"Толерантность - это важно. должен знать об этом каждый!"

(с детьми 5-6 лет)

Васильева Людмила Анатольевна, воспитатель

МОУ "Детский сад №321 Тракторозаводского района Волгограда"

г.Волгоград


Цель данного занятия : формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи.                                     

Образовательные:                                                                

1. Обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу.

2. Активизировать словарь по данной теме.

3. Добиваться умения мотивировать и объяснять свои суждения.

Развивающие:

1. Развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными.

2. Развивать культуру речи, мыслительную активность.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения , взаимопонимания и поддержки в группе.

1.  Образовательные области:

Познавательное развитие : формирование представлений о Международном дне Толерантности, о том, как здороваются люди в разных странах мира.

Социально - коммуникативное развитие : активизация словаря по теме, свободное общение.

Художественно - эстетическое развитие: создание благоприятного эмоционального фона, пение песни.

Развитие речи: рассказывание пословиц, поговорок о добре.

Материалы и оборудование:

цветок толерантности , макет автобуса , CD –проигрыватель: «Что такое Доброта » в исп. гр. « Барбарики », « Песенка друзей ».

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, слушание музыки, разучивание танцевальных движений.

Ход:

1ч. Приглашение к деятельности.

- Дорогие, ребята, поздравляю вас с международным днем толерантности. Сегодня во всех странах мира люди стараются совершать добрые дела и поступки, помогать больным, старикам, никого не обижать.

2ч. Введение в игровую ситуацию.

-Сегодня я хотела тоже сделать всем приятное - подарить цветок толерантности, но он рассыпался.

-Поможете мне его собрать?

-Вспомните толерантные слова (дети прикрепляют лепестки к середине цветка и говорят слова: уважение , милосердие , доброта, любовь, нежность, забота, ласка и. т. д.)

-Спасибо! Наш цветок такой красивый и разноцветный. Он похож на радугу из страны Толерантности.

-Хотите оказаться в этой стране?

-Нас ждет волшебный автобус.

-Занимайте места (дети садятся, звучит музыка).

-В этом путешествие мы отдохнем, поиграем, споем, а главное, научимся быть приветливыми, внимательными, дарить радость друг другу.(музыка прекращается)

3ч. Практическая                                                                                               

Подъехали к воротам города (дети выходят из автобуса)

-В город пускают только тех, кто умеет говорить волшебные слова.

Вы их знаете?

Игра «Волшебные слова»

-Как вы думаете, можно назвать человека толерантным, если он использует в речи такие слова?

-С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

-А вот и жители страны Толерантности.

-Кто из них не толерантный? Почему? (волк)

-Главная тема русских народных сказок была и остается победа добра над злом. – Предлагаю оценить сказочного героя, если он добрый – хлопайте, а если злой - топайте. (Дед Мороз, Кощей – Бессмертный , Буратино , Золотая рыбка, Карабас Барабас, Красная шапочка, Мальвина, Гуси-лебеди, Баба – Яга , Золушка, Дюймовочка  .)

-Все вы сделали правильно. Конечно, добрых героев больше.

-Когда люди приходят в гости или встречаются на улице, что они должны сказать друг другу? (здороваются)

-Хотите научиться здороваться по-новому?

- В России здороваются : крепко обнимаются и три раза целуют друг друга в щёку.

-В Чувашии при встрече  говорят : Ыра  кун пултар.

-На Востоке здороваются«Салям - алейкум» и складывают руки перед грудью.

-Во Франции мужчины снимают головной убор, наклоняют голову вниз и говорят: «Бонжур»

- В Англии говорят«Хеллоу» и поднимают над головой собранные руки.

Запомнили? Теперь давайте потренируемся. Когда я скажу«Здравствуйте», вы поздороваетесь с жителями города Толерантности, как вам больше понравилось.

-У всех получилось? Интересно было ? Спасибо.

 (дети снова садятся в автобус и едут по городу)

 «Улица Мудрецов»

-Нужно вспомнить пословицы и поговорки о добре, дружбе. Я буду зачитывать вам начало пословиц  , а вы  продолжите её. Готовы ?

(дети выполняют задание)      

-Доброе слово и кошке… (приятно.)

-Добрые слова дороже… (богатства.)

-Доброе слово лечит, а злое… (калечит.)

-Кто добро творит, тому зло …(не вредит.)

-Не одежда красит человека, а… (добрые дела.)

-За добро платят…( добром.)

-Не имей сто рублей , а имей сто …(друзей)

Умницы давайте продолжим наше путешествие . Садимся в наш  волшебный автобус едем дальше.(звучит музыка.)

 «Озеро Улыбки»

-Если к человеку относиться с добротой, то он в ответ обязательно улыбнется. Давайте встанем все в круг и подарим друг другу улыбки.

Игра «Собрались все дети в круг»

«Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы одна семья

Вместе мы всегда.

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа поклонись,

Тому, кто слева поклонись.

Тому, кто справа руку дай,

Тому, кто слева руку дай,

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Того, кто справа обними,

Того кто слева обними.

Ну вот, закончилась игра,

И снова дружат все. Ура

«Переулок Загадок»

Игра«Доскажи словечко».

«Растает даже ледяная глыба,

От доброго слова (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,   

Говорим: (Простите, пожалуйста)

И во Франции и Дании на прощанье

Говорят: (До свидания).

 «Улица «Пожалуйста»

-Здесь выполняют задания, если услышат слово, пожалуйста.

-Пожалуйста, поднимите правую руку.

-Пожалуйста, похлопайте.

-Потопайте.

-Будьте добры, сядьте.

-Улыбнитесь.

-Пожалуйста, улыбнитесь.

-Назовите своё имя.

-Будьте так любезны назовите своё имя.

-Не забывайте говорить, пожалуйста, когда обращаетесь с просьбой.

-А вот мы добрались до самой главной площади страны Толерантности.

-Человек рождается на земле, чтобы делать добро.

Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.

-Давайте встанем в круг толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека - это значит, что вы готовы поддержать друга.

- А сейчас давайте все вместе споем «Песенку друзей».

4 ч. Итог

-Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Толерантности.

-Закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад.

(дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад)

5ч. Рефлексия

 - Что нового узнали? Что особенно запомнилось? Что такое Толерантность? Почему Толерантным быть Важно? Ответы детей.

-Давайте будем любить друг - друга, людей, проходящих мимо и совсем не похожих на нас, людей других национальностей, тогда и они нам ответят тем же , ведь за добро всегда платят добром , за любовь – любовью , за щедрость – щедростью.

     А сейчас предлагаю станцевать, заключительный танец доброты.  Танец Барбарики « Что такое Доброта »