Доклад "Экспериментирование"

Косткина Светлана Маратовна, воспитатель

МАДОУ детский сад № 21

Республика Башкортостан, Туймазинский район, г.Туймазы


Сегодня я бы хотела поделиться перед вами опытом своей работы по теме«Познавательная активность детей дошкольного возраста

в процессе экспериментирования»

 

Хорошо известно, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам...

 

 Актуальность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Моя задача - напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.

 

 Главная цель моей деятельности в этом направлении: развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Для решения этой цели стоят следующие задачи:

  • расширять представление детей о свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами предметов;
  • учить детей делать выводы на основе опытов;
  • участвовать в посильной практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 

Исходя из целей и задач, в группе создаются условия для детского    экспериментирования, что позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

·       Прозрачные и не прозрачные сосуды  разной формы и разного объема.

·       Мерные ложки.

·       Сита и воронки разного объема и материала.

·       Резиновые груши разного объема.

·       Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые

·       упаковки от конфет.

·       Резиновыеперчатки.

·       Питетки с закругленными концами, шприцы без игл.

·       Резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

·       Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар).

·       Деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженого.

·       Природный материал (емкости с песком, землей, глиной).

·       Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки).

·       Технические материалы (гайки, болты) в контейнерах.

·       Прихватки, пинцеты с закругленными концами.

·       Увеличительные стекла.

·       Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

·       Часы механические, песочные.

·       Свеча в подсвечнике.

·       Степлер, дырокол, ножницы.

·       Тальк, детский крем.

·       Магниты, весы.

·       Центр «Песок- вода» (банки, бутылки, крышки, ведра, тазы, ванночки, воронки, галька, губки,   деревянные предметы).

 

Проводила опытно-экспериментальную деятельность по следующим

направлениям:

·                                 Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.

·                                 Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.

·                                 Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

 

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую следующие формы работы:

*познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;

* использование мультимедиа, видео-слайдов;

* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.

 

Каждое время года прекрасно и познавательно по-своему. Сколько наблюдений, экспериментов можно предложить детям на прогулке!

Здесь дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

 

В группе знакомимся с объектами неживой природы. Изучаем с детьми свойства материалов и веществ, сравниваем, экспериментируем.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.  
С помощью родителей пополняется «лаборатория» новыми материалами для опытов, поддерживая интерес детей к экспериментированию. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей я использую следующие формы работы с родителями:

  • консультации;
  • оформление наглядности;
  • групповые родительские собрания
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
  • пополнение картотеки «Опыты»;
  • организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
  • фотовыставки;
  • анкетирование.

 

Мною было проведено занятие «Свойства воздуха». Где мы с детьми проводили эксперименты с воздухом.

Предлагалось детям взвесить надутый и ненадутый шарик.

 При помощи чашечных весов дети взвешивали шарики, а затем делали вывод, что воздух имеет вес.

Рассказывала об изобретении воздушного шара.

- Коллеги, может кто из вас знает когда и кем был изобретен воздушный шар?

 «Первый воздушный шар построили братья Жозев и Жак Монгольфье в 1783 году. Шар был сделан из бумаги и ткани. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух теплее холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался 8 минут. Потом стали летать и люди. Эти полеты стали популярным видом спорта».

-А сейчас, я вам покажу несколько опытов

В этом опыте предлагалось надуть шар интересным способом. Вносится бутылка с охлажденным воздухом, надевают на горлышко воздушный шар, затем ставят бутылку в горячую воду. Шарик начинает надуваться. Делаем вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Следующий опыт, я хотела бы провести вместе с вами.

Тоже вноситься шарик только уже будем его надувать с помощью пластиковой бутылки, воронки, соды и уксуса. Берем бутылку, заливаем туда уксус. В шарик засыпаем соду, аккуратно надеваем шарик на горлышко бутылки. Приподнимаем шарик и сода вступает в реакцию с уксусом выделяя углекислый газ. Шар надувается.

 

И свое небольшое выступление мне бы хотелось закончить словами Климента Аркадьевича Тимирязева

 

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».