Творческий проект "Занимательная математика"

Родина Юлия Викторовна, воспитатель

МДОУ №61

пос.Кратово


1. Краткая аннотация проекта

Проект направлен на решение вопросов развития интереса у детей к математике в игровой форме в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.

Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложено описание продуктов творческой деятельности в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволила осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.

 

2. Обоснование необходимости проекта

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением ее в различные области знаний. Знание математики в наше время совершенно необходимо детям для их благополучного существования в цивилизованном человеческом обществе.

Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой дошкольник знает, много или мало у него игрушек, сколько машин или кукол у его друга или подружки и т.д. Кроме того, математика развивает умственные способности ребенка: научно доказано, что чем больше информации проходит через мозг ребенка, тем он быстрее развивается и лучше функционирует.

Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Сущность занимательности – необычность, неожиданность. Занимательный математический материал: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.

У нас возникло желание вызвать интерес у детей к математике, помочь им самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы и сделать занятия увлекательными. Этому посвящён проект «Занимательная математика». В основе которого лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

Проект являлся краткосрочным (1месяц) и был предназначен для детей старшей возрастной группы.

 

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

- закреплять умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры;

- содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством;

- побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: логическое мышление, смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать;

- способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

- содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

 

4. Основное содержание проекта

1. Подготовительный этап

Дата

Содержание работы

Участники проекта

Ответственный

3 февраля

Определение темы проекта.

Постановка цели и задач

Воспитатели

Воспитатели

4 февраля

Подбор методической, художественной литературы, дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта

Воспитатели,

Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе

5 февраля

Изготовление развивающих игр по математике

Воспитатели

Воспитатели

6 февраля

Составление плана основного этапа проекта.

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.

Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП

Воспитатели, родители

Воспитатели

7 февраля

Проведение анкетирования родителей.

Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» (Приложение 1)

Воспитатели, родители

Воспитатели

 

На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

2. Основной этап.

Дата

Содержание работы

Участники проекта

Ответственный

10-21 февраля

НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

 - НОД по ФЭМП «Письма королевы математики» (Приложение 2), «Город математики» (Приложение 3);

- НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры» (Приложение 4), лепка «Пластилиновые цифры» (Приложение 5)

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах

Воспитатели, дети

Воспитатели

12-13 февраля

Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры»

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

 

Работа со счетными палочками

Воспитатели, дети

Воспитатели

14 февраля

Рисование геометрических фигур на манке

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки»

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется»

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Пальчиковые гимнастики

Воспитатели, дети

Воспитатели

10-21 февраля

Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру»

Воспитатели, дети

Воспитатели

 

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети лепили цифры из пластилина, рисовали геометрические фигуры.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

- «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».

- «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.

- «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

- «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.

- «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

- «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.

- Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.

- «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,

- «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.

- Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».

- «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

3. Заключительный этап.

Дата

Содержание работы

Участники проекта

Ответственный

24 февраля

Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

Беседа «Чем мне интересны математические игры»

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, родители

25 февраля

Выставка книжек – малышек с математическими заданиями

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели, родители

26 февраля

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД

Воспитатели, дети

Воспитатели

27 февраля

Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы»

Воспитатели, дети

Воспитатели

28 февраля

Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели

Воспитатели

 

На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

 

5. Заключение

Данный проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации проекта дети закрепили умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; узнавать и называть геометрические фигуры; выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством. Проект способствовал развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать; развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия; содействовал повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Дети стали более самостоятельными, научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Родители, принявшие активное участие в реализации проекта, стали и дома заниматься с детьми математикой в игровой форме.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и  в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности детей, способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемной ситуации, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!  Играйте с детьми дома!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Письма королевы математики»

Цель: развитие математических представлений у старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с понятиями «целое», «части», развивать умения детей делить предметы на 2, 4 части. Уточнить знания детей о прямом и обратном счёте, о геометрических фигурах. Продолжать развивать умения детей решать примеры на сложение и вычитание.

Развивающие: стимулировать развитие мыслительных способностей, развивать любознательность, внимание, память, речь, логическое мышление. Развивать умение чётко, быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к математике.

Предварительная работа: решение примеров на сложение и вычитание; дидактические игры с цифрами и числами, геометрическими фигурами; индивидуальная работа.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный – рисунки геометрических фигур, план.

Раздаточный материал – простые карандаши, красные ручки, конверты трёх цветов (красный, жёлтый, белый, с заданиями и картинками.

Магнитофон, флешка с записью песни «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма «Крошка Енот», запись со спокойной мелодией.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук – Математики. Наверное, она хочет нас пригласить нас в свое королевство. Но, прежде чем туда отправиться, надо пройти испытание. Я буду задавать вопросы, а вы быстро и правильно отвечайте.

1. Разминка.

Воспитатель: «Какое сейчас время года?»

Дети: «Сейчас Зима».

Воспитатель: «Назовите месяца зимы?»

Дети перечисляют: «Декабрь, январь, февраль».

Воспитатель: «Сейчас утро или вечер?»

Дети: «Сейчас утро»

Воспитатель: «Сколько пальцев на руке?»

Дети: «На руке пять пальцев»

Воспитатель: «Сколько углов у треугольника?»

Дети: «У треугольника три угла»

Воспитатель: «Сколько раз в году бывает день рождение?»

Дети: «Один».

Воспитатель: «Сколько носов у трёх котов?»

Воспитатель: «Сколько ушей у двух мышей?»

Воспитатель: «Молодцы, вы очень внимательны и правильно ответили на вопросы. Давайте закроем глаза, дружно произнесём волшебные слова: «Раз, два, три, четыре в королевстве очутились!»

Дети: Закрывают глаза, произносят слова.

Воспитатель: Вот мы и оказались в Королевстве Математики. Давайте присядем на полянке и рассмотрим письма, которые нам прислала Королева Математики.

Дети садятся за стол. На столе лежат три конверта.

Воспитатель: «Сколько писем принесла Королева Математики?

Дети: «Три»

Воспитатель: «Давайте рассмотрим первый конверт. Какого он цвета?»

Дети: «Первый конверт красный»

Воспитатель: «Правильно. Давайте его откроем».

Воспитатель: «Кого вы здесь видите?»

Дети: «В конверте – Прямоугольник».

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у него настроение?»

Дети: «У Прямоугольника грустное, невесёлое настроение».

Воспитатель: «Как вы думаете, почему он загрустил?»

Дети: «Прямоугольник один и рядом нет его друзей».

Воспитатель: «С кем дружит Прямоугольник?»

Дети: «Прямоугольник дружит с кругом, овалом, треугольником, квадратом.

Воспитатель: «Давайте найдём друзей Прямоугольнику в предметах, которые нас окружают. Я вам назову предмет, а вы изобразите его геометрической фигурой».

Воспитатель: «Крыша дома, Грань кубика, Дверь, Огурец, Тарелка».

Дети работают на полоске с красным значком простым карандашом.

Воспитатель: «Какие фигуры у вас получились? Назовите их.

Дети: «Треугольник, Квадрат, Прямоугольник, Овал, Круг».

Воспитатель: «Как их можно назвать по-другому?»

Дети: «Это геометрические фигуры».

Воспитатель: «Сколько всего фигур?»

Дети: «Пять».

Воспитатель: «Давайте поселим все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют».

Воспитатель: «Прямоугольник будет жить в центе дома, Круг – над прямоугольником, Овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится Квадрат, слева – Треугольник. Украсим дом, чтобы он стал уютным, светлым и нарядным. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол - облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний угол – цветочком».

Дети выполняют инструкцию на листах бумаги. Затем раскрашивают геометрические фигуры и украшения дома цветными карандашами под песню «От улыбки стало всем светлей».

Воспитатель: «Посмотрите, наш Прямоугольник повеселел. Да и вы заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Домом Дружбы».

Воспитатель: «А ваш дом, детский сад, нашу группу можно назвать «Домом Дружбы?»

Я очень этому рада. Надо дружить, уважать и любить друг друга».

Воспитатель: «Давайте, откроем 2конверт. Какого он цвета?»

Дети: «Жёлтый»

Воспитатель: «Что в конверте?»

Дети: «В конверте цифры».

Воспитатель: Правильно это цифры. Цифры – это знаки, которыми мы обозначаем числа. Цифр всего десять, а чисел очень много. Королева Математики предлагает вам поиграть с этими цифрами.

Игра «По порядку становись»

Правила игры: Пока играет музыка, дети берут по одной цифре. По команде «По порядку становись», дети должны построиться по порядку.

Воспитатель: «Число 3, назови своих соседей».

Воспитатель: «А теперь, я предлагаю вам игру «Наоборот». Для этого надо повторить обратный счёт. Вам надо соединить цифры в обратном направлении от 10 до 1 и вы увидите что - то интересное.

Дети считают и называют получившуюся картинку.

Воспитатель: «Молодцы, вы хорошо поиграли». (Воспитатель собирает все выполненные задания, сложить в конверт).

Воспитатель: «Давайте немного отдохнём».

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (Рисуем)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал, (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Воспитатель: «Сколько у нас осталось конвертов? Какого он цвета?»

Дети: «Остался 1 конверт белого цвета».

Воспитатель: «Если разделить печенье пополам, сколько детей можем угостить?» (с показом картинок и разных продуктов)

Дети: «Сможем угостить двух детей»

Воспитатель: «Как называются эти части?»

Дети: «Половинки».

Воспитатель: «Сколько гостей можно угостить, если разделить пополам 2 яблока?»

Дети: «Можно угостить 4 гостей».

Воспитатель: «А теперь послушайте задание, а ответ зарисуйте на полоске бумаги. Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на 4 части?»

Дети садятся за стол и зарисовывают.

Воспитатель: «Сколько частей груши нарисовали? Как называются эти части?»

Дети: «Нарисовали 4 части. Это четвертинки».

Воспитатель: «Молодцы, все задания Королевы Математики выполнили. Пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!»

Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова.

Воспитатель: «Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами побывали? Какие задания Королевы Математики выполняли? Понравилось ли наше путешествие?»

Дети отвечают. Говорили о геометрических фигурах, о цифрах, решали примеры, делили целое на части.

Воспитатель хвалит всех детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

НОД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Город математики»

Цель: формирование элементарных математических представлений с элементами дидактической игры.

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать умение решать математические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах; ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги); формировать умение вести диалог работать в подгруппах.

Развиваюшие: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать личностные качества каждого ребенка, любознательность, целеустремленность.

Предварительная работа: дидактические игры: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу», «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?».

Материалы и оборудование:  аудиозапись голоса Хранительницы, геометрические фигуры разных цветов и размеров, лист ватмана, клеящие карандаши;  счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; буквенно-числовые карточки от 1 до 10, математические домики, листы в клетку, карандаши, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, нас пригласили в путешествие. Но путь закрыт.

(Слышится голос Хранительницы города)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень, нужна ваша помощь. Дело в том, что в мой математический город забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: все нарушилось в моем городе. Жители города страшно напуганы, и некому нам помочь. Ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математический город в опасности. Ваш друг Хранительница города.

Воспитатель:

- Ребята, вы хотите помочь, жителям этого города? (Да хотим)

-Попасть в город совсем не просто, для этого нужно пройти пароль.

(воспитатель задает детям вопросы, дети, используя математический веер, дают ответы)

- покажите числа от 6до 10;

- посчитай от 10 до 0;

-покажи число, которое больше 5, но меньше 7?;

- покажи число, стоящее в ряду справа от 5?;

- покажи число, которое следует за числом 8?;

- покажи соседей числа 4; числа 6; числа 8?;

- покажи число, которое стоит перед 10?;

Воспитатель:

- Молодцы, мы успешно прошли пароль, и нам открылись ворота. (звучит музыка) Ребята, вот мы и в городе. Что же это за район? (ответы детей) Мы в 10 районе! (названия района могут прочитать дети). В этом районе живут числа, но их что-то не видно. Наверно их напугал хулиган. Дома в этом районе необычные, на каждом этаже живут числа-соседи, сумма которых должна быть равна числу дома. Мы с вами пришли на помощь, давайте вернем числа в свое жилье (дети соглашаются помочь).

Чтобы вернуть жильцов нам надо разделиться на пары, проходите к столам (дети проходят к столам, выполняют задание)

Игровое задание на основе дидактической игры «Математические домики»

Воспитатель:

- Молодцы, мы вернули числа домой. Как ярко светит солнышко, дует теплый ветерок, он подгоняет нас вперед. Интересно куда нас ветерок направил?

(дети могут прочитать название района «О. Задачкино»)

-Посмотрите ребята, какой красивый дом. А что там в окнах?

(дети подходят к домику, а в окнах конверты)

-Давайте возьмем конверты, а чтоб узнать, что там в них, мы должны отгадать загадку:

У нее нет ничего:

Нет ни глаз, ни рук, ни носа.

Состоит она всего

Из условия с вопросом (задача)

(дети работают в парах, составляют и решают задачи).

Воспитатель:

-Молодцы ребята, загадку разгадали, теперь можно открыть конверты. Ой, посмотрите здесь карточки с предметами. Я догадалась, что надо делать.

-А вы догадались? (мы будем решать задачи)

Воспитатель:

-У вас в конвертах карточки с изображением предметов, которые помогут составить условие задачи, на карточке с чистыми разделами с помощью цифр и знаков вам необходимо записать решение. Составьте задачу на сложение (напоминаю детям, что они работают в парах, не забудьте распределить действие между собой, кто будет составлять, а кто записывать).

Воспитатель:

- Я предлагаю вам обменяться карточками, между парами и составить задачу на вычитание (дети составляют задачу, предложить одному или нескольким детям проверить верно, ли решены задачи). Вы молодцы, все задачи решены. Игровое задание на основе дидактической игры «Реши задачу».

Воспитатель:

-В каждом городе есть место отдыха, и волшебный город математики не исключение. Я предлагаю вам пойти в парк (отправляемся в парк)

-Как здесь дышится легко. Ребята обратите внимание на интересную картину, художник нарисовал улицу города, давайте рассмотрим его (дети рассматривают сюжетную картину, отвечают на поставленные вопросы).

Игровое задание на основе дидактической игры «Ориентировка в пространстве».

Воспитатель:

-Ребята, тише, тише, мне кажется кто-то спорит!? (дети оглядываются, замечают двух лисиц, звуковое оформление). Действительно, это лисы, они спорят у кого красивей и длиннее хвост. Как мы можем им помочь (хвосты можно измерить) А чем? (линейкой, рулеткой, сантиметром, меркой)?. Ребята, но мы же в парке как быть? (ответы детей, если дети затрудняются, задается наводящий вопрос, что в лесу можно использовать как мерку? Дети, используя меру длины выясняют размер хвостов, в подгруппах) Что можно сказать о длине хвостов (они одинаковые). Значит лисы, спорят зря (делают вывод дети)?

Игровое задание на основе дидактической игры «Длинный, короткий».

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите у пня остались прошлогодние листья, (воспитатель поднимает один из листьев) А лист то не простой, а с задачами (логические задачи!

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц? Ответь скорей (5)

Двое пошли – пять гвоздей нашли. Четверо пойдут – много ли найдут? (ни одного, все уже нашли)

От папы пришла телеграмма: «Встречайте в 5 часов, еду автобусом». В каком вагоне летел папа? (он не летел, а ехал)

Росло 4 березы, на каждой березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного)

Воспитатель:

- Какие вы сообразительные, я предлагаю вам еще немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Раз – нагнуться, разогнуться.

Два – нагнутся, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

-В парке долго мы гуляли, хорошо отдыхали. А теперь пришла пора, завершить свои дела.

Воспитатель:

-Продолжим наше путешествие? По дорожке мы пойдем в район «Геометрических фигур» попадем. Какой беспорядок, видимо хулиган и здесь побывал!? Что же делать? (дети предлагают построить новые дома, деревья) Кто строит города, дома? (строители) Вы хотите стать строителями и помочь жителям этого района? (да), для этого нам надо разделится на две подгруппы, и попытаться восстановить район (дети делятся на две подгруппы, составляют из геометрических фигур деревья дома и машины, наклеивают на ватман, по окончании вывешивают работы на мольберт). Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями

Игровое задание на основе дидактической игры «Геометрические фигуры»

Воспитатель:

-Молодцы мы славно потрудились, пожалуй, можно возвращаться в группу. Но не спешите, нас с вами ждет необычное препятствие - это пароль на выход из математического города. Необходимо правильно расставить числа, послушайте внимательно! Цифры от 1 до 10 расположите в обратном порядке, и мы получим пароль и сможем выйти из волшебного города Математики (предлагаю взять карточки, которые лежат на столе в хаотичном порядке цифрами вверх). (Дети по очереди подходят, и берут по одной карточке, выкладывают числовой ряд в обратном порядке, после чего прошу детей закрыть глаза и переворачиваю ширму на другую сторону, дети открывают глаза, и читают «пароль» «Математика»).

Игровое задание на основании дидактической игры «Обратный счет»

Воспитатель:

- Все верно пароль найден. Ребята, мы можем вернуться в детский сад.

Звучит голос Хранительницы города:

«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математический город, он стал лучше прежнего. В моем математическом городе царит абсолютная точность и порядок. И в благодарность от всех жителей моего города и от меня лично, посылаю вам математическую игру, чтоб вы были еще умней. Вам доставят ее с минуты на минуту».

Воспитатель:

- Скажите, вам было очень трудно? Какое задание было самое трудное?

Что вам понравилось?

 

Дети уходят в группу.