Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе "Нет ничего на свете краше, чем Родина наша"

Чибрикова Надежда Анатольевна, воспитатель

Голубец Светлана Юрьевна, воспитатель

ГБОУ ООШ №20 структурное подразделение "Детский сад "Василек"

Самарская область, город Новокуйбышевск


Цель: Формировать у детей чувство патриотизма , любви к своей стране , Родине . Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество. 2.Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе. 3. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

4.Формировать у детей представление о России как о родной стране.

5.Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну. Материал : русский – народный костюм для воспитателя , географическая карта , проектор , видеопрезентация «Это моя Родина », аудиозапись гимна РФ, иллюстрации государственных символов России , наглядно-дидактическое пособие

«Найдите флаг нашей страны среди других». Предварительная работа:

1. Беседы о родной стране – России.

2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства).

3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование.

4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу.

 5. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин. 6.Рассматривание различных иллюстраций - символы России (береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое).

7. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о нашем единстве .

 

Ход занятия:

Заходит воспитатель в русском- народном костюме под аудиозапись «Мать – Россия моя» (слова С. Островского, музыка С. Куликова) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называют русским?

Да, его носили русские женщины. Они сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для своей семьи.

Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)

Воспитатель : Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Воспитатель : У нашей страны удивительно красивое имя - Россия! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина .

Что означает слово «Родина»? Дети : Родина- значит родная, как отец и мать.

Воспитатель : Что мы Родиной зовём?

Ребёнок1: Дом ,где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Воспитатель: Что мы Родиной зовём?.

Ребёнок2: Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый ветер за окном.

Воспитатель: Что мы Родиной зовём?

Ребёнок3: Всё ,что в сердце бережём.

И под небом синим- синим

Флаг России над Кремлём!

Воспитатель читает отрывок из произведения К.Д. Ушинского

 «Наше Отечество».

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё, что в ней есть - для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку ; как мать, наша Родина, защищает и бережёт нас от всяких врагов...

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети: - Нет земли краше, чем Родина наша!

 - Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 - Одна у человека мать - одна и Родина!

 - Береги землю любимую, как мать родимую.

 - Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Воспитатель : Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина?

Дети : Родина- место, где мы родились, страна, в которой мы живем, наш дом.

Ребёнок читает стихотворение:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель: Страна наша называется Россия. А как называют людей, живущих в нашей стране? Дети: Их называют россияне. Воспитатель: Назовите столицу России. Дети: Москва (слайд с изображением Москвы и Красной площади) Ребёнок читает стихотворение : Москва – это Красная площадь, Москва – это башни Кремля, Москва – это сердце России , Которое любит тебя .

Воспитатель: Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину? Дети: За то, что тут мы родились. За то, что она красивая и т.д. ( слайды с изображением разных уголков России) Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова. Игра: « Передай сердечко» Дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову «Родина»: милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая , хорошая.

Воспитатель: Кто управляет нашей страной? Дети: Президент Воспитатель: А кто президент нашей страны? (Слайд с портретом Путина В. В.)

Воспитатель: Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн)

Что же такое флаг и для чего он нужен? Я вам расскажу. (слайд с изображением российского флага )

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети рассматривают слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная.

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не нападает на другие страны. Белый цвет нам напоминает березу, снег, облака, ромашку.

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает небо, реки, озера, моря.

Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает солнце, огонь, тепло, кровь, пролитую в боях.

Задание для детей с использованием наглядно-дидактического пособия

«Найдите флаг нашей страны среди других». На экране появляются изображения флагов , ребенок выбирает из предложенных флаг России.

Ребенок читает стихотворение о российском флаге:

Разноцветный флаг России

Белый, синий, красный цвет.

Самый для меня красивый,

Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,

Кров , пролитая в бою.

Смелость, доблесть и отвага,

Вера в Родину мою!

Воспитатель: Герб -это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России. ( слайд с изображением герба РФ) Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России? Дети : Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает всадник? Дети : (воин).

Воспитатель: А змея? Дети : Это победа над злом. Воспитатель: Ребята, посмотрите на орла. Это птица-царь. По легенде красное солнце выезжало на небо в колеснице, запряженной двумя птицами, с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находятся 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.

Послушайте стихотворение о гербе.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад ,на восток,

Он смотреть бы сразу мог,

Сильный, мудрый, он и гордый.

Он - России дух свободный!

Воспитатель: И третий символ нашего государства - это гимн. Гимн -это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.

У каждой страны свой гимн. (звучит аудиозапись гимна РФ)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о России, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину. Ребята, а как вы должны беречь свой дом , свою Родину? Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами... Воспитатель: Правильно, ребята. Вы ещё очень малы, но даже сейчас вы можете много сделать для того, что бы наша Родина стала ещё краше.

 

Ребенок читает стихотворение З. Александровой «Родина»: Если скажут слово «Родина» Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот , У реки берёза – скромница , И ромашковый бугор……. А другим, наверно , вспомнится Свой родной московский двор Или степь, от маков красная, золотая целина….. Родина бывает разная , Но у всех она одна! Воспитатель: Сегодня я увидела как много вы знаете о своей Родине. Я горжусь вами, вы настоящие россияне.