Инновационные формы организации учебного процесса в учреждении дополнительного образования

Алексеева Людмила Владимировна, методист

МАУДО г.Нижневартовска "Центр детского творчества"

г.Нижневартовск


Современные тенденции в системе дополнительного образования, направленные на формирование и развитие творческих способностей детей и подростков в интеллектуальном, художественном и физическом плане, организацию внеурочной занятости и свободного времени, требуют включения новых, инновационных подходов к организации учебного процесса. Отсутствие четких регламентированных рамок в системе дополнительного образования представляет большой простор для творчества в этом направлении, превращая учебных кабинет в настоящую экспериментальную лабораторию.

В энциклопедическом понимании педагогическая инновация определяется как «нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

На наш взгляд, инновация неотделима от понятия креативности (от лат. creatio - созидание, сотворение). Эти два понятия объединяет стремление к прогрессу, новаторское, творческое начало, цель которого разработка уникальных авторских методик, методов, средств, технологий и внедрение их в процесс обучения.

Форм организации неординарных учебных занятий множество. Запросы времени предполагают постоянный поиск неординарных педагогических технологий, приемов и методов обучения при организации творческой работы обучающихся. Рассмотрим применение некоторых из них на примере деятельности МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества».

ü     Метод проблем или проектная технология - предполагает включение детей в работу над творческими проектами. Данный прием активно используется на занятиях театра-моды «Милан». Формирование ассоциативно-образного мышления осуществляется на них через приобщение к миру культуры костюма посредством создания, защиты и представления проектов коллекций одежды.

ü     Личностно-ориентированная технология направлена на раскрытие индивидуальных талантов ребенка. Большой простор для реализации этой формы работы предполагает занятия  художественного и физкультурно-спортивного направления, на которых обучающийся становится  субъектом собственной деятельности. Создание картины с помощью нетрадиционных методов живописи (программа «Изобразительное искусство. Креатив и творчество»), исполнение сольного хореографического (программа «Хореография. Шоу-балет «Айс-крим») и театрального номера (программа «Театральная студия») или участие в соревнованиях (программы «Настольный теннис», «Туризм»), подразумевает создание уникального авторского продукта, проявление личных устремлений ребенка, его одаренности.

ü     Исследовательские, научно-практические формы работы широко используются в учреждении дополнительного образования в эколого-биологических, натуралистических направлениях. Так, ребята осуществляют практическую деятельность на учебно-опытных участках, занимаясь сортоиспытанием овощных культур, выращиванием их в различных условиях. Ребята проводят мониторинг городской среды по различным параметрам. Обработку полученных данных осуществляют в экологической лаборатории.

ü     Информационные технологии – тренд в современной системе образования. Использование компьютерных программ, интернета – манит детей «поколения Z» словно магнит и, безусловно, делает любую образовательную разработку перспективной и востребованной. В Центре детского творчества города Нижневартовска в этом отношении показательна программа  «Мультипликация». Данная программа предполагает знакомство обучающихся с основами мультипликации, создание мультипликационных роликов в различных техниках. Сюжет создается на основе изделий, выполненных детьми на практических занятиях по декоративно-прикладному творчеству, которые и становятся персонажами историй. Дети в ходе  занятий разрабатывают сценарий мультфильма, распределяют роли, проигрывают, выполняют фотосъемку, озвучивают их с помощью педагога.

В 2020-2021 учебном году ЦДТ откроет для ребят новое направление «Художественная обработка дерева». Обучающиеся получат возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость работ выполненных своими руками, научатся основам изготовления декоративных предметов в современных техниках: роспись по дереву, выжигание по дереву, резьба по дереву.

В спектре актуальных направлений дополнительного образования по-прежнему находятся образовательные программы по современной хореографии. В этой связи следует отметить реализуемую программу «Хореография «Energy unit», направленную на обучение детей и подростков "уличным" танцам, а также «Аэробика (черлидинг)».

В качестве креативных приемов обучения, которые можно использовать на занятиях в детских объединениях учреждения дополнительного образования, можно отметить такие методы, как:

Ø     «учение через обучение», когда в качестве ментора на мастер-классе выступает сам ученик, заранее подготовленный и обученный педагогом;

Ø     технология парного или группового обучения – при котором один ребенок в форме диалога обучает другого. Эта форма особенно эффективна при организации работы с детьми ОВЗ;

Ø     интегрированные занятия в форме занимательной и увлекательной игры. Строится на межпредметных связях, вокруг одной темы. Четкость, компактность, сжатость, учебного материала на каждом этапе занятия и при этом большая информативность – главная особенность такого занятия;

Ø     занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.д.;

Ø     занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, дебаты, круглый стол, тренинги, видеоблог, тик-ток, лайк  и мн.др.;

Ø     занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.

Ø     перевернутое занятие – обучающий материал выдается ребенку заранее на самостоятельное изучение. В очном формате проходит обсуждение непонятых моментов и отработка теории на практике.

Список этот можно продолжать бесконечно. Каждое новое занятие стимулирует педагога на поиск креативных идей его проведения. Образовательный процесс, в системе дополнительного образования, должен иметь развивающий характер, раскрывать природные задатки и интересы детей. Занятия организовывать разнообразными как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию и базироваться на развивающих методах обучения детей. Заинтересовать, увлечь ребенка на занятии в учреждении дополнительного образования – становится главной задачей педагога, а основным средством – инновационные формы работы. Разнообразные, необычные задания, неординарные подходы и действия, занимательные упражнения, создание проблемных учебных ситуаций, красочный дидактический материал, включение информационных технологий, организация творческой работы обучающихся – вот залог успеха современного педагога, показатель его высокого уровня личностного развития.

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что ключ к успеху дополнительного образования в будущем - в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью. Именно новаторство в системе дополнительного образования детей позволит более полно раскрыть возможности педагога и способности обучающихся, сделать образовательный процесс творческим, более гуманным и личностно-ориентированным.