Конспект открытого занятия по обучению грамоте в средней группе

"Подарок от деда Грамотея"

Гордиенко Оксана Сергеевна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №257

г. Барнаул, Алтайский край


Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

 

Задачи:

·       Способствовать развитию звукобуквенного анализа,  

фонематического слуха;

·       учить проводить  фонетический разбор слова;

·       упражнять в делении слов на слоги;

·       учить составлять предложения;

·       развивать слуховое внимание;

·       учить детей отгадывать загадки;

·       развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: посылка с сундучком,  ключи 5 шт., удочка с магнитом, рыбки с картинками, 2 ведерка с наклеенными квадратами красного и синего цвета, 2 картинки с изображением ранней и поздней осени, фонограмма П.И. Чайковский «Осень. Октябрь», магнитофон, фишки красного, синего, зеленого цвета и схемы слова на каждого ребенка, картинка Буратино, карандаши и листочки со штриховками, ириски и раскраски на осеннюю тему.

 

Ход занятия:
1.    Орг. момент. 
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. 
– Здравствуйте.
2.    Эмоциональная настройка. 
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? 
– Хорошее, радостное, веселое. 
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


3. «Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны Веселая Азбука»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри»

«Здравствуйте, Дорогие ребята!

Пишет вам Дед Грамотей из страныВеселая Азбука! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей»

 

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо, в котором написано что для того чтобы открыть сундук необходимо найти ключи, но где они, можно узнать отгадав загадку).

 

Задание 1

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий,

Засмейтесь и в ответ

Он засмеется тоже. (Зеркало) (дети достают ключ из- за зеркала и находят там первое задание)

 

«Дед Грамотей решил поиграть с нами в веселую рыбалку. У каждой рыбки на обратной стороне есть картинка, вам надо определить на какой звук начинается слово и положить рыбку в одно из ведерок. Но сначала давайте вспомним  правила: какие звуки мы считаем гласными и согласными (Дети раскладывают рыб в красное, синее ведерки).

 

Игра: « Веселая рыбалка»

Правила игры:    Поймай рыбку, посмотри на картинку с обратной стороны и выполни задание. 

Оборудование: удочка с магнитом на конце, заламинированные рыбки со скрепками, два ведра (красное, синее) и предметные картинки.                   

Варианты игры: определи первый звук в слове и разложи рыбок по ведеркам (красное, синее); сосчитай, сколько слогов в слове и распредели какое место, заняла рыбка в соревнованиях по плаванию (1место-один слог, 2место-два слога, 3место-три слога)

 

-Ребята, а кто-нибудь может назвать слова, которые начинаются на звук Л, либо встречается этот звук в этом слове? Мягкий или твердый звук Л в слове? А теперь игра наоборот.

 

Дидактическое упражнение «Найди звук»

Воспитатель: Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

На горе Арарат растет красный виноград.

 

Задание 2

«Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита»  (книга) (дети находят второй ключ и задание).

Дидактическое упражнение «Сколько слогов» с использованием карточек-схем.

Лук, репа, огурец, перец, горох, помидор. Каким словом можно назвать все эти предметы? Овощи. Слово овощи тоже разделить по слогам.Когда собирают урожай овощей?

 

 

 

 

Задание 3

 

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. Береза

(Дети идут к доске, возле которой стоит березка, и находят третий ключ).

Звучит музыка П.Чайковского «Осень. Октябрь».

 

Вос-ль: Ребята, о каком времени года рассказала нам музыка?

              Кто догадался?

 

Дети: Это осень!

 

Вос-ль: Правильно!  П.И. Чайковский назвал её «Времена года. Осень. Октябрь» (на картинке  изображение – осень )

-Какими словами мы можем сказать об осени? Какая она?

 

Дети: Золотая, красивая, разноцветная, дождливая.

 

                                    ( 2  картинка – поздняя осень )

 

Вос-ль: А здесь на картине какая осень изображена?

 

Дети: Поздняя, грустная, молчаливая, ненастная, хмурая.

 

Игра « Подбери действие»

 

Вос-ль: Листья осенью (что делают?) -   желтеют, падают, летят, шуршат

              Дождь осенью:                         -   моросит, идет

              Урожай осенью:                       -   убирают

              Птицы осенью:                         -   улетают

              Звери  осенью:                          -   готовятся к зиме

Составьте предложение про осень.

Физминутка«У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Буратино потянулся,         

Раз – нагнулся,                   

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.                  

Руки  в стороны развёл,

Ключик так и не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Задание 4

«До чего сияет ярко,
Щедро дарит всем подарки:
Теплоту, добро и свет.

Миллионы долгих лет.
Утром выгляну в оконце,
В небе радостное…»(солнце)

(Дети подходят к солнышку, которое висит на стене и достают четвертый ключ с заданием).

Дидактическое упражнение  «Зашифруй слово».

Загадка: Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.

 

«Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове лук. Нам с вами надо зашифровать это слово.  Каким цветом мы обозначаем гласные звуки – красным; твердые согласные – синим; мягкие согласные – зеленым». (Один ребенок работает у доски, остальные самостоятельно.После чего производится проверка). «Ребята, сколько гласных звуков в слове?  Согласных твердых? А согласные мягкие звуки есть в нем?»

 

Задание 5

«Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом». (Карандаш)

(Дети находят в стаканчике с карандашами пятый ключ и задание).

«Следующее задание вам надо выполнить с карандашом и бумагой. Дед Грамотейхочет, чтобы вы заштриховали предметы».

 

«Ребята, мы нашли все пять ключей. Давайте, скорее, приложим их к замкам и откроем сундук. (Воспитатель открывает сундук, заглядывает в него и задает детям загадку.)  Там лежит, что-то вкусное, сладкое и начинается на звук И. (Ириски). Правильно, ребята, Дед Грамотей прислал для нас ириски и осенние раскраски.

 

 

Итог:«Скажите, пожалуйста,  вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебными ирисками!»