Конспект занятия по "реке времени" в подготовительной группе компенсирующей направленности (ОНР)

Попа Надежда Анатольевна, воспитатель

Лукинская Марина Константиновна, воспитатель

МАДОУ №82 "Гусельки" комбинированного вида"

Архангельская область, город Северодвинск


Цель

Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей кораблестроения.

Задачи:

Образовательные:

-   систематизировать знания о водном  транспорте, его разнообразии и назначении;

-  формировать представления  детей о развитии  транспорта   в древности, прошлом и настоящем;

- учить составлять хронологическую последовательность истории водного транспорта  на панно «Река времени»;

-   расширять словарь детей (порт, пароход, пирога,  гребцы, парусина, ладья, коч, рында).

 

Развивающие:

- развивать у детей память, воображение, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие связной речи; умение делать умозаключение в ходе экспериментальной деятельности;

- развивать умение детей работать в парах.

 

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

 

Предварительная работа:

·         Беседы: «По морям, по волнам», «Мы пришли сегодня в порт», «Кто работает на корабле?»;

·         Дидактические игры: «Что за чем», «Закончи фразу», «Состав цепочку», «Собери разрезную картинку»;

·         Чтение художественной литературы: С Козлов «В порту»,  Л.Н. Толстой «Прыжок», работа с загадками, заучивание  физкультминутки, пальчиковой гимнастики, стихотворения Маршака «Кораблик»;

·         Экспериментальная деятельность: опыты «Плот», «Человечек на бревне»;

·         Просмотр презентаций по теме, мультфильмов «В порту», «Катерок», «Кораблик».

·         Продуктивная деятельность: изготовление оригами «Двухпалубный пароход», аппликация «Он бежит себе в волнах на раздутых парусах», конструирование из бросового материала по рассказу Сутеева «Кораблик».

 

Оборудование

·         Магнитная доска, мольберт;

·         Панно «Река времени»;

·         Контуры бревна, плота, лодки, парусника, парохода, корабля:

·         Магниты, картинка порта без кораблей;

·         Чёрный ящик, игрушка корабль, большой колокольчик;

·         Парус для каждого ребёнка;

·         Зарисовки результатов опытов;

·         Таз с водой, металлические предметы, металлическая баночка с крышкой;

·         Конверты с разрезными картинками, клей;

·         Презентация «От бревна до корабля»;

·         Выставка совместных  рисунков детей и родителей;

·         Игровой материал для сюжетно -ролевой игры «Корабль»;

·         Аудиозаписи ветра, реки, гудка парохода, мелодия  из передачи «Что, где, когда?»,

·         Фотография парохода «Гоголь».

 

 

   Ход занятия

Вводная часть

Дети стоят в круг.

Воспитатель: Ребята, я очень рада с вами встретиться. 

Звучит музыка из передачи «Что, где. когда?»

Воспитатель:  Прошу внести черный ящик. Чтобы узнать,  что находится в черном ящике, вам надо отгадать загадку и объяснить, почему вы так решили?

Загадка

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит,

Якоря бросает воду.

Он с волною дружбу водит

И не любит непогоду.

Дети называют отгадку и аргументируют свой ответ.

Педагог достаёт из ящика современный корабль.

Основная часть

Воспитатель:  Приглашаю вас сегодня отправиться туда, где много кораблей. Это порт.

Педагог приглашает  детей  подойти  к магнитной доске.

Воспитатель: Только посмотрите в порту ни одного корабля.   Возьмите  по одному магниту. Вам надо  назвать  водный транспорт и прикрепить  магнитик.

Дидактическая игра «Кто знает, пусть дальше называет».

Воспитатель:  Вот и ожил наш порт.  А  зачем нам корабли? А в далёком прошлом не было кораблей, и  человек не знал,  что это такое. Как же появились корабли?

Дети делают свои предположения.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, чтобы узнать, каким был первый корабль. На чем отправимся? Вот вам подсказка. Жили- были два слова ПАР и ХОД. А когда они подружились получилось одно слово. Попробуйте соединить слова.  Как же называется этот водный  транспорт?

Дети: Пароход.

Педагог показывает фото парохода «Гоголь».

Воспитатель:  В нашем городе у причала стоит  пароход  «Гоголь». Этому пароходу уже больше ста лет.  Как называет река, по которой он ходит?

Дети:  Он  ходит  Северной Двине.

Воспитатель: Правильно. Вот на нём мы и отправимся в путешествие.  Пойдём   мы по реке. А река необычная, это «река времени».

Педагог показывает детям панно «Река времени».

Воспитатель: Наш пароход  поплывёт не вперёд, а назад  в прошлое. Будет у нас будет три остановки.  Вы готовы путешествовать?

Дети: Готовы.

Звучит гудок парохода..

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения.

  От зеленого причала

    Оттолкнулся пароход.

(руки вытянут вперёд, ладони соединить)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

 (идут за педагогом)

Воспитатель: Пароход причаливает к берегу.

Дети подходят к стульчикам и садятся.

Воспитатель: Наша  первая называется остановка «Древность». Посмотрите,   древние люди стоят на берегу. Может  им надо перебрать на другой берег. Как им быть?

Дети: Они могут переплыть.

Воспитатель: А ведь мы не знаем, умеют ли они плавать.

Слайд бревна

Воспитатель: Однажды люди  увидели, что по реке плывет бревно. Что они придумали?

Дети:  Они могут переплыть на нем.

Педагог показывает зарисовки опытов.

Воспитатель: Правильно. Пришло время поработать в командах. Вспомните опыты  «Человечек на бревне», «Плот». Договоритесь, кто из вашей команды расскажет нам о результате опыта.

Педагог  показывает зарисовки опытов.

Один ребёнок из команды рассказывает о результатах опыта.

1 зарисовка – на бревне сидит человечек и плывёт.

2 зарисовка – из брёвен сделан плот, на нем сидят человечки.

Слайд  плота

 Воспитатель: Люди связывали брёвна между собой  с помощью травы. На плотах было безопаснее и быстрее передвигаться, чем пешком по джунглям. Давайте разместим бревно и плот  в  самом начале «реки времени» на остановке «Древность».

Воспитатель прикрепляет на макет реки контур бревна на магните.

Воспитатель: Но захотелось людям передвигаться по реке еще быстрее. Как вы думаете, что они придумали?

Дети высказывают свои предположения.

Слайд  лодки

Воспитатель: Древние люди взяли толстое бревно, камень и стали выдалбливать  камнем углубление, концы бревна заострили. Посмотрите, даже огнём выжигали углубление в бревне.Что у них получилось?

Дети: Лодка.

Воспитатель: Древние люди называли её  пирога. Давайте поместим   пирогу на нашу «реку времени».

Ребёнок прикрепляет контур лодки к панно.

Воспитатель:  Люди сидели в пироге и гребли веслами. Может вы знаете, как  называют людей, которые работали веслами?

Дети: Гребцы.

Воспитатель:  Гребцы были очень сильными. Давайте и мы потренируем наши руки.

Пальчиковая гимнастика

В лодке десять  молодцов, (сжимаем и разжимаем кулачки)
Замечательных гребцов.(имитация движения гребли на лодке)
Крепко держим мы весло, ( делаем круговые движения кистями рук внутрь)
Нам грести не тяжело, ( делаем круговые движения кистями рук наружу )
Если рядом в лодке друг, (показываем на товарища слева)
Если рядом двадцать  рук. (показываем на товарища справа)

Дружно веслами мы машем, (взмахи руками; поочередно левая и правая рука поднимается вверх)
Вовы, Саши, Кати, Маши

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Звучит гудок парохода.

Воспитатель: Наш пароход прибывает к  следующему причалу  «Старина». Посмотрите, на берегу опять стоят люди. Вы знаете, они  решили, что лодка не очень удобный водный транспорт? Почему?

Дети: Гребцы уставали.

Воспитатель: Да, у людей очень уставали руки. Может вы знаете, какую силу природы они решили  использовать?

Воспитатель: Послушайте запись. Что вы слышите?

Звучит  аудиозапись  «Ветер».

Дети: Это ветер.

Воспитатель: Люди решили приручить, поймать ветер. А чтобы поймать его, люди придумали парус. Парус делали из тяжёлой плотной ткани. Эта ткань так и называлась парусина.

Слайд лодки с парусом

Воспитатель: Они прикрепляли   парус к лодке, ловили ветер парусом,  и она  плыла  быстрее. А если не было ветра, что приходилось делать?

Дети: Грести веслами.

Воспитатель: А если надо было остановить лодку?

Дети: Опускали парус.

Воспитатель: Как вы думаете, как люди назвали  большой корабль с парусами?

Дети: Парусник.

Слайд парусника

Воспитатель: Ветер капризен, то в одну сторону дует, то в другую.  А бывает так, что   на море нет ветра. Моряки говорят: «Полный штиль». Как же поплывет парусник?

Дети: Будут грести веслами.

 Воспитатель:  Давайте мы с вами поймаем ветер парусом. Это упражнение для язычка вы умеете делать.

Педагог предлагает детям взять игрушечные паруса.

Воспитатель: Будьте внимательны. Встаньте свободно. Ветер будет разный. Приготовились.

Артикуляционное упражнение «Надуем парус»

·         На реке полный штиль;

·         Слабый ветер;

·         Буря;

·         Полный штиль.

Дети выполняют упражнение, контролируя силу выдоха.

Педагог предлагает положить паруса на понос и сесть на стульчики.

Слайд ладьи

Воспитатель: На Руси корабль с парусами назывался ладья.

А у нас на севере судно с парусами назывался коч.

Слайд коча

Воспитатель: Рыбаки на коче отправлялись в море за рыбой. А теперь  мне нужна ваша подсказка.  Какие суда нам надо поместить у причала «Старина»?

Дети: Парусник, ладью, коч.

Дети  прикрепляют контуры  к панно.

Воспитатель: Время шло.  И ученые изобрели мотор для корабля - два огромных колеса по бокам борта. А заставил двигаться эти колеса пар. Может вы догадались, как называется этот корабль? 

Дети: Пароход. 

Слайд парохода

Воспитатель: Молодцы. Мы сегодня путешествуем на пароходе. Пароходы делали из дерева. Они  сильно дымили, а  деревянные огромные колеса часто ломались. Чтобы получить пар, надо было топить специальный котел. Это было опасно. А почему?

Дети: Пароход был деревянный, мог загореться

Воспитатель: Да, пароход ведь был деревянным, а если искорка огня попадёт на дерево, то пожар неизбежен. Давайте прикрепить и пароход к причалу «Старина».

Ребёнок прикрепляет контур парохода  к панно.

Воспитатель: Предлагаю  покатать на лодочке. Встаньте свободно.

Звучит спокойная музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Физкультминутка:

Мы на лодочке плывём

Быстро веслами гребём

Повернулись мы налево

Повернулись мы направо

Покружились на волнах

Покачались волнам в такт

А теперь мы на мели

Отдохнуть решили мы.

Воспитатель:  Отдохнули. Отправляемся дальше.

Звучит гудок парохода.

Воспитатель: Наш пароход прибывает   к причалу  «Наше время».

Напомните мне, пожалуйста, почему на пароходе было опасно использовать котел.

Дети: Пароход деревянный, и он мог сгореть.

Воспитатель:  Поэтому, для строительства кораблей стали использовать металл. А может ли плавать металл?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель приглашает детей в лабораторию.

Воспитатель:  Надо нам  проверить, могут плавать металлические предметы. Возьмите с подноса только металлические предметы и опустите их таз.

Дети выбирают на поднос металлические предметы  и опускают их в таз с водой.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Они все утонули.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они тяжёлые.

Воспитатель: Они все утонули, значит…

Дети: Металл не может плавать. 

 Воспитатель: А как же плавают корабли?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Вот у меня металлическая баночка. Посмотрите что я сделаю. Педагог  «ловит»  баночкой воздух и закрывает её и предлагает ребёнку опустить ее в таз с водой.

Воспитатель: Что происходит?

Дети:  Она плавает.

Воспитатель: Почему?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Что внутри баночки?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да,  я «поймала» в баночку воздух.  Воздух легче воды. Он  и держит баночку на воде.

Педагог приглашает детей  на стульчики.

Слайд корабля

Воспитатель: В корпусе  корабля есть много таких мест, где тоже есть воздух.  Он из этих мест выйти не может.  Воздух держит корабли на воде.  Давайте поместим наш современный корабль к причалу «Наше время».

Дети прикрепляют конкур корабля к панно «река времени».

Воспитатель: Корабли строят, чтобы они помогали людям. Давайте вы расскажите об это

Педагог обращает внимание детей на выставку творческих работ «Разные суда», которые они рисовали дома. Ребёнок называет судно и рассказывает, что оно перевозит.

Сейнер- это судно для ловли рыбы и доставки ее в порт.

Сухогруз -судно для перевозки сыпучих материалов.

Лайнер – судно для перевозки пассажиров

Танкер – судно для перевозки нефти.

Ледокол – судно для работы во льдах.

Буксир – судно, которое тащит баржи, сопровождает другие корабли.

Авианосец – военной корабль, на котором есть площадка для взлёта и посадки самолетов и вертолетов.

Воспитатель: Молодцы. Давайте поместим наш современный корабль к причалу «Наше время».

Ребёнок прикрепляет контур корабля к панно.

Звучит гудок парохода.

Воспитатель: Вот и вернулись мы с вами из путешествия. Посмотрите на нашу «реку времени». Она такая широкая длинная. А судов  мало. Надо её оживить, наполнить  водным транспортом. Поможем реке? Выполнять задание вы будете в парах.

Раз, два, три,

Парочку себе найди.

Дети делятся на пары.

Воспитатель: У меня на столе конверты. В этих конвертах часть  судна. На другом столе находится его  вторая  часть. Вам надо вместе  собрать судно из частей и приклеить  картинку корабля  на ту часть реки, где она должна находиться. Может это древность, может старина, а может и наше время. Вам надо суметь договориться, распределить свои действия. Сигналом окончания работы будет удар рынды. Рында – это большой колокол на кораблях. Удачи вам. Выполняйте, пожалуйста.

Дети выполняют.

Звучит запись «Шум реки».

Звенит рында. Дети подходят к педагогу.

Воспитатель: Посмотрите. Вот ожила наша река. Прислушайтесь, как она шумит.  А сколько много разных судов. Проверьте, все ли корабли оказались на своём месте.

Дети рассматривают, называют суда и место на «реке времени», где они находятся.

Заключительная часть

Педагог приглашает детей в круг.

Воспитатель:  Что-то узнали сегодня новое, интересное?

Ответы детей.

Воспитатель: А  может что-то вас удивило?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие новые слова вы теперь знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы с вами  можем в группе поиграть в игру «Корабль». Я  принесла вам штурвал, спасательный круг, флажки, якорь, бескозырки.

Дети переходят в игровой уголок для создания игровой обстановки.