Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: "У меня растут года, будет мне 17. Где работать мне тогда? Чем заниматься?"

Архипова Ольга Владимировна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад №257"

г.Барнаул


Цель:расширять знания и представления о профессиях людей.

Задачи:углубить представление детей о профессиях людей. Помочь понять значимость разных профессий в жизни людей. Развивать речевую активность, диалогическую речь. Формировать умение четко и последовательно отвечать на вопросы. Стимулировать к ранней профессиональной ориентации.

Словарная работа: названия профессий, предметов труда, слова-действия людей разных профессий(режет, воспитывает, строит…), слова-определения (добрый, веселый, трудолюбивый, ответственный…).

Предварительная работа:беседа с детьми о профессии; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В.Маяковский «Кем быть?», «Конь-огонь», С.Маршак «Пожар»;просмотрмультфильмов, с\р игры «Магазин», «Аптека», «Больница»,«Салон красоты».

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация; цветок из бумаги,сундучок с предметами(ножницы,ткань,мел,расчёска,молоток,шприц,каска строительная и т.д.),разрезные картинки.

Ход занятия:

Вводная часть: игра «Цветок доброты».

Воспитатель:предлагаю вам вырастить цветок доброты, расцветающий от комплиментов. У каждого из вас в руках лепестки от нарисованного цветка. У меня в руках серединка этого цветка. Серединку передаём по кругу, со словами комплимента рядом сидящему ребенку. После того как комплимент произнесете, прикрепляем к цветку лепесток.Вот цветок и  вернулся  ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.

II.Основная часть.

Воспитатель предлагает пройти детям на стулья перед экраном проектора.

Воспитатель: Мне очень захотелось прочитать вам стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть?». Послушайте, пожалуйста.

У меня растут года
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,

Чемзаниматься?

Нужные работники,

Столяры и плотники.
Столяру хорошо,

А инженеру лучше…
Инженеру хорошо,

А доктору лучше.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: - Как вы понимаете слово «профессия»? (ответы детей).

Это основной род занятий, трудовой деятельности, который выбирает сам человек.Давайте вспомним, какие есть профессии.На слайде изображены профессии людей, выберите нужный ответ

1.Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит… (Пожарный)

2.Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (Строитель).

4.Кто, скажите мне такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит? (Полицейский )

5.Вижу в небе самолет,

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто. (Лётчик)

6.Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней? (Врач)

7.На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

 Помидор и огурец

Предлагает. .. (Продавец)

8.Он с компьютером на ты,

Умнее его не найти,

9.За компьютером сидит,

Чудо-мастер     (ПРОГРАММИСТ)

10.Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Точно вычислит он вектор

Гениальный  (АРХИТЕКТОР).

11.Он, как доктор Айболит,

Знает, что и где болит,

У него особый дар,

Этот врач - …(ВЕТЕРИНАР!)

-Погас свет, что делать?

По комнате как ходить?

12.Мама говорит, - без истерик,

Поможет нам …. ЭЛЕКТРИК.

13.Строю я высотный дом,

Чтобы люди жили в нём.

Есть кирпич. Раствор месите.

Догадались? Я... СТРОИТЕЛЬ

14.Он законы хорошо знает,

Ошибку сразу замечает,

В суд важный иск

Напишет вам ЮРИСТ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все профессии вы назвали правильно.

Игра «Кому, что нужно для работы?»

Воспитатель просит подойти  детей к столу.

В: Здесь «чудесный сундучок», в котором лежит много интересных вещей.Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать такие слова « Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок» - Кому нужен этот предмет? (Дети по очереди вынимают  и отгадывают на ощупь предметы и говорят, людям какой профессии это нужно для работы).

 В: Вы очень хорошо справились, молодцы! Предлагаю вам следующее задание «Собери картинки».

Разрезные картинки.

Делимся по парам и собираем пазл-картинку. После того, как собрали, посмотрите внимательно, и расскажите о профессии, не назвав её.

Например, я вам расскажу о своей картинке:этот человек работает с детьми, которые не ходят в школу, играет с ними, учит, водит детей на прогулку, укладывает спать. Он должен быть внимательным, вежливым, аккуратным.)

Физминутка «Профессии»

Мы в профессии играли                          ходьба на месте
В миг мы лётчиками стали!                   прямые руки в стороны
В самолёте полетали –                              покружиться вокруг себя
И шофёрами вдруг стали!                       ходьба на месте
Руль теперь в руках у нас                        руки перед собой, «держим руль»
Быстро едем, просто класс!                    бег вокруг себя с рулем
А теперь на стройке мы                           ходьба на месте
Кладём ровно кирпичи.                          руки перед собой согнуты в локтях
Раз- кирпич и два, и три –                     поднимаем руки вверх
Строим дом мы, посмотри!                   соединить прямые руки над головой
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора.

 

В: А вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей).

– Объясните, как вы понимаете пословицы.

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Ответы детей)

В: обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось.

2. Труд человека кормит, а лень портит.

(Ответы детей)

Воспитатель: - Предлагаю перейти к интерактивному комплексу:

Игра«Угадайте, какая профессия у человека?».

Смотрим очень внимательно на всплывающие картинки и угадываем профессию.

 Весы, прилавок, товар – (Продавец)

 Каска, шланг, вода – (Пожарный)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)

Доска, мел, учебник – (Учитель)

Руль, колеса, дорога – (Водитель)

Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)

Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)

Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)

Корабль, тельняшка, море – (Моряк)

Небо, самолет, аэродром – (Летчик)

Игра «Что лишнее?» на интерактивном комплексе.

Воспитатель:Ребята определите, объясните, почему этот предмет лишний? Смотрим очень внимательно. Дети зачёркивают лишний предмет.

Врачу нужны: бинты, вата, шприц, кастрюля.

Повару нужны: кастрюли, сковорода, руль, половник.

Водителю нужны: шприц, машина, руль, насос.

Дворнику нужны: лопата, ножницы, молоток, метла, лом.

Шоферу нужны: машина, колеса, иголка, бензин.

Маляру нужны: краска, кисть, тарелка, банка.

Учителю нужны: тетради, кукла, ручки, карандаши.

Дети, как много разных и интересных профессий вы сегодня назвали, отгадали.  А что-же вам нужно будет делать, чтобы стать тем, кем вы хотите быть? (ответы детей).

-Правильно, надо, очень много знать, многому научиться.

--А как вы думаете, учиться легко?

-Надо быть очень упорным, чтобы добавиться своей цели. Не зря у русского народа есть такая пословица: « Ученье и труд все перетрут». Значит: «Учение и труд помогут вам стать тем, кем вы хотите быть».

-А давайте вы нам покажете, кем вы хотите быть, когда вырастите?

 Игра: «Кем я буду, угадай»  (игра-пантомима)

Итог: ребята, я вас вновь приглашаю собраться в круг. Что нового,интересного вы сегодня узнали? Какие задания вам понравилось выполнять?Ребята,  как вы думаете, есть профессия самая важная, главная без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (высказывания детей)

-Мы с вами так и не смогли определить какая же профессия самая важная, потому что они все нужны

 Мы все с вами сегодня увидели, что все профессии очень нужные и важные. Вы правильно о них рассказали. Когда вы вырастите, вы тоже выберите себе профессию, будете заниматься своим делом и этим самым приносить пользу всем окружающим. Я желаю вам, чтобы вы, стали теми, кем мечтаете быть. У вас обязательно получится!

 

Используемая литература.

1.     ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н.Е. Вераксы Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 325с.

2.     Маяковский В.В. «Кем быть?» /В.В. Маяковский, - М.:Детская литература, 1990.- 28с.

3.     Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет./ О.В. Дыбина - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018г. – 80с.

 

4.     Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. / сост. Лободина Н.В. – Волгоград, 2016. – 399с.