Опыт работы по социальной адаптации дошкольников с ОВЗ в рамках подготовки и реализации проекта с элементами музыко и ИЗО-терапии "В гостях у доброй хозяюшки"

Емельянова Ольга Анатольевна, воспитатель высшей категории

ГКУСО РО Ростовский центр помощи детям № 4

г. Ростов-на-Дону


Вид проекта: социальный, эколого-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети с ограниченными возможностями группы компенсирующей направленности, воспитатели.

Продолжительность: краткосрочный проект (три недели).

Предмет исследования: домашние питомцы.

Цель проекта: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями посредством частичного внедрения анималотерапии в образовательный процесс, активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций в общении с животными.

Задачи проекта:

1. Коррекция негативных эмоциональных проявлений посредством работы с образами животных.

2. Развитие коммуникативной функции общения.

3. Развитие мелкой и общей моторики.

4. Раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями

5. Выработка навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту через наблюдение, общение с животными, которое максимально позволит приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающей средой.

6. Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

7. Упражнять детей в проявлении заботливого отношения к животным.

8. Формирование навыков ухода за животными, дать представление детям о потребностях животных для их роста и развития;

9. Закреплять знания о детѐнышах домашних животных;

 

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность

Учеными давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Ежедневные прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, а поглаживание кошки успокаивает нервы. Но в последнее время животных стали активно использовать и при реабилитации детей с тяжелыми заболеваниями – ДЦП, олигофрения, ЗПР, аутизм и т.д. Появились целые методики занятий с животными- терапевтами.. Взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Одна из таких методик – анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Под анималотерапией понимается множество терапевтическихметодик, характеризующихся использованием множества различных животных (их образов) и направленных на профилактику и лечение конкретных патологий. Это делает анималотерапию очень универсальным и доступным методом.

Причем, как правило, от пациента не требуется никаких дополнительных знаний о животном - его задача просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка, кролик) или активно взаимодействовать (собака, черепаха, лошадь, дельфины).

Проблема

В нашем Центреживут, воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. У большинства из них наблюдаются трудности в общении со сверстниками, взрослыми, проявляющиеся в замкнутости, агрессивности, неумении выразить эмоции в отношении окружающего мира. Воспитанники данной группы имеют обедненный словарный запас, нарушения речи, низкий уровень знаний об окружающем мире, слаборазвитую мелкую моторику, что мешает им строить отношения в обществе и социализироваться. Поэтому мы, педагоги, поставили перед собой серьезную задачу, какими способами можно решить данную проблему детей ОВЗ, как можно снизить психо-эмоциональную напряженность.

Гипотеза

Мы предполагаем, что методики анималотерапии будут способствовать раскрытию дополнительных возможностей в поведении и личности детей с ограниченными возможностями, снижению психо-эмоциональной напряженности, обогащению социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдения, общения с животными, беседы, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы, продуктивных видов деятельности, игр, развлечений. Все это позволит воспитанникам максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими и социальной адаптации в обществе в целом.

Мы предполагаем что, игры, беседы, продуктивная деятельность основанные на работе с образами животных с использованием телесно-ориентированных техник, позволят высвободить застоявшиеся эмоции, раскрепоститься, снять напряжение;  развить волевые качества -терпение, выдержку, настойчивость, гибкость.

 

Результаты реализации проекта

У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается улучшение общего психо-эмоционального состояния, также наблюдается снижение уровня проявления негативных эмоциональных реакций после общения с животными. Отмечена высокая степень удовлетворенности воспитанников и заинтересованность родителей к методикам анималотерапии.

Специалисты приобрели новый опыт работы по воспитанию экологической культуры, повышение профессионального мастерства, овладение новой здоровье сберегающей технологией.

 

Демонстрационный материал и оборудование

Дидактические пособия по теме «Домашние питомцы», художественная литература, картотека загадок, словесных игр; альбомные листы, краски, кисти, цветной картон, пластилин, природный материал цветная бумага, ИКТ,подборка видеоматериалов.

 

Пояснения  к проекту.

В ходе работы над проектом дети развивают познавательную активность, формируются представления о домашних питомцах, правилах общения и ухода за ними. Реализуя проект, воспитанники группы компенсирующей направленности, в доступной форме получат достоверные знания и представления о животном мире и роли человека в нем.

Все мероприятия сопровождались активной двигательной деятельностью с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Вся работа построена на личностно-ориентированном подходе, с использованием познавательно-поисковой, исследовательской деятельностями, а, также, с использованием творческих, игровых технологий, с помощью которых воспитанники отправились в увлекательный мир домашних питомцев.

Большая часть образовательных и занимательных мероприятий проводилась индивидуально с каждым ребенком или в микрогруппах в связи с индивидуальными особенностями здоровья детей. Зачастую знакомство с одним животным занимало несколько занятий.

В процессе реализации проекта дети показали свои ранее полученные знания и навыки в области познания растительного мира, и приобрели новый опыт.

 

 

Поэтапный план реализации проекта

 Этапы

Задачи

Мероприятия

Подготовительный

 

Сбор информации, материала.

 

1.Разработка тематического планирования проекта.

2.Подбор методического материала к проекту.

3.Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

Организационный

 

Разработка содержания образовательной деятельности с детьми.

 

1.Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).

2.Проведение дидактических игр.

3. Беседы о животных.

4. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних питомцев.

5. Чтение познавательной литературы.

Формирующий

 

Проведение занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.

 

 

1.Организация поисково-исследовательской деятельности (наблюдения за животными)

2. Проведение развлечения

3. Организация консультации для замещающих семей

Заключительный

 

Анализ полученных результатов, обобщение опыта

 

1. Проведение интегрированного занятия  «В гостях у доброй хозяюшки».

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта. I неделя

День недели

Содержа-ние ОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Понедельник

1.Наблюдение за кроликом

2.Просмотр видео презентации «Кролик домашнее животное», с последующей беседой

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

 

Обсуждение

Домашнее животное –декоративный кролик

 

слово

Рассмотреть внешний вид животного наладить тактильный контакт.

Выяснить с детьми, какие бываю кролики, какую пользу приносят человеку, уход и содержание в домашних условиях

Вторник

1.Дидактическая игра «домашние питомцы» 2.Рассматр-е демонстрац. материала

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Игра

Творческая

деятельность

слово

 

иллюстр-и,открытки «Домашние питомцы»

Развивать у детей логическое мышление, воображение, память. Развивать наблюдательность, внимание.

Среда

1.Беседа «Кролик»

2.Лепка «Белый кролик»

 

Соц.-коммун-е разв-е, реч. разв-е.

Художественно-эстетическое развитие

 физическое развитие,

Обсуждение

Творч. деят-ть

Познават-я

деятельность

Слово

Пластилин, еловые шишки

 

Повтор-е и закрепление информации о кролике.

Закрепить знание внеш. вида животного, развить мелкую моторику, фантазию,тактильные ощущения, получение положительных эмоций

Четверг

1.Беседа

«Кошки и собаки – лучшие друзья»

2.Беседа о собаках помощниках

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность

 

Познавательная деятельность

 

Слово

 

Развивать у детей, познавательную активность память, речь

Развивать у детей, познавательную активность умение общаться друг с другом

Пятниа

1.Загадки «Мои любимые питомцы»

2.Рисование, раскраш-е «Четвероногие друзья»

 

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Отгадывание загадок

Чтение художественной литературы

Творческая деятельность

Познавательная, тактильная деятельность

слово

Листы бумаги, кисточки, краски, стаканчики с водой

Животные живого уголка

Учить разгадывать загадки оживотных, опираясь на характерные признаки.

Сформировать навык восприятия прочитанного

Учить рисовать животных и учиться раскрашивать готовый шаблон, развивать чувство цвета

II неделя

Понедельник

1.Дид/игра «Ласковая кошечка» 2.Чтение сказок про кошек

3. Лепка «Моя кошечка»

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность, художественно-эстетическое, познавательное развитие

 Познавательная

деятельность

 Творческая деятельность

Слово Пластилин, шишки Животные (мягкие игрушки)

Развив.познавательную активность, память, речь,  умение слушать и воспринимать инф-ю. Закрепить внешний вид животного, развить мелкую моторику, фантазию. Развить тактильные ощущения, концентрацию, получение положительных эмоций

Вторник

1. «В мире черепах»

2.Пальч. игра «Черепашка Соня»

3. Просмотр образоват. видеофильма «В мире черепах»

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность, физическое развитие

Познавательная деятельность

Познавательная, игровая деятельность

Игрушка черепаха

Слово

Развивать у детей, познавательную активность, память, мелкую моторику,наблюдательность.

Расширять словарный запас детей, учить четко произносить слова.,

Среда

1.Чтение сказок о черепахах.

2. Рисование «Черепаха Тортилла»

3.Индивидуальные терапевтические игры и упражнения.

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 

Познават., творческая,

тактильная деятельность

Краски, кисти, лист бумаги

Животные живого уголка

Развивать у детей, познавательную активность умение слушать и воспринимать информацию

Учить рисовать черепаху

Развить тактильные ощущения, концентрацию, получение положительных эмоций

Четверг

1.Индивид.терапевт-е игры и упр-я в сенсорном центре

2. Чтение сказок и стихов об улитках

Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие

 

Познавательная, тактильная деятельность

 

Животные живого уголка

Развить тактильные ощущения, концентрацию, получение положительных эмоций

Развивать у детей, познавательную активность умение слушать и воспринимать информацию

Пятница

1.Познавательная подвижная игра «Кто в домике живет» знакомство с улитками ахатинами

Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие,

Познавательная игровая деятельность

 

Расширять словарный запас детей, учить четко произносить слова.

III неделя

Понедельник»

 

«Аквариумный мир1.Дид-я игра «Подбери рыбке плавничок»

2. Просмотр док.фильма «Аквариумные рыбки»

3.Индив-е терапевт-е игры и упр-я

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность,

физическое развитие.

 

Познавательная, игровая,

тактильная деятельность

Животные живого уголка-черепахи

Слово

Животные живого уголка

Развивать у детей, познавательную активность память, наблюдательность.

Расширять словарный запас детей, учить четко произносить слова.

Развить тактильные ощущения, концентрацию, получение положительных эмоций

Вторник

 «В гостях у попугая Кеши»

1.Просмотр док.фильма «Веселые попугаи»

2.Индив-е терапевт-е игры и упр-я

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, игровая деятельность

познавательное развитие, физическое развитие

Познавательная, игровая, тактильная деятельность

И грушка «Попугай»

Развивать у детей, познавательную активность память, наблюдательность.

Расширять словарный запас детей, учить четко произносить слова.

Развить тактильные ощущения, концентрацию, получение положительных эмоций

Среда

Проведение обобщающей викторины «В мире домашних питомцев»

Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое

Познавательная, тактильная деятельность

Слово

Закрепить и обобщить полученные знания детей о животных.

Четверг

Обобщающая беседа «Мои четвероногие друзья».

 

Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое

Беседа, игра

Мягкие игрушки

Развить у детей положительное отношение к животным.

Пятница

Интегрир. занятие «В гостях у доброй хозяюшки»

 

Реч., соц-коммун-е развитие,

позн-е , физ.развитие,  игр. деятельность

Игра

 

Создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развить тактильные ощущения, концентрацию, получение положительных эмоций

 

 

 

Занятие «В гостях у доброй хозяюшки» для дошкольников с умеренной умственной отсталостью

Конспект игрового занятия, тема: «Домашние животные»

Разработчики: Московая Елена Сергеевна, Емельянова Ольга Анатольевна.

Цели:

Продолжить знакомить детей с домашними животными и их детенышами.
Обогатить словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о форме, цвете, количестве, величине, геометрических фигурах.
Упражнять в звукоподражании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками и карандашами.
Продолжать учить выполнять постройку из строительного материала по образцу, разрезать ножницами бумагу.
Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
Учить детей выполнять коллективную постройку и обыгрывать ее.

 

 

Оборудование:

Стульчики, сенсорная дорожка,

Игрушки «домашние животные», сундучок, чудесный мешочек, музыкальные молоточки.
Картинка-фон «На ферме», геометрические фигуры, наклейки с животными.
Строительный материал: бруски и детали забора.
Крупа, ложки, мыльницы.

Обруч с ленточками
Аудиозапись: «Карусель на ленточках», «Кто пасётся на лугу?», «Паровозик из Ромашково».

Ход занятия: Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки                                            Ручки будут хлопать,
Будут думать много, ловко.                                Ножки будут топать.                
Ушки будут слушать,                                             Спинки выпрямляются,
Ротик четко говорить.                                           Друг другу улыбаемся.

Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас посетить чудесную ферму и познакомиться с ее обитателями!

Занимайте свои места в паровозике и отправимся в путь! (Дети рассаживаются на стульчики, стоящие один за другим, звучит фонограмма «Паровозик из Ромашково).  Дети встают со стульчиков и по сенсорной дорожке переходят в зону, стилизованную под ферму.

Хозяюшка: - Здравствуйте детишки,  девчонки и мальчишки! Я так рада, что вы решили меня навестить, посмотреть мою ферму. Поможете мне навести порядок в хозяйстве? А вы знаете, ребята, кто у меня на ферме живет? Знаете? А вот я проверю!

 

 

 

Дидактическая игра «Кто живет на ферме?

Дети опускают руку в чудесный мешочек и по очереди достают игрушки домашних животных, называют их.

 

Корова

У коровы есть рога
И копыта на ногах.
Травушку она жует,
Деткам молочко дает.
- У коровы ребенок называется «теленок». Теленок говорит: «Му-у-у». Скажите так, как говорит теленок.

Собака

Косточки собака гложет,
Злых людей кусает тоже –
Чтобы не забрался вор,
Сторожит и дом и двор. 

У собаки детеныш называется — щенок. Щенок говорит: «гав-гав». Скажите так, как говорит щенок.

 

Кошка

У моей подружки маленькие ушки,

 Мяконькие лапки, коготки-царапки и забавный хвостик…

Приходите в гости, познакомлю с нею, с Муркою моею.

 

-Ребята, на ферме случился переполох и зверушки потеряли свои тени! Поможем им вместе!

Дидактическое упражнение «Найди тень»

- Назовите, какие домашние животные перед вами? Подберите тень каждому (Приложение №1)

 

Музыкально-ритмическое упражнение «На лугу пасутся ко..»

Дети отбивают ритм ладошками.

 

Какие вы молодцы! А теперь  достроим фермерский домик и отведем наших зверушек на участок, что бы больше они не терялись.

 

Конструирование «На ферме»

- Разложите геометрические фигуры в соответствующие места на картинке. Куда вы положили круг? Квадрат?  (Приложение №2). А теперь покажите собаке будку, коту домик и корове лужок, где она вдоволь пожует  травку.

 Конструирование «Забор для поросят»

- Возьмите бруски и постройте вокруг поросят забор. Вот так. (Показ воспитателя).

 

Упражнение «Наполни кормушку для поросят»

Дети наполняют ложкой разноцветные мыльницы-кормушки крупой.

 

Вот и закончилось наша прогулка по ферме, надеюсь,  мы еще увидимся! На прощание приглашаю вас прокатиться на деревенской карусели!

Подвижная игра «Карусели»

Дети двигаются по кругу в темпе, соответствующем музыке и словам песни.

 

Литература

1.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика –Синтез, 2010 г.)2.

2. Груздева Е. Анималотерапия [Электронный ресурс] // Нанопсихология – самая аккуратная психология : научно-популярный журнал. – 2014.URL: http://nanopsychology.ru/index.php/component/content/article/45/125

3. Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах [Текст] / М. В. Цветкова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 623-625.

4. Сайт детских сказок «Сказки, «Заяц и черепаха» [Электронный ресурс] URL: http://l-skazki.ru/afrikanskie/1414-zayats-i-cherepakha.html

5. Сайт детских сказок «Сказки, «Заяц и черепаха» [Электронный ресурс] URL: http://l-skazki.ru/laosskie/3322-zolotaya-cherepakha.html

 

6. Сайт «Воспитатель», «Подборка игр и упражнений на тему «Черепаха» [Электронный ресурс] URL: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/cherepaha-podborka-igr-i-uprajneniy.html