Экологический проект "Волшебница вода"

Ежова Наталия Геннадьевна, воспитатель

МАДОУ Детский сад "Росток"

Д/с №36 "Ласточкино гнёздышко"

г. Новоуральск, Свердловская область

 


«Человека не может не занимать природа,

 он связан с ней тысячью неразрывных связей,

 он сын её».

                                                                                           И.С. Тургенев

 

Актуальность

 

В качестве основного принципа дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития».

В настоящее время тема экологии становится как никогда актуальной. Наблюдается процесс отчуждения человека (ребёнка) от природы, замена реальной природы виртуальной.

 В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г. В 2000г. разработан проект «Стратегии экологического образования в Российской Федерации», в котором дошкольникам посвящён отдельный раздел. В «Концепции устойчивого развития России», 1996г. выделен раздел  «экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нём подчёркивается важность формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей. Таким образом, создана правовая основа экологического образования в РФ.

 

Пояснительная записка

 

Приобщение к миру природы детей дошкольного возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой, С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой.

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций (Н. А. Рыжова).

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: 

- воспитание гуманного отношения к природе;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к окружающему миру;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование природоохранного сознания необходимо воспитывать у детей с дошкольного  возраста, когда ребенок только в самом начале пути по познанию окружающего мира, открытию удивительного мира природы.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами. Выбор темы «Волшебница вода»обусловлен пониманием педагогов и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка. С этой целью был разработан и реализован экологический проект для детей дошкольного возраста «Волшебница вода».

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Вода - источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему, связанную с водой. Загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели.Дети - наше будущее. Задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины, а именно воде. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Проблема: Недостаточное представление у детей о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, о важности предотвращения загрязнения воды. Не сформированность представлений у детей о свойствах воды.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса дошкольников к воде, как к объектунеживой природы, значение воды для жизни человека, роли в окружающем мире.

Задачи проекта:

Работа с детьми:

1.Формировать у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важномуприродному ресурсу.

2. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, оботрицательной и положительной роли человека.

3. Расширять и конкретизировать представления детей о физических свойствах воды.

4.Развивать навыки поисковой деятельности в изучении воды, как

объекта неживой природы, развивать познавательный интерес.

5. Активизировать природоведческий словарь ребенка.

6.Воспитывать бережное отношение к пресной воде, воспитывать

ответственность за сохранность окружающей природы за чистоту водоемов.

Взаимодействие с родителями:

1. Познакомить с проектом.

2. Помочь родителям осознать важность экологического воспитания детей в дошкольном возрасте.

Ожидаемый результат:

Для детей:

1.Сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам.

2.Овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятсяисследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросыприродоведческогохарактера,устанавливатьпричинно-следственные связи,появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем).

3. Удетей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как ихприменитьвповседневнойжизни.

Для родителей:

1. Повышение экологической культуры родителей.

2. Заинтересованность семьи в сотрудничестве с ДОУ по вопросам развития и воспитания детей.

Вид проекта: исследовательско – творческий

Продолжительность: краткосрочный

Сроки реализации:  16 -23 марта

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Уровень реализации проекта: Данный проект реализуется на базе детского сада № 36 «Ласточкино гнёздышко» МАДОУ детский сад «Росток» в группе детей старшего возраста «Солнышко».

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап – практический

3 этап –  заключительный

1. Подготовительный этап проекта.

1. Изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую предметно - пространственную среду:

- подбор художественной литературы по теме, загадки, пословицы о воде, подбор энциклопедий;

-составление картотеки опытов с водой;

-подготовка оборудования для опытов с водой;

- провести консультацию для родителей « Эксперимент в детском саду».

2. Практический этап проекта.

Методы:наблюдения;беседы с детьми о воде;чтение художественной литературы;рассматривание иллюстрации;самостоятельная и совместная художественно – эстетическая деятельность;отгадывание загадок; проведение физминуток, пальчиковых, подвижных и дидактических игр.

Вид деятельности

Мероприятие

Цель, задачи мероприятия

1

 

Коммуникативная деятельность.

 

 

Беседа «Мир воды»

Расширение знания детей о воде, как об объекте неживойприроды.

Способствовать самостоятельным выводам о необходимости воды длявсех живых существ на земле.

 Беседа «Закрути скорее кран, чтоб не вытек океан».

Мотивировать насоставление правил бережного отношения к воде.

Заучивание пословиц и загадок о воде.

Способствовать развитию памяти, логического мышления.

Учитьотгадыватьзагадки по теме.

2

Двигательная деятельность

Подвижные игры:«Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Ручеек», « Караси и щука».

Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать ловкость, быстроту

реакции.

 

3

Чтение художественной литературы

С. Олегов «Берегите воду»

Б. Заходер «Что случилось с рекой».

Экологические сказки:История одной Капли. Как Тучка была в пустыне. Все живое нуждается в воде. Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, воспитывать

ответственность за сохранность окружающей природы, за чистоту водоемов.

 

4

Игровая – коммуникативная деятельность

Дидактические игры:« На воде и под водой»,

« Небо. Земля. Вода»,    « Разрезные картинки»,

« Где в природе живет вода».

Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «А я по воду пошёл».

Викторина«Что мы знаем о воде».

Развитие логического мышления, активизация и расширение словаря.

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики.

 

 

Активизировать полученные знания о воде.

5

Познавательно – исследовательская деятельность

 

НОД «Волшебная вода, узнаем мы тебя»

 

Формирование интереса к исследовательской деятельности.

Учить детей опытным путем определять

физические свойства воды, придумать схему-изображение к данному эксперименту.

 

Эксперимент: «Вода не имеет формы».

Эксперимент: «Вода не имеет вкуса, запаха, она прозрачная».

Мотивироватьдетей на поиск решения экспериментальным путем, делиться с другими детьмирезультатами своей поисковой деятельности, придумать схему-изображение кданному эксперименту.

6

Изобразительная деятельность

Рисование «Земля  -наш дом» - педагог по ИЗО

Лепка «Планета Земля » - педагог по ИЗО Рисование плаката «Берегите воду»

Учить выполнять несложные изображения, развивать творческие способности,

фантазию.

 

 

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

2. Создание коллажа «Берегите воду!»

3. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

 

3. Заключительный этап проекта.

Задачи:

Сформулировать выводы по итогам реализации проекта.

Работа: Подведение итогов деятельности в рамках проекта.

Сбор необходимой информации, оформление.

Фотоотчёт.

Вывод:У детей сформировано бережное отношение к воде, как важномуприродному ресурсу. Повысился познавательный интерес к экспериментированию с водой. Расширены представления о физических свойствах воды.

У детей появилось желание  продолжать исследовательскую деятельность в изучении воды,как объекта неживой природы.

Проблема: «Как очистить воду в домашних условиях?»

На перспективу: Научить разным способам очистки воды. НОД «Поможем воде стать чистой». Опыт «Очистка грязной воды».

В группе созданы необходимые условия  по формированию экологического воспитания дошкольников в различных видах деятельности.

 

Литература

1.     Дыбина О.В. «Опыты и эксперименты для дошкольников». — М.: Изд.Сфера,2019.

2.      Иванова А.И.  «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», М. ,2003г.

3.     Маленький исследователь. А.И. Савенков. Ярославль. «Академия развития». 2002.

4.     Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

5.     Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой/ Москва «Просвещение» 2014. 

6.     Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду.— М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. —432с. Научный редактор — академик РАО Г.А. Ягодин.

 

7.     Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие, — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.— 128 с.