Центр уединения и релаксации дошкольников в ДОУ

Цибрюк Надежда Николаевн, воспитатель

МБДОУ №128

Свердловская обл., г. Екатеринбург


Группа детского сада - пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определённые чувства, успокоиться, побыть наедине с собой.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции - это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

 Какими бывают эмоции?

-                     Положительные эмоции: радость, любовь, уважение, удовольствие.

-                     Нейтральные эмоции: удивление, любопытство, безразличие.

-                     Отрицательные эмоции: страх, испуг, обида отчаяние, ненависть, злоба, зависть.

 Причины возникновения отрицательных эмоций у детей:

-                     обычная детская ревность, обида, зависть;

-                     ребенок старается защитить себя от нападок окружающих;

-                     охраняет свою собственную территорию;

-                     страх разлуки с родителями;

-                     чрезмерный контроль;

-                     недостаток внимания;

-                     переутомление;

-                     неуважение к личности ребёнка;

-                     запрет на физическую активность;

-                     напряжённый эмоциональный климат в группе.

Предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, но и возможность для их уединения. Организация такого «Центра уединения» поможет решить одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности в покое, а также сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника; помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам; создать в детском коллективе положительный микроклимат; предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность

Виды «Центров уединения»:

                    « Норка» (младший возраст)

                    «Шатёр» (средний, старший возраст)

                    «Ширма» (используется в любом возрасте, применяется там, где не позволяет пространство)

Требования к «Центру уединения»:

·                   Уголок уединения должен быть небольшого размера.

·                   Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.

·                   Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным. Таким образом, ребенок сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта.

 

При правильной организации Уголка уединения, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всем спектре чувств, которые они испытывают.