Я здоровым быть хочу, сам себя я берегу

Курбаналиева Заира Гаджибековна, воспитатель

МОУ "Красавская ООШ"

пгт. Красава


Актуальность проекта:

Всем сегодня известно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее нашей страны. Как констатируют ученые,  проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. Более того, она имеет тенденцию к нарастанию.

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах проблем здоровья детей. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи и воспитательного пространства в целом.

Опыт работы с детьми в нашем детском саду показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии «взрослой жизни». А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Одной из самых актуальных проблем, остается проблема профилактики заболеваний детей.Именно поэтому, утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения как одно из приоритетных направлений образования, должно обязательно рассматриваться в практике работы детских садов.  От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Воспитание валеологически грамотного человека должно стать важной педагогической задачей в детском саду.

Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности и т.д.), и умением их реализовывать.

А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у  организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и бодрость.

К сожалению, развитие науки и техники способствует постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности, в том числе подвижные игры.

Неоценимым национальным богатством являются народные подвижные игры.  В содержании игр и правилах заключены представления о чести, смелости, мужестве, вызывающие желания стать сильным, ловким, выносливым.

Сегодня современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Но это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате чего создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Поэтому  обязательно нужно также вовлекать в эту работу и родителей.

 

Цель:Создание  здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей.

Задачи проекта:

Ø    Создать здоровьесберегающую среду для реализации проекта.

Ø    Формировать представления детей о собственном теле, осознание важности заботливого отношения к своему организму.

Ø    Формирование у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Ø    Воспитывать потребность заниматься физическими упражнениями.

Ø    Закрепить представление детей о здоровом человеке.

Ø    Пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга.

Ø    Повышать педагогическую и валеологическую культуру родителей.

 

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Длительность проекта:краткосрочный  /2 недели/.

Участники проектной деятельности: дети старшей группы, воспитатели, физинструктор, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты:

Ø    Организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе.

Ø    Сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни.

Ø    Повышение уровня адаптация к современным условиям жизни.

Ø    Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.

Ø    Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Ø    Просвещение родителей и организация совместной работы по формированию у воспитанников имиджа здорового образа жизни

 

Этапы осуществления проекта:

 

1 этап – подготовительный.

ü    Сбор сведений (информации).

ü                                                                                                                                                                                           Подбор методической литературы.

ü                                                                                                                                                                                           Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

ü                                                                                                                                                                                           Разработка конспектов образовательной деятельности.

2 этап – основной. 

(реализация в образовательной деятельности)

Практическое решение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.

Мероприятия по реализации проекта:

Образовательная область «Речевое развитие»

ü    Чтение художественной литературы:

«Вредные привычки» Г. Остер, «Волшебный морж»,

«Спаси Веронику», «Зарядка и Простуда»,                   

«Денис и медвежонок Денни»   Шорыгина Т.А.,

«Уши» Э.Мошковская.

 

ü    Заучивание стихотворений:

«Зачем соблюдать режим», «Под душем»  Шорыгина Т. А.,

«Мойдодыр» К. Чуковский,              

«Девочка чумазая» А. Барто,

«Федорино горе» К. Чуковский.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

ü    Экскурсии:

в медицинский кабинет,

на пищеблок,

          в аптеку.

ü    Привлечь детей к рассматриванию плакатов, иллюстраций книги «Мой организм».

ü    Ознакомление с научно-популярной литературой: «Уроки Айболита»           Зайцев Т. К.

ü    Беседы: 

«Правила гигиены».

«День с зарядки начинай, гигиену соблюдай», 

«Что мы знаем о здоровом человеке?»,

«Что делать, чтобы быть здоровым?»,

          «Истории народных подвижных игр»,

«Что происходит с нашим организмом (сердцем, лёгкими, мышцами) после подвижных игр?».

ü    НОД: 

«Радуга здоровья»,

«Почему я бываю голодным»

«Какая пища полезна растущему организму»

«Кто спортом занимается».

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

ü    Рисование: «Полезные продукты»;

«Рисуем страну «Здоровье».

ü    Лепка «Человек в движении».

ü    Аппликация: составление коллажа «Полезные картинки»;

ü    Изготовление папки - передвижки «Витамины».

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие»

ü    Дидактические игры:

- «Здоровая пища»,

- «Что полезно, а что нет»,

          - «Как мы устроены»,

          - «Угадай-ка»,

          - «Собери человека»,

- «Разложи правильно»,

- «Как нужно ухаживать за собой»,

- «Если я делаю так»,

- «Откуда берутся болезни».

ü    Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»,

«Магазин»,

«Столовая»,

«Скорая помощь»,

«В гостях у Мойдодыра».

ü    Просмотр фильмов, мультфильмов, презентаций.

ü    Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе.

Образовательная область  «Физическое развитие»

Подвижные игры:

«Хитрая лиса»,

«Передай - встань»,

«Два мороза»,

«Карусель»,

«Мышеловка»,

«Стадо и волк»,

«Гуси - лебеди»

Пальчиковые игры:

«Утро настало»,

«Наши пальцы»,

«Что кому нравится»

Физминутки:

«Льется чистая водица»,

«Мы картошку накопали»

Дыхательная гимнастика«Вей ветерок».

 

Работа с родителями

1.     Анкетирование «Здоровый образ жизни». Знакомство с проектом.

2.     Консультации:

«Значение народных подвижных игр в развитии ребенка»

«Здоровый образ жизни в семье».

3.     Индивидуальные беседы: «Подвижные игры в кругу семьи» и др.

3 этап – Заключительный

ü    Книга «Секреты здоровья»

ü  Коллаж «Полезные продукты».

ü  Спортивный праздник «В здоровом теле - здоровый дух».

Заключение

В ходе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда, которая позволила расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья.

Дети приобрели реальный опыт самостоятельной, совместной со взрослыми как познавательной, так и продуктивной творческой деятельности. Наши воспитанники стали меньше болеть.

У детей закрепились основные гигиенические навыки в процессе работы по формированию здорового образа жизни.  У них появилось понимание их значимости и важности для здоровья. Они приучились систематически правильно и быстро их выполнять.

Также применялись нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.

Дети теперь ориентированы на здоровый образ жизни, приобрели  знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма.

Родители принимали участие в:

- подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта;                                                - поиске иллюстративного материала для составления коллажа «Полезные продукты»;

- совместных мероприятиях. 

Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержание и позволяет использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников.

         Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствовала тому, что они больше стали уделять внимания своему здоровью и здоровью своих детей.

 

 

 

Отзыв на проект

«Я здоровым быть хочу, сам себя я берегу»

Одной из самых актуальных проблем, остается проблема профилактики заболеваний детей.А от того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Именно поэтому, наши воспитатели и выбрали проект, название которого говорит само за себя.

Мы, родители, принимали участие в:

- подборе информации в энциклопедиях, книгах по теме проекта;                                                - поиске иллюстративного материала для составления коллажа «Полезные продукты»;

- совместных мероприятиях. 

Наше участие в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием и позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников. У наших детей закрепились основные гигиенические навыки в процессе работы по формированию здорового образа жизни.  У них появилось понимание их значимости и важности для здоровья. Они приучились систематически правильно и быстро их выполнять.

 

         Пропаганда КурбаналиевойЗаирыГаджибековнывалеологических знаний среди нас, родителей, способствовала тому, что мы теперь больше  уделяем внимания своему здоровью и здоровью своих детей.