Автоматизация звука "Л" в словах

Кочнева Ольга Игоревна, воспитатель

МБ ДОУ "Детский сад №257"

г.Новокузнецк


Задачи:

-закрепить умение правильно произносить  звук Л в слогах и словах, образовывать форму родительного падежа имён существительных;

-продолжать развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие и навыки звукового анализа, мелкую моторику, психически познавательные  процессы, учить отвечать детей полными ответами на вопросы;

-Воспитывать желание чётко и правильно произносить звук Л в слогах и словах, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

 

Оборудование: игрушки (кролик, козочка, лиса), предметные картинки со звуком Л (лук, кукла, волк, лапа, лодка, ласты, футбол, яблоко), картинка с изображением теплохода, зеркала, нарисованные листья, набор картинок «Один-много».

 

Ход занятия:

I Вводная часть.

Воспитатель  приглашает ребёнка в кабинет, просит сесть за стол.

Послушай, Петя одну историю.

Решил Кролик  отправиться в гости к Козе. А где искать Козочку- не знает. Вдруг увидел Кролик Лису и подумал, что она-то знает, где живёт Козочка  и спросил у неё дорогу. А Лиса не захотела просто так показывать дорогу к Козочке и решила кролика испытать. Она не умела произносить звук Л попросила Кролику научить её. Давай поможем ему.

II Основная часть

В: Сейчас я назову слова, а ты скажи, какой звук первый в этих словах: лук, лужа, лыжи.

Д: Звук Л первый в этих словах.

В: Правильно, сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л в слогах и словах.

Для начала нам необходимо подготовить наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

«Индюк», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Грибок», «Гармошка». (Сопровождается картинками ,при необходимостивоспитатель показывает и объясняет выполнение).

В:  Где находится язык, когда мы произносим этот звук?

Д: вверху за зубами, на бугорках,

В: верно, а зубы в каком положении?

Д:  зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние.

В:Правильно, а мы этот звук произносим легко или с трудом? Можем пропеть или нет?

Д:произносим с трудом, пропеть не можем.

В: А что мешает воздуху выходить изо рта?

 Д: язык

В: Значит, это звук какой, гласный или согласный?

 Д: согласный

 В:Звонкий или глухой?

 Д: звонкий

 В:Твердый или мягкий?

 Д: твердый.

Молодец, давай сейчас  вместе произнесем звук Л. Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы. Боковые края языка опущены. Голос работает.

В: Лисичка хитрая она решила кролика попросить  убрать листья, которые завалили вход в её норку. Мы сейчас поможем зайцу убрать листья.

Воспитатель  выкладывает на стол листочки. (Дыхательная гимнастика)

- Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.

Ребенок сдувает листья со стола.

А сейчас мы с тобой поиграем, я хочу вспомнить насколько же ты внимательный.
Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л»

Цель: развитие фонематического восприятия.

-в ряду звуков: в,л,ф, р,л,р'ж,л'в,л.

-в ряду слогов: ла,ра,фо,лу,ру,ля,ло,рю,во,лы.

-в ряду слов: лак, мак, ложка, мел, заяц, лиса, белка.

Очень неожиданно  Лиса и Кроликуслышали как гудит теплоход, который проплывает по реке. Петя, посмотри на картинку и покажикак гудит теплоход? (л-л-л). Кролик  попросил Лису погудеть как теплоход (л-л-л).

Автоматизация звука Л в словах.

Наш умный  Кролик придумал задания, чтобы научить Лису произносить звук Л.

Давай их выполним, первое  «Разложи картинки».

Воспитатель показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук Л (лук, кукла, волк, лапа, лодка, ласты, футбол, яблоко).

- Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л] в начале, во второй, где [л] в середине, а в третьей те, где [л] в конце.

Ребенок раскладывает картинки.

Второе задание «Назови ласково».

Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Логопед называет слово, а ребёнок должен назвать этот предмет ласково.

Лодка-лодочка, белка, яблоко, кукла, булка, иголка.

Кроликнаучил Лису правильно произносить звук Л. Лиса была очень рада этому и показала Кролику  дорогу к Козочке.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель читая стихотворный текст, показывает движения пальцами рук.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?   Ритмично сжимают и

Мы расскажем.разжимают кулачки.

Две синицы, воробей,                                         На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,                                     загибают по пальчику

Дятел в пёстрых пёрышках,                                Опять сжимают и разжимают

Всем хватило зёрнышек (Н. Нищева)                 кулаки.

Когда Кролик  пришёл к Козочке, она раскладывала картинки: к картинке с изображением одного предмета она подбирала картинку с изображением нескольких таких же предметов. Давай им поможем.

Ребёнок составляет пары, проговаривая слова: клумба-много клумб, лодка-много лодок, яблоко-много яблок, бокал-много бокалов, колпак-много колпаков.

III  Заключительная часть.

В: Петя, давай оставим Кролика и Козочку. Пусть они играют, пьют чай они давно не виделись. Наше занятие подошло к концу. Ты бы очень внимательным и порадовал меня. Сегодня мы помогли Зайчику и он нам очень благодарен, просил тебе передать этот значок.

 

А какой звук сопровождал нас, помогал на занятии?(Звук Л помогал нам). Правильно, сегодня мы изучали звук Л.