Юные наследники победы

Маргарита Викторовна Еремеева, воспитатель

МБДОУ детский сад №7 "Вишенка"

Московская область, г.Протвино


                Проблемно – ориентированный анализ.

 

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

                                                                     В тот час на торжестве была одна

                                                                 Особая для наших душ минута.

Александр Твардовский

 

 

 

 

Долгих 1418 дней длилась Великая Отечественная война. Гордиться славой своих предков мы должны всегда. Помнить и выполнять эту мудрую, заповедь  призван каждый юный гражданин нашей Родины. А помочь ему в этом должны мы, педагоги.

         Именно мы рассказываем своим воспитанникам о мужестве и героизме воинов, партизан и подпольщиков, детей в самой страшной войне на земле. О том, как они любили свою семью, свою страну, как они выстояли и защитили нашу прекрасную Отчизну, совершили всемирный подвиг - спасли мир на планете. Акцентируем внимание на том, что часть истории нашей Победы - это часть истории Родины, которая у нас одна – Россия. Наша память - наша сила! Пока будем  помнить подвиг защитников Родины, мы несокрушимы. 

          Но мы не только словом, но и делом помогаем юным дошколятам продолжать творить историю Победы: возлагаем вместе цветы к могилам и обелискам наших воинов, встречаемся с оставшимися в живых ветеранами, тружениками тыла и детьми войны в совете ветеранов,  в медицинском учреждении своего города, где дети читают стихи, исполняют героические песни, слушают рассказы героев. Не остаются в стороне от этой доброй традиции и родители наших детей, которые помогают нам материальными средствами (на них мы приобретаем  цветы и организуем сладкие столы для ветеранов).

Так живет память. Так не иссякает наша благодарность воинам – победителям. Никто не забыт! Ничто не забыто!

 

 

 

 

    Информационная карта проекта

 

МБДОУ  д /с №7 «Вишенка»

г. Протвино, Московской области

1. Полное название проекта: « Наследники победы  ».

2. Авторы проекта (Ф.И.О.): Еремеева М.В., Быковская Н.П.,. Трунова Г.П.,

3. Вид, тип проекта: социально-практический.

4. Стратегическая цель:

         -Создание благоприятных условий для формирования чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Тактические цели:

- Создать условия для изучения подвига людей-участников событий Великой Отечественной войны.

- Сформировать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет; трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

-Организовать работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

5.Задачи:

Обучающие:

-Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, используя ИКТ;

-Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников.

-Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии.

Воспитательные:

-Способствовать воспитанию у каждого ребенка любви к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии, уважения и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

-Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

-Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений;

-Вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Развивающие:

-Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;

-Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств.

-Формировать навыки взаимоотношений с взрослыми.

 

 


Краткое содержание проекта:

 Посещение:

- Совета Ветеранов города Протвино  с целью  встречи с победителями Великой Отечественной войны.

- Мемориала Боевой славы.

- Городского музея.

 

 

Сроки проведения: 8 месяцев

Участники проекта:

Дети, воспитатели старшей и подготовительной групп, родители.

 Целевая группа:

Дети 4 – 6 лет, родители детей.

Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).

Ожидаемые результаты:

1. Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

2. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      План реализации проекта:

1 этап:   Подготовительно-проектировочный этап.

 

Изучить имеющиеся условия для реализации проекта, подобрать и систематизировать наглядно – методический и дидактический материал:

 

- Сбор методического материала о Великой Отечественно войне, стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне.

- Подготовка альбомов на военную тематику:

«Наши земляки – герои»

«Военная техника»

«Они сражались за Родину»

«Города – герои»

                    «Награды Великой Отечественно войны»

                    «Оружие и техника Великой Отечественно войны»

                    «Военные профессии»

                    «Дети – герои Великой Отечественной войны»,

                    «Великая Отечественная война в произведениях художников»,

                     «Праздник со слезами на глазах»,

- Подборка детской литературы: стихотворений, рассказов о Великой отечественной войне.

- Подборка мультфильмов о Великой отечественной войне.

- Подготовка демонстрационного материала: документальные фильмы, иллюстрации, презентации.

- Планирование деятельности по образовательным областям.

 

2 этап:  Практический этап  реализация проекта.

 

- Создание необходимой предметно-развивающей среды;

- Разработка перспективного плана по реализации проекта;

- Разработка конспектов игровых занятий, развлечений, сценариев совместной деятельности.

 

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности:

- физкультурный досуг «Спортивным рекордам ваши славные имена»,

- физкультурный досуг «Мы будущие защитники Родины»

Игра-забава «Попади в цель».

Подвижные игры:

«Полоса препятствий»,

«Метание гранат»,

«По окопу — огонь!»,

«Соколиный бой»,

«Дракон»,

«Салют»,

«Поймай диверсантов»,

«Переправа»,

«Летчики — на аэродром!».

 

Физкультурный досуг,

день здоровья,

подвижные игры,

игры забавы.

 

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно-ролевые игры:

«Богатыри»,

«Подводная лодка»,

«Экскурсия в музей военной техники»,

«Военные моряки»,

«Летчики»,

«Танкисты»,

«Пограничники»,

«Служба спасения».

Дидактические игры:

«Собери богатыря в путь-дорогу» (закреплять названия воинского снаряжения русских богатырей),

«Выложи фигуру» (выложить из счетных палочек танк, ракету, самолет и т.д.),

Словесно-дидактические игры:

«Кто больше?» (придумать слова, близкие по значению к данным: покровитель, враг, сильный, богатырь, защищать, разорять и т.д.);

«Скажи иначе» (Отечество — Отчизна, Родина; защитник Отечества — солдат, воин, боец, богатырь и т.д.),

«Кто больше назовет родов войск?»,

«Чья эмблема?»,

«Отгадай, какую военную технику я задумал (а)?» (по типу игры «Да — нет»).

Режиссерская игра

«Защищаем Родину»,

«Солдаты».

Знакомство с государственной символикой.

Акция: «Генеалогическое древо семьи».

 

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах,

сюжетно-ролевые игры,

режиссерские игры,

дидактические игры,

драматизации,

работа с родителями

3.

«Познавательное

развитие»

Беседы о войне, фронтовиках, детях войны:

«Война и мир»,

«Что такое героизм»,

«Дети в годы войны»,

«Мы помним героев»,

«На привале» (беседы о военных профессиях),

«Боевая слава нашего народа».

Просмотр презентаций:

«Великая Отечественная Война»,

«Не забудем их подвиг великий!».

«Славные страницы великих битв»,

«Парад победы»,

«Детство отняла война».

Просмотр мультфильмов с обсуждением:

«Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм),

«Солдатская лампа» (ТО «Экран»),

«Воспоминание» («Союзмультфильм»),

«Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм»),

«Василек» («Союзмультфильм»),

«Великая отечественная война» (Студия «На облачке»),

«Скрипка пионера» («Союзмультфильм»).

Составление карт-схем групповой комнаты, детской площадки (для использования в сюжетно-ролевых играх в группе и на прогулке).

Развивающая игра-экскурсия «Памятники защитникам Отечества».

Логическая игра «По какой дорожке должен пройти пограничник, чтобы прийти к своей части?».

Логическая игра «Найди отличия» (сравнение двух картинок: найти сходство и различие).

Дидактическая игра «Путешествие ВО времени» (оружие от прошлого до наших дней).

Организованная образовательная деятельность.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Сотрудничество с семьями.

 

«Речевое развитие»

Отгадывание загадок о военной технике, оружии.

Чтение художественных произведений: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;

С. Баруздин «Рассказы о войне»;

С. Михалков «День Победы»;

С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»;

Е. Благинина «Шинель»;

Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»;

М. Пляцковский «Май сорок пятого года»;

А. Твардовский «Рассказ танкиста»;

А. Митяев «Мешок овсянки» «Наше оружие» и др.

Разучивание стихов ко Дню победы:

С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»;

В. Косовипкий «Будущий мужчина»

Составление рассказов:

по набору игрушек военной тематики,

военные профессии,

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

Творческий рассказ в картинках о родных – участниках военных действий.

Беседа об армии в мирное время.

Разучивание пословиц и поговорок об армии.

Акция «Я читаю книги о войне».

Конкурс чтецов «Мы помним – мы гордимся».

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Сотрудничество с семьями.

4.

«Художественно-эстетическое развитие»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (шлем, щит, меч, плащ - накидка и т.д.).

Рисование на тему «Пограничник с собакой».

Лепка на тему «Пограничник с собакой».

Ручной труд «Солдат».

Изготовление семейных праздничных открыток к Дню Победы

Выставка одной картины А.В. Андропов «Они сражались за Родину».

Рассматривание репродукций картин:

«Илья Муромец» (худ. К. Рерих);

«Битва на калиновом мосту» (худ К. Васильев);

«Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (худ. В.М. Васнецов);

«Утро на Куликовом поле» (худ. А. Бубнов),

«Портрет гвардии генерал-майора И. Панфилова» (худ. В. Яковлев);

«Парад Победы» (М.И. Самсонов);

«Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г» (К. Юон);

«Портрет маршала Советского Союза Г.К. Жукова» (П. Корин);

«Совместные учения» (В. Сибирский);

«Полеты с крейсера» (Г. Севостьянов);

«Везде пройдут» (В. Дмитриевский);

«Защитники мирного неба (на перехват)» (О. Авакимян);

«Победа» (П. Кривоногов).

Рассматривание и обсуждение плакатов:

«Воин Красной Армии, спаси!» (худ. В. Корецкий);

«Родина-мать зовет!» (И.М. Тоидзе);

«Мать партизана» (СВ. Герасимов);

«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Л. Дейнска);

«Комсомольцы на строительстве оборонных рубежей под Москвой» (И. Осснев);

«Письмо с фронта» (А. Лактионов);

«В жизни всегда есть место подвигу» (авт.-сост. Н Черногоров).

Вернисаж детского творчества

«Салют над городом в честь Победы!»,

«Мы голосуем за мир!»,

«Никто не забыт, ни что не забыто»,

«Богатыри земли русской».

Музыкальная гостиная «Знакомство с песнями военных лет».

Музыкально ритмические упражнения под музыку:

«Самолет» (В. Тиличеева),

«Марш деревянных солдатиков» (П. Чайковский).

Слушание

отрывок из пьесы «Богатырские ворота» (муз. произведение «Картинки с выставки») М. Мусоргского

Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мой дедушка», «Моя Родина»,

Е. Карасев «Город-герой»;

К. Ушинский «Наше Отечество».

Разучивание:

Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мы шагаем как солдаты»,

В. Степанов «Наша армия».

Изготовление «Книги Памяти».

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Сотрудничество с семьями.

 

                                          

3 этап:  Реализация проекта: обобщающе-результативный этап.

 

Подведение результатов

 

 

4этап:   Презентация проекта.

 

 

Презентация  проекта

 

 

Учебно-методические ресурсы:

1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

3. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.

4. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

5. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

6. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.

7. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

8. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

9. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

10. Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).

11. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.