Доклад "Экспериментирование"
Косткина Светлана Маратовна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 21
Республика Башкортостан, Туймазинский район, г.Туймазы
Сегодня я бы хотела поделиться перед вами опытом своей работы по теме«Познавательная активность детей дошкольного возраста
в процессе экспериментирования»
Хорошо известно, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам...
Актуальность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Моя задача - напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.
Главная цель моей деятельности в этом направлении: развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.
Для решения этой цели стоят следующие задачи:
Исходя из целей и задач, в группе создаются условия для детского экспериментирования, что позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
· Прозрачные и не прозрачные сосуды разной формы и разного объема.
· Мерные ложки.
· Сита и воронки разного объема и материала.
· Резиновые груши разного объема.
· Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые
· упаковки от конфет.
· Резиновыеперчатки.
· Питетки с закругленными концами, шприцы без игл.
· Резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
· Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар).
· Деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженого.
· Природный материал (емкости с песком, землей, глиной).
· Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки).
· Технические материалы (гайки, болты) в контейнерах.
· Прихватки, пинцеты с закругленными концами.
· Увеличительные стекла.
· Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
· Часы механические, песочные.
· Свеча в подсвечнике.
· Степлер, дырокол, ножницы.
· Тальк, детский крем.
· Магниты, весы.
· Центр «Песок- вода» (банки, бутылки, крышки, ведра, тазы, ванночки, воронки, галька, губки, деревянные предметы).
Проводила опытно-экспериментальную деятельность по следующим
направлениям:
· Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
· Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
· Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую следующие формы работы:
*познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* использование мультимедиа, видео-слайдов;
* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.
Каждое время года прекрасно и познавательно по-своему. Сколько наблюдений, экспериментов можно предложить детям на прогулке!
Здесь дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
В группе знакомимся с объектами неживой природы. Изучаем с детьми свойства материалов и веществ, сравниваем, экспериментируем.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и
семьи.
С помощью родителей пополняется «лаборатория» новыми материалами для опытов, поддерживая интерес детей к экспериментированию. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей я использую
следующие формы работы с родителями:
Мною было проведено занятие «Свойства воздуха». Где мы с детьми проводили эксперименты с воздухом.
Предлагалось детям взвесить надутый и ненадутый шарик.
При помощи чашечных весов дети взвешивали шарики, а затем делали вывод, что воздух имеет вес.
Рассказывала об изобретении воздушного шара.
- Коллеги, может кто из вас знает когда и кем был изобретен воздушный шар?
«Первый воздушный шар построили братья Жозев и Жак Монгольфье в 1783 году. Шар был сделан из бумаги и ткани. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух теплее холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался 8 минут. Потом стали летать и люди. Эти полеты стали популярным видом спорта».
-А сейчас, я вам покажу несколько опытов
В этом опыте предлагалось надуть шар интересным способом. Вносится бутылка с охлажденным воздухом, надевают на горлышко воздушный шар, затем ставят бутылку в горячую воду. Шарик начинает надуваться. Делаем вывод: Воздух при нагревании расширяется.
Следующий опыт, я хотела бы провести вместе с вами.
Тоже вноситься шарик только уже будем его надувать с помощью пластиковой бутылки, воронки, соды и уксуса. Берем бутылку, заливаем туда уксус. В шарик засыпаем соду, аккуратно надеваем шарик на горлышко бутылки. Приподнимаем шарик и сода вступает в реакцию с уксусом выделяя углекислый газ. Шар надувается.
И свое небольшое выступление мне бы хотелось закончить словами Климента Аркадьевича Тимирязева
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».