Проект "Память о войне нам книга оставляет"
Алатырская Ирина Викторовна, библиотекарь
МБОО Дмитриево Помряскинская СШ
Ульяновская область, Старомайнский район, с.Дмитриево Помряскино
"'Война! Твой страшный след
Живёт в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полках "
Н. Старшинов
Праздник 9 Мая — это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу. В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.
2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщины со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг., принято решение разработать и реализовать проект «Память о войне нам книга оставляет», направленный на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через совместные виды деятельности библиотекаря, педагогов, молодое поколение, их родителе. Создание данного проекта направлено на работу по воспитанию у молодежи чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 75- летия Победы.
Визитная карточка проекта
Руководитель проекта |
|||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя отчество |
Алатырская Ирина Викторовна |
||||||||||||||||||||||
Регион |
Ульяновская область |
||||||||||||||||||||||
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ |
Старомайнский район, с.Дмитриево Помряскино |
||||||||||||||||||||||
Название школы/ОУ |
МБОО Дмитриево Помряскинская СШ |
||||||||||||||||||||||
Название темы : «Память о войне нам книга оставляет» Цель проекта: · представить учащимся произведения русских писателей ХХ века о Великой Отечественной войне, показать их значение, прививать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны |
|||||||||||||||||||||||
Краткое содержание проекта |
|||||||||||||||||||||||
Чтение книг известных авторов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы. Проект направлен на создание условий для обогащения детей знаниями о Великой Отечественной войне, воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, развитие интереса к чтению и читательского мастерства у школьников на основе совместного чтения и обсуждения в классе, активного сотрудничества обучающихся, учителей и родителей в ходе проектно-исследовательской деятельности. Проект совершенствует умения анализировать художественное произведение, развивает интерес к чтению и читательское мастерство, развивать логическое мышление, (анализ и синтез информации), навык перевода умственной речи (собственных мыслей) в письменную и устную речь. Проект реализует не только образовательные, но и воспитательные цели, т.к. учащиеся в ходе исследовательской работы учащиеся учатся рассказывать о самостоятельно выбранных и прочитанных литературных произведениях, формулировать собственное отношение к произведению, давать ему оценку, вести проектную деятельность и оформлять её результаты в форме мультимедийной презентации, написания эссе, устного выступления – рекламы литературного произведения (или литературной газеты и устного выступления – рекламы литературного произведения) |
|||||||||||||||||||||||
Предмет(ы) |
|||||||||||||||||||||||
Литература |
|||||||||||||||||||||||
Класс(-ы) |
|||||||||||||||||||||||
5-7 классы |
|||||||||||||||||||||||
Продолжительность проекта |
|||||||||||||||||||||||
Январь-май |
|||||||||||||||||||||||
Основа проекта |
|||||||||||||||||||||||
В результате работы над проектом ученик должен знать: · понятия, связанные с общими свойствами, структурой и языком литературы; · основные факты биографии писателей; Уметь: · воспринимать и анализировать литературное произведение (определять тему, идею, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении); · объяснять роль важных эпизодов и сцен произведения; · характеризовать и оценивать главных героев.
Планируемые результаты: Предметные: Ученик научится: · рассказывать о самостоятельно выбранном и прочитанном литературном произведении; · формулировать собственное отношение к произведению, давать ему оценку; · вести проектную деятельность и оформлять её результаты в форме мультимедийной презентации и устного выступления – рекламы литературного произведения (или литературной газеты и устного выступления – рекламы литературного произведения). Ученик получит возможность научиться: · вести самостоятельную проектную деятельность. Метапредметные: Универсальные учебные действия: 1.Регулятивные Ученик научится: · формулировать учебную задачу и планировать свои действия для её решения; · осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности; · оценивать правильность выполнения учебной задачи; · осуществлять презентацию своей деятельности. Ученик получит возможность научиться: · самостоятельно ставить для себя новые учебные задачи и планировать свою деятельность; · ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. 2. Познавательные Ученик научится: · отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, пособий и Интернет-ресурсов; · отбирать и структурировать нужную информацию в соответствии с поставленной задачей; · осуществлять анализ художественного текста; · осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, сопоставлять литературное произведение и его экранизацию. Ученик получит возможность научиться: · ориентироваться в разнообразии источников информации; · проводить аналогии между прочитанным материалом и собственным опытом. 3. Коммуникативные Ученик научится: · воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачей; · сотрудничать со сверстниками в процессе творческой деятельности; · выражать своё мнение, слушать и слышать собеседника, находить общее решение. Ученик получит возможность научиться: · бесконфликтному поведению в группе; · учитывая разные мнения, обосновывать собственную позицию; · понимать относительность и многообразие мнений, подходов к решению творческой задачи.
Межпредметные умения Ученик научится: · связывать между собой и обобщать знания разных предметов для создания авторского текста рекламы художественного произведения. Ученик получит возможность научиться: - Работать с компьютерными технологиями при создании мультимедийной презентации. Личностные Ученик научится: · устанавливать связь между целью учебной деятельности и собственной мотивацией; · проявлять интерес к чтению литературных произведений; · проявлять положительное отношение к процессу познания. · оценивать поведение героев художественных произведений и соотносить их со своими поступками; · сформировать потребность в самовыражении через выполнение проектной творческой работы. |
|||||||||||||||||||||||
Реализация проекта |
|||||||||||||||||||||||
Реализация проекта предполагает осуществление 3 основных блоков мероприятий: 1. Подготовительный этап (что должно быть сделано до начала работы над проектом). · постановка проблемы; · обоснование актуальности проекта; · формулирование целей и задач. 2. Основной этап (что должно быть сделано в ходе работы над проектом). · проведение мероприятий. 3. Заключительный этап (что должно быть сделано после завершения работы над проектом). · формулирование выводов о проделанной работе; · определение перспектив дальнейшего развития проекта. |
|||||||||||||||||||||||
Вопросы, направляющие проект |
|||||||||||||||||||||||
Основополагающий вопрос |
Нужно ли читать книги о войне? |
||||||||||||||||||||||
План оценивания
|
|||||||||||||||||||||||
График оценивания |
|||||||||||||||||||||||
До работы над проектом |
Ученики работают над проектом и выполняют задания |
После завершения работы над проектом |
|||||||||||||||||||||
Проблемно-поисковая беседа.
|
План работы над проектом. Критерии оценивания проекта Самооценка качества проведенного исследования (анкетирование). Самооценка готовности к мини-конференции Промежуточное обсуждение предварительных результатов работы каждой группы |
Презентация результатов проекта на читательской конференции |
|||||||||||||||||||||
Описание методов оценивания |
|||||||||||||||||||||||
Перед началом работы нужно провести опрос учащихся с помощью анкет(индивидуально) и Т-таблицы (в ходе презентации проекта учителем). Критерии оценивания проекта задают требования и стандарты выполнения для самоконтроля и корректировки учащихся, кроме того, они могут использовать Самооценку качества проведенного исследования – что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах. Промежуточное обсуждение предварительных результатов каждой группы позволит ученикам получить обратную связь от сверстников, учителя. После завершения проекта ученики презентовали проект в школе. |
|||||||||||||||||||||||
Сведения о проекте |
|||||||||||||||||||||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки: |
|||||||||||||||||||||||
· опираясь на текст интерпретировать образ главного героя произведения; |
|||||||||||||||||||||||
· определять основную мысль произведения; |
|||||||||||||||||||||||
· составлять монологические высказывания |
|||||||||||||||||||||||
Материалы для дифференцированного обучения |
|||||||||||||||||||||||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) |
Так как работа проходит в группах, каждая из которых работает над своей темой, у учащихся есть возможность выбрать то направление, которое соответствует уровню знаний и умений учащихся, его интересам: · представление результатов исследования средствами компьютерной обработки; · конспектирование |
||||||||||||||||||||||
Одаренный ученик |
Для углубленного изучения темы создана отдельная группа. Ей были предложены усложненные задания по теме проекта (написание эссе или отзыва) |
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
План работы над проектом «Читаем книги о войне»
для учащихся 5 - 7 классов
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Период реализации |
Категория участников |
Ответственный |
|||
I этап. Подготовительный. Что должно бытьсделано до начала работы над проектом. |
|||||||
1. |
Выставка- путешествие по страницам книг о Великой Отечественной войне «Дорогая сердцу книга о войне» Просмотр видеоролика «Книги о войне». |
Февраль |
5-7 классы |
|
|||
II этап. Реализация проекта. Что должно быть сделано в ходе работы над проектом. |
|||||||
2. |
Просмотр и обсуждение презентации «Дети войны». |
Февраль |
5-7 классы |
|
|||
3. |
Презентация самостоятельно прочитанных книг о войне. |
Март |
5-7 классы |
|
|||
4. |
Конкурс отзывов и эссе о прочитанных книгах «Книга, которую надо прочесть вовремя» |
Март |
5-7 классы |
|
|||
5. |
Конкурс рисунков «Пусть война не повторится никогда». |
Февраль |
5-7 классы |
|
|||
6. |
Викторина «Что мы знаем о войне»? |
Апрель |
5-7 классы |
|
|||
7.
|
Читательская конференция по произведению В. П. Катаева «Сын полка». |
Апрель |
5-7 классы |
|
|||
III этап. Заключительный этап. Что должно быть сделано после завершения проекта. |
|||||||
8. |
Анкетирование. Самоанализ. Подведение итогов. Оформление результатов проекта. |
Май |
5-7 класс |
|
|||
Лист самоанализа
При подготовке проекта я узнал |
|
Было интересно |
|
Было трудно |
|
Я научился |
|
Мне захотелось |
|
Я задумался |
|
Повести и рассказы о войне, выбранные учащимися:
№ п/п |
Повести о войне |
1. |
М. А. Шолохов «Судьба человека». |
2. |
В. О. Богомолов «Иван», «Зося» |
3. |
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда». |
4. |
Б. Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие». |
5. |
К. Д. Воробьёв «Сашка». |
6. |
А. Я. Очкин «Иван – я, Фёдоровы – мы»! |
7. |
А. П. Соболев « Тихий помост». |
8. |
А. Н. Толстой «Русский характер». |
Анкета для учащихся.
1. Изменилось ли твоё мировоззрение после прочтения книг о Великой Отечественной войне?
2. Пополнились ли твои знания?
3. Как повлиял проект «Читаем книги о войне» на твою читательскую активность?