Путешествие по родной стране

Баранцева Марина Борисовна, воспитатель дошкольных учреждений

МКДОУ детский сад "Родничок" пгт Юрья, Юрьянского района Кировской области

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области


Задачи:

Образовательные:

·        Обобщить и расширить знания детей о России; закрепить названия крупных российских городов и рек; закрепить знания детей  о народных  промыслах.

Воспитательные:

·        Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Развивающие:

·        Развивать память, сообразительность, находчивость.

Предварительная работа: беседы  с детьми о нашей Родине, рассматривание альбомов, презентаций с природой нашей страны, рассматривание и знакомство с символикой нашего государства, названиями городов, рек, народными промыслами, заучивание стихотворений, пословиц о Родине.

Материал: презентация «Моя Родина- Россия» таблички с названиями станций, иллюстрации с изображением флагов, гербов, матрешка, чайник(гжель), ложки хохломские,дымковская барыня, богородская игрушка, ромащки по колличеству детей.

Ход занятия

 

Звучит песня «С чего начинается Родина?» М. Матусовского (показ слайдов)

- Ребята, о чём поётся в этой песне?

- А что такое Родина?

- Как называется наша Родина? (ответы детей)

 

Воспитатель: Наша Родина – это Россия. И Родиной мы зовём её потому, что всё в ней для нас родное, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку).

 

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте их вспомним. ( Дети называют пословицы)

 

Воспитатель: Я тоже знаю хорошие пословицы о нашей Родине:«Жить – Родине служить», « Родина поучает – Родина выручает», « Кто за Родину горой, тот истинный герой».

 

– Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь я прошу вас подойти к карте.

 

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту.

(Воспитатель показывает детям карту России на слайде)

 

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по нашей стране.

Воспитатель:  На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся, занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка)

 

Воспитатель: Вот и первая остановка .Ребята, отгадайте мою загадку.

 

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

 

Воспитатель: Правильно! Это дерево.   Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы?       (Береза, дуб и т.д.)

 

Воспитатель: Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы, цветы)

 

Воспитатель: А кто живёт  в наших лесах? (Птицы, звери, насекомые)

 

Воспитатель: А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

 

Физкультминутка:

 

Руки подняли и покачали

 Это – березы в лесу,

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем,

 Это к нам птицы летят.

 Как они сядут, тоже покажем,

 Руки согнули назад.

 

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

 

( Звучит музыка).

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали на станцию «Государственная»

 

- Назовите столицу России. (Москва.)

(Картинки на слайде – Красная площадь, Кремль и т. д.)

 

 

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

 

Воспитатель: Президентом  нашей страны является…? (Путин В.В.)

 

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

 

– Найдите флаг нашей страны среди других.

 (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России).

 

- Ребята, а что обозначают цвета флага? (Ответы ребят)

 

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет

 

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. 

(Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

- Что изображено на гербе России? (Дети отвечают)

 

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

 

Звучит отрывок из гимна России

 

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, что сейчас прозвучало?

(Дети отвечают).

 

Воспитатель: А что же такое гимн? Когда звучит гимн? Как слушают гимн?

(Гимн - это самая главная песня страны. У каждой страны свой гимн. Гимн слушают стоя. Звучит гимн на торжественных собраниях).

 

Воспитатель: Молодцы, ребята. А мы с вами отправляемся дальше.

(Звучит музыка)

 

Воспитатель: Следующая станция - “Географическая».

 

Ребята, на территории нашей страны протекает много рек.

Реки России – могучие, полноводные, несут свои воды в моря и океаны.

Давайте вместе вспомним названия некоторых рек.

(Фотографии рек на слайдах).

 

1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА)

 

2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

 

3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

 

Воспитатель: Молодцы! А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Вятка.)

 

Воспитатель: В нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Киров, Москва,Санкт -Питербург и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”

 

– Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

(Звучит музыка)

 

Воспитатель: Следующая станция « Декоративно-прикладная»

 

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

 

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

 

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

 

·        Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!

(Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)

 

·        Эта роспись – просто чудо,

           Голубая вся посуда.

           Роспись с синим завитком

           Манит русским васильком. (Гжель.)

 

Воспитатель: Посмотрите, какая красота.

 

·        Выросла золотая травка на ложке,

           Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

 

·        Все игрушки – непростые,

           А волшебно-расписные

           Белоснежны, как березки,

           Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

 

·        Добрый мастер сделал сказку,

           Оживают звери в сказке,

           Мишки, зайцы, колотушки –

           Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов.

 

Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Золотые ворота”

 

(Играют в игру)

 

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Посмотрите, как много мы с вами знаем о нашей великой стране России.

 

Воспитатель: Я предлагаю вам составить букет России. Сейчас каждый из вас возьмёт цветок и скажет о России то, что запомнились  с сегодняшней встречи.

 

- Посмотрите, какой большой и красивый букет у нас получился! Пусть этот букет остаётся в вашей группе и напоминает о нашей встрече.