленной задачей;

·       осуществлять анализ художественного текста;

·       осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, сопоставлять литературное произведение и его экранизацию.

Ученик получит возможность научиться:

·       ориентироваться в разнообразии источников информации;

·       проводить аналогии между прочитанным материалом и собственным опытом.

3. Коммуникативные

Ученик научится:

·       воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачей;

·       сотрудничать со сверстниками в процессе творческой деятельности;

·       выражать своё мнение, слушать и слышать собеседника, находить общее решение.

Ученик получит возможность научиться:

·       бесконфликтному поведению в группе;

·       учитывая разные мнения, обосновывать собственную позицию;

·       понимать относительность и многообразие мнений, подходов к решению творческой задачи.

 

Межпредметные умения

Ученик научится:

·       связывать между собой и обобщать знания разных предметов для создания авторского текста рекламы художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

- Работать с компьютерными технологиями при создании мультимедийной презентации.

Личностные

Ученик научится:

·       устанавливать связь между целью учебной деятельности и собственной мотивацией;

·       проявлять интерес к чтению литературных произведений;

·       проявлять положительное отношение к процессу познания.

·       оценивать поведение героев художественных произведений и соотносить их со своими поступками;

·       сформировать потребность в самовыражении через выполнение проектной творческой работы.

Реализация проекта

Реализация проекта предполагает осуществление 3 основных блоков мероприятий:

1. Подготовительный этап (что должно быть сделано до начала работы над проектом).

·        постановка проблемы;

·        обоснование актуальности проекта;

·       формулирование целей и задач.

2. Основной этап (что должно быть сделано в ходе работы над проектом).

·     проведение мероприятий.

3. Заключительный этап (что должно быть сделано после завершения работы над проектом).

·       формулирование выводов о проделанной работе;

·       определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Нужно ли  читать книги о войне?

План оценивания

 

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Проблемно-поисковая беседа.

 

План работы над проектом. Критерии оценивания проекта  

Самооценка качества проведенного исследования (анкетирование).

Самооценка готовности к мини-конференции

Промежуточное обсуждение

предварительных результатов работы каждой группы

Презентация результатов проекта на читательской  конференции

Описание методов оценивания

Перед началом работы нужно провести опрос учащихся с помощью анкет(индивидуально)  и Т-таблицы (в ходе презентации проекта учителем).

Критерии оценивания проекта  задают требования и стандарты выполнения для самоконтроля и корректировки учащихся, кроме того, они могут использовать Самооценку качества проведенного исследования – что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах. Промежуточное обсуждение предварительных результатов каждой группы позволит ученикам получить обратную связь от сверстников, учителя.

После завершения проекта ученики презентовали проект в школе.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

·       опираясь на текст интерпретировать образ главного героя произведения;

·       определять основную мысль произведения;

·       составлять монологические высказывания

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Так как работа проходит в группах, каждая из которых работает над своей темой, у учащихся есть возможность выбрать то направление, которое соответствует уровню знаний и умений учащихся, его интересам:

·       представление  результатов исследования средствами компьютерной обработки;

·       конспектирование

Одаренный ученик

Для углубленного изучения темы создана отдельная группа. Ей были предложены усложненные задания по теме проекта (написание  эссе или отзыва)

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Фотоаппарат, компьютер(-ы), принтер, проекционная система,

видеооборудование, сканер

Технологии – программное обеспечение

программы обработки изображений, текстовые редакторы

Материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии,

справочный материал

Другие принадлежности

Художественная литература

Интернет-ресурсы

 

Другие ресурсы

наставники, другие ученики, родители

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы над  проектом  «Читаем книги о войне»

для учащихся 5 - 7 классов

п/п

Наименование мероприятия

Период реализации

Категория участников

Ответственный

I этап. Подготовительный.

Что должно бытьсделано до начала работы над проектом.

1.

Выставка- путешествие по  страницам книг о Великой

Отечественной войне «Дорогая сердцу книга о войне»

Просмотр видеоролика «Книги о войне».

Февраль

5-7 классы

 

II этап. Реализация  проекта.

Что должно быть сделано в ходе работы над проектом.

2.

Просмотр и обсуждение презентации «Дети  войны».

Февраль

5-7 классы

 

3.

Презентация  самостоятельно прочитанных книг о войне.

Март

5-7 классы

 

4.

Конкурс отзывов и  эссе о прочитанных книгах «Книга, которую надо прочесть вовремя»

Март

5-7 классы

 

5.

Конкурс рисунков «Пусть война не повторится никогда».

Февраль

5-7 классы

 

6.

Викторина «Что мы знаем о войне»?

Апрель

5-7 классы

 

7.

 

 

 

 

Читательская конференция по произведению В.  П. Катаева «Сын полка».

Апрель

5-7 классы

 

III этап. Заключительный этап.

Что должно быть сделано после завершения проекта.

8.

Анкетирование. Самоанализ. Подведение итогов. Оформление результатов проекта.

Май

5-7 класс

 

               

 

Лист самоанализа

При подготовке проекта я узнал

 

Было интересно

 

Было трудно

 

Я научился

 

Мне захотелось

 

Я задумался

 

 

Повести и рассказы о войне, выбранные учащимися:

п/п

Повести о войне

1.

М. А. Шолохов  «Судьба человека».

2.

В. О.  Богомолов «Иван», «Зося»

3.

В. П. Некрасов  «В окопах Сталинграда».

4.

Б. Л. Васильев  «В списках не значился», «А зори здесь тихие».

5.

К. Д. Воробьёв  «Сашка».

6.

А. Я. Очкин «Иван – я, Фёдоровы – мы»!

7.

А. П. Соболев « Тихий помост».

8.

А. Н.  Толстой «Русский характер».

 

Анкета для учащихся.

1.    Изменилось ли твоё мировоззрение после прочтения книг о Великой Отечественной войне?

2.    Пополнились ли твои знания?

3.    Как повлиял проект «Читаем книги о войне» на твою читательскую активность?