Что за прелесть эти сказки?

Хузина Елена Равиловна, педагог-библиотекарь

МБОУ «Голдыревская средняя общеобразовательная школа»

Пермский край, Кунгурский район, пос.Голдыревский


Цель: привлечение внимание учащихся к книге и чтению, как важнейшим фактором сохранения и развития отечественной культуры.

Задачи:

Обучающие: расширять знания детей о сказках А.С.Пушкина. Продолжать учить детей извлекать мудрость из прочитанных сказок. Формировать умение разгадывать загадки.

Развивающие: развивать мышление, память, умение цитировать отрывки из литературных произведений, умение концентрировать внимание для поиска ответа.

Воспитательные: прививать интерес к чтению и чувство гордости за великого поэта А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книжная выставка «Там на неведомых дорожках», выставка рисунков, обучающихся по творчеству А.С.Пушкина.

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами собрались по путешествовать по произведениям великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.  Пушкин написал очень много сказок для детей, они очень удивительны по своему стихосложению и содержанию. Сказки А.С.Пушкина учат нас доброте, смекалке, взаимовыручке. В сказках высмеивается жадность, глупость, зависть и другие отрицательные качества людей. И главное все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.

Сегодня у нас участвуют две команды «Всезнайки» и «Умники».

  За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце нашего удивительного путешествия мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

Разминка:

1.    Где родился Александр Сергеевич Пушкин? (г. Москва)

2.    Когда он родился? (6 июня 1799г)

3.    Кто рассказывал сказки маленькому Саше? (няня Арина Родионовна)

4.    Сколько всего сказок написал великий поэт? (9, одну сказку из них не дописал)

5.    Назовите эти сказки? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о медведихе»).

Очень радостно, что разминка прошла успешна для обоих команд.

1.тур: «Узнай по описанию»

У родителей и деток вся одежда из монеток (рыба)

 

«А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит…» (Царевна лебедь)

 

«Высока, стройна, бела

И умом, и всем взяла,

Своенравна и ревнива…» (Царевна - мачеха «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 

Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, но из – за своей жадности, вновь обеднела. Кто эта женщина? (старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

Живет в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых

Спит за семерых. (Балда «Сказка о попе и о его работнике Балде»)

 

Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей (Елисея «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 

Что за зверь пушистый там живет,

«Во саду ли , в огороде…» -

Песенку поет? (белка «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

 

А кому, скажи, с утра

Громко, громко петушок

Все кричал: «Ки-ки- ри –ку!»

Царствуй, лежа на боку!» (царь Дадон «Сказка о Золотом петушке»)

2 тур: Кот – Ученый задает вопросы ребятам.

·       С каких слов начинается «Сказка о попе и о его работнике Балде»

(«Жил – был поп, толоконный лоб»)

·       В «Сказке о рыбаке и рыбке» из какого меха была на старухе душегрейка, когда она стала столбовою дворянкой? (из меха соболя)

·       Назовите оптический прибор, с помощью которого князь Гвидон рассматривал приближающиеся, а острову корабли? (подзорная труба)

·       К кому обращался королевич Елисей, и кто ему подсказал, где её искать? (к солнцу, месяцу, ветру, подсказал ветер)

·       Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)

·       Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке» (Шамаханская царица)

·       Кто дал царю Дадону Золотого петушка? (мудрец – звездочет)

·       В кого поочередно превращался князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

·       Какое наказание придумала злая царица молодой царице? (весть царицу в глушь лесную)

·       Что это были за изделия из золотых скорлупок? (золотые монеты)

·       От кого спас князь Гвидон царевну – Лебедь? ( от коршуна( именно от чародея) спас царевну Лебедь князь Гвидон )

          

              3 тур: «Кому принадлежат эти предметы»

Ведущий: В нашем сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

 

Орехи – белка «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

Зеркальце – Царевне «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Корыто – старухе «Сказка о рыбаке и рыбке»

Веревка -Балде «Сказка о попе и о его работнике Балде»

Петушок - царь Дадон «Сказка о Золотом петушке»

Яблоко – старушка – черница, монахиня в черной мантии «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

4 тур: «Сказочные объявления»

·       Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: запрячь лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей. Мой адрес ( Балда «Сказка о попе и о его работнике Балде»)

·       Школа целителей проводит ежемесячные платные курсы. Излечивает такие заболевания как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий в сказке…(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

·       Предлагаю чудо – птицу, утром разбудит, о врагах напомнит. Наш адрес: (золотой петушок «Сказка о Золотом петушке»)

·       Это чудо –зеркало о вашей молодости, красоте расскажет, обращайтесь («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

·       Предлагаю душегрейку из соболя не дорого. По адресу:(к старухе «Сказка о рыбаке и рыбке»)

·       Предлагаю обмен старого раритетного корыта на новую стиральную машинку, обращайтесь (к старухе «Сказка о рыбаке и рыбке»)

             Ведущий : подводит итоги и награждаются грамотами участники .

 

 

 

 

Краткая аннотация

 Литературная игра – понятие достаточно обширное, вызывающее неоднозначные ассоциации. Любая литературная игра – это всегда игра с литературным текстом.

  Литературную игру «Что за прелесть эти сказки?» по сказкам   А.С.Пушкина можно использовать на уроке литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Проведение таких литературных игр развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, учатся читать с желанием и удовольствием.

 

Игра интересная и увлекательная, ребята предварительно читают сказки, готовят рисунки к своим любимым сказкам А.С.Пушкина, составляют книжную выставку из своих понравившихся книг со сказками.