Предметно-пространственная среда как фактор развития ребенка в условиях реализации ФГОС

Серова Татьяна Ильинична, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 186"

г. Барнаул


ПРОТОКОЛ

 

04.12.2020 г.                                                                                                        № 2

 

Родительского собрания в группе № ….

Тема:  «Предметно-пространственная среда как фактор развития ребенка в условиях реализации ФГОС»

Председатель:

Секретарь:

Присутствовало: … человек (список прилагается)

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.    Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

                                                 Ответственный:  заведующий ДОУ

 

2.     «Предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

                                                                         Ответственный: 

3.     «Создание развивающей предметно-пространственной среды в новой  системе дошкольного образования».

                                                                              Ответственный:

     4. Разное.

                                                                     Ответственный:

1.    СЛУШАЛИ:

Заведующую ДОУ …. Она рассказала, что такое ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования. Что основными целями ФГОС ДО является: Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требование к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. В заключении рассказала, о том, каков должен быть выпускник ДОУ:

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. (Доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

1.1.          Принять информацию к сведению.

2.    СЛУШАЛИ:

Воспитателя ...., она рассказала о предметно-пространственной развивающей среде  ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.  Что одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования. Предметная среда современного детского сада не должна быть устаревшей, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться с учетом современных педагогических задач. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. (Доклад прилагается)

РЕШИЛИ:

      2.1.Принять данную информацию к сведению, уделять внимание отбору игрушек, пособий для ребенка, которые отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

Принять данную информацию к сведению, уделять внимание отбору игрушек, пособий для ребенка, которые отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск.

    3.СЛУШАЛИ:

Воспитателя .., она рассказала, что Развивающая  предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве  и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. Также объяснила, зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда дошкольнику? (Доклад прилагается).

РЕШИЛИ:

3.1.         Принять данную информацию к сведению.

3.2.         Принимать участие в создании спокойной и доброжелательной  атмосферы в группе, ДОУ.

ГОЛОСОВАЛИ:

«За» - единогласно, «против» - нет, «воздержались» - нет.

4.    СЛУШАЛИ:

Воспитателя …., она объяснила родителям, как нужно подготовить ребенка к новогоднему утреннику, сообщила дату проведения мероприятия, объявила о распределении ролей; предложила родителям принять участие в изготовлении новогодней атрибутики для украшения группы и участка. Обратила внимание на то, чтобы родители обеспечили явку детей в группе, и непосредственно на музыкальных занятиях, для хорошей подготовки детей к празднику. Далее, сообщила о предстоящем конкурсе новогодних поделок и предложила всем родителям совместно с детьми поучаствовать в нем.

РЕШИЛИ:

4.1.                    Принять данную информацию к сведению,  организовать помощь воспитателю и музыкальному работнику в проведении новогоднего мероприятия - изготовить праздничные костюмы и необходимую атрибутику; принять участие в конкурсе, обсудили способы украшения участка.

ГОЛОСОВАЛИ:

«За» - единогласно, «против» - нет, «воздержались» - нет.

 

 

 

 

 

Председатель: _______________________/…/

Секретарь: __________________________/…/

 

Приложение №1.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

1.    Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

2.    «Предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

3.    «Создание развивающей предметно-пространственной среды в новой  системе дошкольного образования».

     4. Разное.

Список присутствующих родителей.

 

1.     

 

 

2.     

 

 

3.     

 

 

4.     

 

 

5.     

 

 

6.     

 

 

7.     

 

 

8.     

 

 

9.     

 

 

10.                        

 

 

11.                        

 

 

12.                        

 

 

13.                        

 

 

14.                        

 

 

15.                        

 

 

16.                        

 

 

17.                        

 

 

18.                        

 

 

19.                        

 

 

20.                        

 

 

21.                        

 

 

22.                        

 

 

23.                        

 

 

24.                        

 

 

25.                        

 

 

26.                        

 

 

27.                        

 

 

Приложение   №2

Консультация для родителей «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

Тот, кто желает

 хорошо воспитать ребенка,

обречен всегда придерживаться

 справедливых взглядов.

О. Балъшк

 

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли  на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 11 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Что является основными целями ФГОС ДО:

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требование к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

В Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.

Каково участие родителей?

Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение   № 3

«Предметно-пространственная развивающая среда  ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

       Дошкольный возраст в современной ситуации развития системы образования Российской Федерации рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

       Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).       Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна дать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

        Для отличной работы воспитателю важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей.

        Предметная среда современного детского сада не должна быть устаревшей, она должна быть созвучна времени. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться с учетом современных педагогических задач. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

       

 

 

 

 

 

 

Приложение   № 4    

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в новой  системе дошкольного образования»

 

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

 

       Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в построении развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ; развитие партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; создание атмосферы общности интересов; вовлечение родителей в создание развивающей предметно-пространственной среды группы.

   Развивающая  предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве  и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении:

·                                 Дошкольное  образование –  первое  звено  в  системе  непрерывного образования человека.

·                                 Качество  дошкольного  образования,  образовательных  услуг обеспечивается многими условиями.

·                                 В  том  числе  и  рациональным,  целесообразным  по  возрасту дошкольников насыщением развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда дошкольнику?

·                                 Для  удовлетворения  своих  потребностей  в  определенный  момент своего развития.

·                                 Деятельность  в  условиях  обогащенной  среды  позволяет  ребенку  проявить  пытливость,  любознательность,  познавать  окружающий  мир  без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.  

·                                 Размеры  и  организация  этого  пространства  связаны  с  возрастными особенностями детей.

Зачем нужна развивающая предметно-пространственная среда воспитателю?

·                                 Она  является  эффективным  вспомогательным  средством  для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

·                                 Развивающая  среда  строится  с  целью  предоставления  детям наибольших  возможностей  для  активной  целенаправленной  и  разнообразной деятельности.

·                                 Служит  для  воспитателя  специальным  пространством  организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Содержательно-насыщенной

Полифункциональной

Трансформируемой

Вариативной

Доступной

Безопасной

Соответствовать возрастным особенностям детей и программе.

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды в группе.

Цель:  Сконструировать  многоуровневую многофункциональную  развивающую предметно-пространственную  среду  для  осуществления процесса  развития  творческой  личности  воспитанника  на  каждом  из  этапов  его развития в дошкольном учреждении.

 

Задачи:  

•  сконструировать  и  наполнить  предметно-развивающую  среду соответствующим содержанием;

•  обеспечить  эффективность  использования  предметно-развивающей  среды при  развитии  личности  ребенка,  его  способностей,  самостоятельности  и инициативности творчества.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя): 

- центр игры

- центр двигательной деятельности

- центр конструирования

- центр музыкально- театрализованной деятельности

Спокойный сектор:
- центр  книги
- центр отдыха
- центр природы
Рабочий сектор: (занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности).

- центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

- центр правильной речи и моторики.
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

·                                 Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги.

·                                 Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.

·                                 Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Ожидаемые  результаты: 

гармонично  развитая,  творчески  активная личность ребенка-дошкольника.

 Развивающая среда не может быть построена окончательно.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

 

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
       Таким образом, важнейшей задачей педагогов и родителей по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке, является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду. А для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, то есть социальную среду.