Юные наследники победы
Маргарита Викторовна Еремеева, воспитатель
МБДОУ детский сад №7 "Вишенка"
Московская область, г.Протвино
Проблемно – ориентированный анализ.
В тот день, когда окончилась война
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.
Александр Твардовский
Долгих 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Гордиться славой своих предков мы должны всегда. Помнить и выполнять эту мудрую, заповедь призван каждый юный гражданин нашей Родины. А помочь ему в этом должны мы, педагоги.
Именно мы рассказываем своим воспитанникам о мужестве и героизме воинов, партизан и подпольщиков, детей в самой страшной войне на земле. О том, как они любили свою семью, свою страну, как они выстояли и защитили нашу прекрасную Отчизну, совершили всемирный подвиг - спасли мир на планете. Акцентируем внимание на том, что часть истории нашей Победы - это часть истории Родины, которая у нас одна – Россия. Наша память - наша сила! Пока будем помнить подвиг защитников Родины, мы несокрушимы.
Но мы не только словом, но и делом помогаем юным дошколятам продолжать творить историю Победы: возлагаем вместе цветы к могилам и обелискам наших воинов, встречаемся с оставшимися в живых ветеранами, тружениками тыла и детьми войны в совете ветеранов, в медицинском учреждении своего города, где дети читают стихи, исполняют героические песни, слушают рассказы героев. Не остаются в стороне от этой доброй традиции и родители наших детей, которые помогают нам материальными средствами (на них мы приобретаем цветы и организуем сладкие столы для ветеранов).
Так живет память. Так не иссякает наша благодарность воинам – победителям. Никто не забыт! Ничто не забыто!
Информационная карта проекта
МБДОУ д /с №7 «Вишенка»
г. Протвино, Московской области
1. Полное название проекта: « Наследники победы ».
2. Авторы проекта (Ф.И.О.): Еремеева М.В., Быковская Н.П.,. Трунова Г.П.,
3. Вид, тип проекта: социально-практический.
4. Стратегическая цель:
-Создание благоприятных условий для формирования чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Тактические цели:
- Создать условия для изучения подвига людей-участников событий Великой Отечественной войны.
- Сформировать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет; трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
-Организовать работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
5.Задачи:
Обучающие:
-Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, используя ИКТ;
-Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.
-Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии.
Воспитательные:
-Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии, уважения и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
-Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений;
-Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Развивающие:
-Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;
-Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств.
-Формировать навыки взаимоотношений с взрослыми.
Краткое содержание проекта:
Посещение:
- Совета Ветеранов города Протвино с целью встречи с победителями Великой Отечественной войны.
- Мемориала Боевой славы.
- Городского музея.
Сроки проведения: 8 месяцев
Участники проекта:
Дети, воспитатели старшей и подготовительной групп, родители.
Целевая группа:
Дети 4 – 6 лет, родители детей.
Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).
Ожидаемые результаты:
1. Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
2. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
План реализации проекта:
1 этап: Подготовительно-проектировочный этап.
Изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал:
- Сбор методического материала о Великой Отечественно войне, стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне.
- Подготовка альбомов на военную тематику:
«Наши земляки – герои»
«Военная техника»
«Они сражались за Родину»
«Города – герои»
«Награды Великой Отечественно войны»
«Оружие и техника Великой Отечественно войны»
«Военные профессии»
«Дети – герои Великой Отечественной войны»,
«Великая Отечественная война в произведениях художников»,
«Праздник со слезами на глазах»,
- Подборка детской литературы: стихотворений, рассказов о Великой отечественной войне.
- Подборка мультфильмов о Великой отечественной войне.
- Подготовка демонстрационного материала: документальные фильмы, иллюстрации, презентации.
- Планирование деятельности по образовательным областям.
2 этап: Практический этап реализация проекта.
- Создание необходимой предметно-развивающей среды;
- Разработка перспективного плана по реализации проекта;
- Разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.
№ п/п |
Направление |
Тема мероприятия |
Форма проведения |
1. |
«Физическое развитие» |
Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности: - физкультурный досуг «Спортивным рекордам ваши славные имена», - физкультурный досуг «Мы будущие защитники Родины» Игра-забава «Попади в цель». Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу — огонь!», «Соколиный бой», «Дракон», «Салют», «Поймай диверсантов», «Переправа», «Летчики — на аэродром!».
|
Физкультурный досуг, день здоровья, подвижные игры, игры забавы.
|
2. |
«Социально-коммуникативное развитие» |
Сюжетно-ролевые игры: «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Летчики», «Танкисты», «Пограничники», «Служба спасения». Дидактические игры: «Собери богатыря в путь-дорогу» (закреплять названия воинского снаряжения русских богатырей), «Выложи фигуру» (выложить из счетных палочек танк, ракету, самолет и т.д.), Словесно-дидактические игры: «Кто больше?» (придумать слова, близкие по значению к данным: покровитель, враг, сильный, богатырь, защищать, разорять и т.д.); «Скажи иначе» (Отечество — Отчизна, Родина; защитник Отечества — солдат, воин, боец, богатырь и т.д.), «Кто больше назовет родов войск?», «Чья эмблема?», «Отгадай, какую военную технику я задумал (а)?» (по типу игры «Да — нет»). Режиссерская игра «Защищаем Родину», «Солдаты». Знакомство с государственной символикой. Акция: «Генеалогическое древо семьи».
|
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры, драматизации, работа с родителями |
3. |
«Познавательное развитие» |
Беседы о войне, фронтовиках, детях войны: «Война и мир», «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Мы помним героев», «На привале» (беседы о военных профессиях), «Боевая слава нашего народа». Просмотр презентаций: «Великая Отечественная Война», «Не забудем их подвиг великий!». «Славные страницы великих битв», «Парад победы», «Детство отняла война». Просмотр мультфильмов с обсуждением: «Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм), «Солдатская лампа» (ТО «Экран»), «Воспоминание» («Союзмультфильм»), «Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм»), «Василек» («Союзмультфильм»), «Великая отечественная война» (Студия «На облачке»), «Скрипка пионера» («Союзмультфильм»). Составление карт-схем групповой комнаты, детской площадки (для использования в сюжетно-ролевых играх в группе и на прогулке). Развивающая игра-экскурсия «Памятники защитникам Отечества». Логическая игра «По какой дорожке должен пройти пограничник, чтобы прийти к своей части?». Логическая игра «Найди отличия» (сравнение двух картинок: найти сходство и различие). Дидактическая игра «Путешествие ВО времени» (оружие от прошлого до наших дней). |
Организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Сотрудничество с семьями. |
|
«Речевое развитие» |
Отгадывание загадок о военной технике, оружии. Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Митяев «Мешок овсянки» «Наше оружие» и др. Разучивание стихов ко Дню победы: С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»; В. Косовипкий «Будущий мужчина» Составление рассказов: по набору игрушек военной тематики, военные профессии, Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ. Творческий рассказ в картинках о родных – участниках военных действий. Беседа об армии в мирное время. Разучивание пословиц и поговорок об армии. Акция «Я читаю книги о войне». Конкурс чтецов «Мы помним – мы гордимся». |
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Сотрудничество с семьями. |
4. |
«Художественно-эстетическое развитие» |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (шлем, щит, меч, плащ - накидка и т.д.). Рисование на тему «Пограничник с собакой». Лепка на тему «Пограничник с собакой». Ручной труд «Солдат». Изготовление семейных праздничных открыток к Дню Победы Выставка одной картины А.В. Андропов «Они сражались за Родину». Рассматривание репродукций картин: «Илья Муромец» (худ. К. Рерих); «Битва на калиновом мосту» (худ К. Васильев); «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (худ. В.М. Васнецов); «Утро на Куликовом поле» (худ. А. Бубнов), «Портрет гвардии генерал-майора И. Панфилова» (худ. В. Яковлев); «Парад Победы» (М.И. Самсонов); «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г» (К. Юон); «Портрет маршала Советского Союза Г.К. Жукова» (П. Корин); «Совместные учения» (В. Сибирский); «Полеты с крейсера» (Г. Севостьянов); «Везде пройдут» (В. Дмитриевский); «Защитники мирного неба (на перехват)» (О. Авакимян); «Победа» (П. Кривоногов). Рассматривание и обсуждение плакатов: «Воин Красной Армии, спаси!» (худ. В. Корецкий); «Родина-мать зовет!» (И.М. Тоидзе); «Мать партизана» (СВ. Герасимов); «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Л. Дейнска); «Комсомольцы на строительстве оборонных рубежей под Москвой» (И. Осснев); «Письмо с фронта» (А. Лактионов); «В жизни всегда есть место подвигу» (авт.-сост. Н Черногоров). Вернисаж детского творчества «Салют над городом в честь Победы!», «Мы голосуем за мир!», «Никто не забыт, ни что не забыто», «Богатыри земли русской». Музыкальная гостиная «Знакомство с песнями военных лет». Музыкально ритмические упражнения под музыку: «Самолет» (В. Тиличеева), «Марш деревянных солдатиков» (П. Чайковский). Слушание отрывок из пьесы «Богатырские ворота» (муз. произведение «Картинки с выставки») М. Мусоргского Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мой дедушка», «Моя Родина», Е. Карасев «Город-герой»; К. Ушинский «Наше Отечество». Разучивание: Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мы шагаем как солдаты», В. Степанов «Наша армия». Изготовление «Книги Памяти». Изготовление поздравительных открыток для ветеранов. |
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Сотрудничество с семьями. |
3 этап: Реализация проекта: обобщающе-результативный этап.
Подведение результатов
4этап: Презентация проекта.
Презентация проекта
Учебно-методические ресурсы:
1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
3. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
4. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
5. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
6. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
7. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
8. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
9. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
10. Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).
11. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.