Тематический вечер "Память бережно храним"

Костюченко Галина Фёдоровна, учитель истории и обществознания

МОБУ "Новокошкульская средняя общеобразовательная школа"

Омская область, Тюкалинский район, село Новый Кошкуль


Аннотация

      Данная тема актуальна, так как 9 Мая вся страна отмечает великий праздник – День Победы, 75-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. Методическая разработка классного часа «Во имя всех тех, кто жив и тех, кого уже нет и тех, кто будет потом» создана в рамках реализации  программы  гражданско-патриотического воспитания «Россия, которую мы хотим сохранить» МОБУ «Новокошкульскаясош» и предназначена классным руководителям, методистам сельского ДК, завучам по воспитательной работе.  Используя материал классного часа воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России.   Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге. Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни. Учить детей ценить мир на Земле.

 

 

 

 

 Методическое обоснование темы

     Изучение истории и рассмотрение исторических процессов необходимо для становления полноценной, гармонично развитой личности, для формирования гражданственности, толерантности и чувства долга у учащихся. Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами на международной арене, побуждает к глубокому изучению Великой Отечественной войны. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя. Тема классного часа «Во имя всех тех, кто жив и тех, кого уже нет и тех, кто будет потом» актуальна, так как в современном постоянно меняющемся мире часто подменяются понятия патриотизма, долга по отношению к Родине. Значение победы над фашизмом в настоящее время умаляется, мир не должен допустить новой войны! Люди не должны забывать, кому мы обязаны жизнью и свободой. Проведение  классного часа является логическим продолжением изучения темы  «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.» на уроках истории и литературы. Классный час требует большой, серьёзной работы учащихся и тщательной подготовки, правильной организации его проведения.

 

   

 

Методические рекомендации по проведению занятия

Уходят годы, и Великая Отечественная война становится достоянием истории. К сожалению, время накладывает отпечаток даже на оценку войны. Уже проскальзывает информация, что победа в ней не является заслугой СССР. Да и изложение материала в учебнике часто искажает представление о действительных фактах и событиях. Целью данной разработки стало: использование возможностей современных  технологий для формирования гражданского и патриотического воспитания обучающихся на основе  материалов по Великой Отечественной войне.

Проведение тематического вечера приурочено к празднованию 9 мая. Заранее даются задания отдельной группе учащихся:

Задание 1. Подготовить ведущих.

Задание 2. Заучивание стихотворений наизусть.

Задание 3. Найти фотографии по заданной теме и составить презентацию.

Задание 4. Подготовить музыку и видеофайлы по теме

 Задание 5. Инсценирование сюжетов по теме.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

• мультимедийная презентация  (показ слайдов).

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

 

 

 

Цель: формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Задачи: 
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи, воздвигают памятники.
3. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольника патриотических чувств. 
4. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: понимать и  эмоционально оценивать события Великой Отечественной войны.

Коммуникативные:  правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, со сверстниками. 

 

 

План внеурочного мероприятия

 

Анимация,  (видео -  песня « Довоенный вальс» (3куплета). Дети на сцене (играют в классики, футбол, прыгают на скакалках, ловят рыбу). На сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года на фоне затихающей музыки

Девушка 1:

Какое утро! Какой рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

Юноша 1:

Всё когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

Юноша 2:

Вот и пролетело детство золотое. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди? Неизвестность…

Девушка 2:

Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания, а я учителем начальных классов.

Девушка 3:

Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем.

Может кто-то даже замуж выскочит.

Юноша 3:

Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка 3:

А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!

Юноша 3:

Тань, да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка по химии. У меня их пять, что же мне теперь и жить не стоит?

Девушка 3:

Тебе хорошо рассуждать, ты едешь работать в тайгу, а мне в институт поступать надо. И куда мне теперь с этой тройкой?

Девушка 2:

Ты, правда, собираешься уехать в тайгу?

Юноша 3:

Правда. Хочу жизнь посмотреть в других местах. Поедем со мной!

Девушка 2:

Вот ещё, придумал, я из родного города никуда. Буду учиться здесь в педагогическом, а потом в родную школу вернусь…

Представляешь, лет, этак, через 10, ты станешь заслуженным геологом, вернёшься в родные места, приведёшь своих детей в нашу школу, а я их учить буду!

Юноша 2

А меня родственники к себе зовут. Говорят, что могут устроить в рыболовецкую бригаду. Как думаете, соглашаться?

Девушка 1:

Ну, это ты сам решай. Здесь трудно что-либо посоветовать.

Юноша 1:

Ребята, а давайте сделаем снимок на память!

(все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования)

Юноша 2:

Внимание! Исторический момент, запомните 21 июня 1941 года.

Юноша 1:

Мы молоды и счастливы…

Девушка 2:

Мы мечтаем о подвигах, о славе, верим в своё высокое предназначение на этой земле…

Девушка 3:

Мы мечтаем через пять лет стать геологами, учителями, врачами…

Девушка 2:

Я мечтаю стать учителем.

Юноша 3:

Я мечтаю приносить добро людям.

Девушка 1:

Я мечтаю о любви.

Юноша 2:

Я мечтаю…

Девушка 3:

Я мечтаю

Мечтали… мечтали, мечтали, мечтали…

( Обнявшись, о чём –то говорят)

1-Я ВЕДУЩАЯ

В тот день они ещё смеялись,

Любили зелень и огни.

Ни голос скрипок, ни рояли

Им не пророчили войны.

2-Й ВЕДУЩИЙ

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

 (анимация) на фоне тревожной музыки

 Голос Левитана, объявляющий о нападении фашистской Германии на СССР (выпускники сгрудились экрана).

 (звучит песня  «Священная война». Выпускники уходят,  надевают  военные гимнастёрки)

1-ый вед

Ранним, солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

2-й - вед.

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далёком году.

Сценка «Проводы»: Вокзал, скамейка, фонарь. Гудок паровоза. На сцене – семья. Сидят на скамейке.

Федосья: Я почему то думала Иван, что не возьмут тебя в армию, ведь без счетоводов в колхозе все равно, что без рук. У тебя и образование то – 3 класса, ведь самый грамотный в деревне. Как быть? Как жить дальше? Старший сын уже там, теперь и ты уходишь на фронт (плачет).

Иван: Ухожу вслед за сыном. Как оно там будет, суждено ли мне вернуться домой или же нет… может ныне навеки распрощаемся, если так, то что ж, сколько лет прожили в дружбе и согласии, если что, простим друг друга. Неизвестно ведь, как обернется судьба.

Федосья: Не думала, не гадала я никогда, что придется нам так разлучаться…Может и навсегда …

Иван: Досталось тебе в этот год, седина побелила твою голову. А такие прежде были тяжелыми, густыми твои косы…Молчаливой ты стала, суровой. Да я понимал. Тебе с каждым днем все труднее и труднее становилось.

Федосья: Да, поневоле станешь такой. Если бы только я одна была – ведь не осталось у нас в деревне ни одной семьи, ни одного человека, до которого не достала война. Эх, война. Все вверх дном перевернула (плачет).

Иван: Ты, родная, выплачь сразу все, что на душе, тут никого нет. Но больше не показывай слез. Детей береги. (Обнимаются, она его перекрестила, возвращается к детям)

Сценка. Скамейка, прощание влюблённых

Он:

Пусть я убит в проклятый день войны,

Пусть первым замолчу в свинцовом разговоре,

 Пусть…  Лишь бы никогда не заглянуло горе

 В твой дом, в твои глаза, в твои девичьи сны.

Она: Саша,  Пусть не осмелится жестокая рука черкнуть в письме, в скупой на чувства фразе, что ты в разорванном лежишь противогазе и бьётся локон твой у синего виска.

Он: Если  я не вернусь, дорогая, нежным письмам твоим не внемля, знай что это не другая, а просто … сырая земля. И доколе дубы – нелюдимы надо мной не склонятся, дремля, только ты мне и будешь любимой, только ты, да родная земля

Командир:

«Товарищи добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!». Юноши по очереди делают шаг вперёд)

- Первый!

- Первый!

- Первый!

- Первый!

1-ый вед.

22 июня… День первый!

(звучит фонограмма песни «До свидания мальчики»)

1-ый юноша

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость,

Над страною дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозные годы войны

Присягают на верность твои боевые сыны.

Юноша 2:

За каждый колос опавший

С твоих отчизна полей.

За каждый волос упавший

С головок наших детей.

Юноша 3:

За стон от боли жестокой,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.

Юноша 4:

Не быть рабыней отчизны,

И нам рабами не быть.

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить.

Юноша 5:

Нет краше, страна родная,

Счастья тебе служить,

Идём мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

(юноши уходят со сцены, звучит фонограмма «Славянки» и шаги марширующих полков)

Чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где не знали сами

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте…

Не продали мальчики совести и чести.

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом, Шпрею – в сорок пятом…

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

Фрагмент  песни (куплет и припев)  «Эх,  дороги» на фоне видеоролика (1 мин.) о боевых сражениях советских солдат.

Сценка.  Звучит фонограмма боя. По сцене мелкими, короткими перебежками продвигаются 2 бойца. Прячутся в укрытии.

1 СОЛДАТ: Стреляют-то стреляют-то как! Ах, мамины дети!
2 СОЛДАТ: Ну и разошелся ты, Володька!
1 СОЛДАТ: Разойдешься от такой жизни!
(Внезапно бой стихает. Второй солдат снимает каску, вслушиваясь в тишину).
2 СОЛДАТ: Ну, вот и затихло... Как будто и боя не было... Надо же, только что кругом смерть ревела на все голоса, а вот изволь радоваться, тишина, и птицы поют...
1 СОЛДАТ: Боюсь, радость эта ненадолго. Эти подлюки явно что-то задумали... 
(Достает кисет, крутит самокрутку).
2 СОЛДАТ: Вот ты мне, Вовка, объясни, как такое могло случиться, почему мы с тобой сидим в таком дерьме? Как Сталин мог допустить такое?
(оглядываясь по сторонам)

1 СОЛДАТ: Ты бы поосторожнее,  Санёк... Язык у тебя...

2 солдат. Хватит, наосторожничались. Ты только посмотри, что эти гады тут пишут (достает листовки). Да не бойся ты, никто не видел как я их подобрал. (Читает вслух). «Русские солдаты, сдавайтесь! Мы ведем наступление по всему фронту, протяженностью в 3000 километров. Воздушное нападение ведут 900 пикирующих бомбардировщиков и 200 истребителей». Или вот: «К настоящему времени уничтожено 1800 русских самолетов. Все идет планомерно! (Сердито). План у них! Представляешь, план! Где же наша хваленая техника, самолеты? Много ты их видишь? Вот то-то! Да снарядов — и тех не хватает! Что это за вредительство?! Сталин же… (Замечает приближение 3-го) Смотри!
(К бойцам подползает 3-й солдат, волочит за собой сумку с патронами)
3 СОЛДАТ: (переводя дыхание): Боепитание доставил. Ну, отсыпай свою порцию. А что ты, браток, гнешься? Немца на виду нет, стрельбы тоже нету.
1 СОЛДАТ: (огрызаясь): А ты чего на пузе передвигаешься, если немца не видно и огня нет?
3 СОЛДАТ: (простодушно): Это я по старой привычке. Как бы вовсе не разучиться на ногах ходить. Все время так и тянет на брюхе ползти.
2 СОЛДАТ: Ты женатый?
3 СОЛДАТ: Не-а. Возраст мой молодой, не успел до войны.
1 СОЛДАТ: (подтрунивая): То-то, что не успел. Отвыкнешь ходить. После войны до девок на пузе будешь ползать?
3 СОЛДАТ: Да уж как-нибудь сообразим, лишь бы кончилась война. (Замечает, что патронов берется больше нормы). А ты мне зубы не заговаривай! Я слушать слушаю, а патронам счет веду. Кончилась заправка. Стрелять не тебе одному.
(Затишье внезапно прерывается. 3-й боец уползает.)
2 СОЛДАТ
: (вглядываясь вдаль): Поперли сволочи. Сколько же вас, мать твою! Справа танки! До чего же обнаглели проклятые! Идут, как на параде... Ну, мы вам сейчас устроим встречу! Жаль только, что артиллерии нет, а то приняли бы ваш парад по всем правилам!
1 СОЛДАТ: Ну, Володька, подтяни штаны и держись! Да поглядывай, чтобы ни один танкист не ушел, когда запалю машину. Как у тебя настрой? Ничего? Вот и хорошо: главное в нашей вредной профессии — это чтобы настрой не падал!

Кадры цветной военной хроники (2 мин.)

Сценка. На сцене: мать, читает письмо сыну

Мать Федосья:

«Сынок мой Сашенька, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Не зря всё-таки говорит пословица: «Бережёного и бог бережёт». Я знаю, мой совет ты примешь со снисходительной улыбкой, но он из моего материнского отчаяния. Ради бога, не совершай необдуманных поступков.

Пусть спасёт тебя моя любовь. Твоя мама Федосья».

Почтальон

Ну и почта! Целый килограмм!

Груда писем, может есть и вам?

От сестёр, от братьев, от невест,

Сколько их из самых разных мест!

Есть счастливые, есть очень грустные.

Как трудно те письма вручать,

И страшно порой получать...

Звучит музыка. Появляются женщины: три девушки читают письма,  радуются и отходят. Подходит женщина с ребёнком и получает письмо, радуется, прижимает к сердцу письмо. Подходит маленький мальчик. Он приносит своё письмо. Читает его вслух,  перед тем как отдать почтальону.

Здравствуй, папка!

Ты опять мне снился.

Только в этот раз  не на войне и т.д.  (см. стр.77,  журнал «Классный  руководитель», 2005 г.)

Почтальон  медленно идёт к дому  Федосьи с похоронкой.

В это время в доме у Федосьи:

Федосья: Нина, вот тебе рубашечка, а вот  и Мане штанишечки. Оденешь, умоешь Манечку, печку затопишь, кашки сваришь. А Васе вот эти сапоги, если гулять без меня запросится, да накажи, чтоб не дрался сорванец. А нам уж с Николаем в поле пора. Коровку – то напои, последняя наша кормилица осталась.

Бабка Анюта: Все ли живы – здоровы?

Федосья: Все, слава богу.

Бабка Анюта: спешите, спешите пожить, милые деточки, это ишо не война. Вот будет война, когда людей тряхнуть как яблоньку и будет внизу только падалица, а наверху оклёвыши. Тогда, если в какой деревни увидят на заборе порточки – обрадуются: видно тут ишо мужичок живёт.

Федосья: Да вы что, бабка Анюта, всё пугаете, и так уж здоровых мужиков в деревне не осталось – больные, да хромые, а остальные работающие – бабы, девки да старики.

Дед Ефим: Не слушай её, Федосья.  Всё это бабьи россказни, почитай-ка лучше письмо от твоего старшенького.

Федосья:Так уж всей деревней читали.

Дед Ефим: А ты ещё раз, для меня. На душе как – то спокойнее становится. Больно люблю я твоего Сашеньку. На моих глазах вырос. Вон каким орлом стал.

Мать садится на стул, разворачивает треугольник

Федосья: Здравствуйте мои родные. С приветом к вам ваш сын и брат Александр. Я покуда жив и здоров. Чего и вам желаю. Живу я не плохо. Курево выдают своевременно, но вместо махорки табак фирменный, безвкусный. Куришь, куришь - никак не накуришься. Разве что дым идёт. Мы сейчас больше копаем, чем стреляем, копаешь, а от окопа пашней пахнет, и от этого родного запаха щемит сердце. А сколько ещё провоюем, не знаем. Кланяюсь дедусе Ефиму, всем родным и соседям. С фронтовым приветом Александр.

Девочка садится матери на колени.

Маня: Мама, а правда, Саша наш красивый парень? Вот хорошо бы было, если б он себе невесту нашёл? Образованную и красивую, как он. Правда, было бы хорошо, мама?

Бабка Анюта: Да насмотрел он себе уже невесту.

Дед Ефим: Это кто ж будет? Наша али откуда?

Бабка Анюта: Наша, наша, Анна это Никифорова. А ты и не знаешь, старый чёрт?

Дед Ефим: Ладно, девка работящая.

Федосья: Дождалась бы только.

Нина: Сон мне нынче приснился, мама, не хотела тебе говорить, да не могу в себе носить. Неладное что-то с нашим Сашей. Приснился мне старик с белой бородой, совсем как вы, дед Ефим, да только не вы. Выходит он из воды и говорит: «Погиб ваш брат в воде, недалеко от моста». «А вы, кто» - спрашиваю. «Николай чудотворец»- отвечает он. И растворился, скрылся в тумане.

Бабка Анюта: Ой, не к добру это.

Федосья: Помолимся, авось и пронесёт беду.

Федосья уходит на полевые работы. Нина кормит сестру и брата.

Вася: Я скоро тоже на войну пойду, как папка с Сашей.

Нина: Не получится, война скоро кончится.

Вася: Это ещё почему?

Нина: А такого Кощея, как ты, немцы увидят, так испугаются, разбегутся в разные стороны.

Вася: Это ты Нинка специально дразнишь, вас- то, баб на войну не берут. Не ваше это дело, не мужицкое.

Нина: Ладно, уймись, петух, пока в суп не попал.

Вася: А ты, Нина, за кого, за меня или за Гитлера?

Нина: За тебя, болтун, ешь, ешь, а то Гитлера  не одолеешь. Он не такой доходяга, как ты. Он, поди, сытый, да сильный.

Входит почтальон.

Почтальон: А где ваша мама, ребятишки?

Вася: Так в поле она. С Колькой работает, тут недалеко.

Почтальон протягивает конверт.

Почтальон: Почта вам.

Нина: Письмо?

Почтальон: Да нет, детки, снесите ей сами.

 музыка, женщины плачут.

Маня: Собрала нас сестра, понесли мы послание в поле, где мама рожь жала. Тогда не понимала я, что это было извещение, где говорилось, что наш брат пропал без вести. До нас ещё не дошла эта горечь утраты, и мы, дети стояли, сбившись в кучку, смотрели, как мать валялась по земле и голосила, вокруг больше никого не было. Никто больше не мог видеть её боли и слёз.

Мелодия «Аве Мария»

(на фоне мелодии)

Федосья (вся в черном):

                 Ой, зачем ты, солнце красное

                  Всё уходишь, не прощаешься,

                  Ой, зачем с войны безрадостной,

                  Сын, не возвращаешься?

                  Из беды тебя  я выручу,

                  Прилечу Орлицей быстрою,

                  Отзовись, моя кровиночка…

                  Белый свет не мил,

                   Извелася я…

                  Не могу найти тропиночки,

                  Чтоб заплакать над могилою.

                  Не хочу я ничегошеньки,

                  Только сына видеть милого.

                  В полях чужой земли

                  Без имени пропал ты, без могилы.

                  Хотя б домой рубаху привезли,

                  Чтоб слезами кровь на ней я смыла.

                  Возвратись моя надежда!

                  Зёрнышко моё!

                  Зёрнышко моё, горюшко моё,

                  Где же ты?

На экране: похоронки с фронта.

(звучит голос, записанный на фонограмму: «Уважаемая, Федосья  Александровна! С прискорбием сообщаем, что ваш сын пал смертью храбрых. Ваш  сын был настоящим солдатом»)

Фрагмент песни и видеоролика: «А он не вернулся из боя»

На сцене. Старшеклассники - «солдаты, партизаны» разворачивают и читают свои письма домой. В руках зажжённые свечи.

А. Это последнее моё письмо, мама. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоё, я и Пашка. Сидим в изуродованном танке, жара невыносимая.

Б. Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я -24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала.

В. Моя черноглазая Мила, посылаю тебе василёк. Представь - идёт бой, кругом рвутся снаряды, кругом воронки и тут- василёк... очередной взрыв, и василёк сорван.

Г.Здравствуй Варя! Нет, мы не встретимся с тобой. Из трёх танкистов я остался один. Никогда не прожил бы жизнь так хорошо, если бы не ты. Спасибо, родная.

Д. Меня арестовали в феврале. Мне так тяжело, мамочка. Каждый день жду расстрела. О жизни больше не думаю. Я исполнила свой долг, милые мои. Гордитесь тем, что я не запятнала вашей фамилии и  своей чести.

Е. Мамулька,  с Новым 1945 годом. Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина недалеко

А.У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая- яркая. А мне было - 19... (бросает письмо  и гасит свечу)

Б.Не  плач, мама. Я смерти не боюсь. Ты получишь письмо, а меня уже не будет на этом свете. А как бы хотелось ещё пожить. Мне было 24... (бросает письмо  и гасит свечу)

В. Они окружили нас. Мне было 22... ... (бросает письмо  и гасит свечу)

Г.У тебя, Варя,  будут расти красивые дети, ты ещё будешь любить. Ухожу с любовью к тебе (бросает письмо  и гасит свечу)

Д.Труп мой будет  в г. Острове за тюрьмой, у дороги Будет надето, мамочка, моё шерстяное платье и тобой купленная на 19-летие трикотажная кофточка. Прощайте..

(бросает письмо  и гасит свечу)

Е.Нас пытали, терзали, прокалывали раскалённым железом, вывёртывали руки , а мы... пели песни. Я ж моряк. Меня никакая сила не  согнёт. За Родину!

Песня «На безымянной высоте»(исполняют учащиеся)

Ведущий: Вглядитесь в лица этих  одноклассников – выпускников школ 1941 года. В этом году им исполнилось бы 87 года. Вглядитесь в эти лица. Запомните их молодыми. Немногие из тех, кто ушёл на фронт в первые дни войны, вернулся назад …  Девяносто семь из ста не вернулись! Девяносто семь из ста, вы понимаете, что это значит! Но почти все они остались навечно молодыми. Среди этих мальчиков были и выпускники нашей школы.

( фото и список выпускников школы проецируются на экран)

Чтец:

Цветы, берёзки, скорбная стена,

Где перечислены в порядке строгом

Выпускников ушедших имена.

А вот на пожелтевших фотографиях

Знакомые до боли имена…

Ах, сколько жизней молодых и сильных

Перемолола чёрная война.

ведущий:

«В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».
  А этим бессонным фронтам много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна.

Сценка. Тюкалинский район. Село.

1 ЖЕНЩИНА: Ох, и уморилась я, бабоньки! Ног не чувствую! (Снимает обувь).
2 ЖЕНЩИНА: Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Мужики придут и не узнают. Скажут: «Куда ж наши бабы подевались?» (Смеется).
3 ЖЕНЩИНА: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. (Подмигивает). Небось, особые приметы каждый своего знает, а? (Общий хохот).
4 ЖЕНЩИНА: Ну ты, Любка, даешь! (Тревожно). Бабы, а что если немец опять заворотит?
1 ЖЕНЩИНА: Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит. Всю жизнь буду помнить и лесозаготовки, и рудники, и облигации.
2 ЖЕНЩИНА (соглашаясь): Да уж, тебе-то досталось, не пропустила ни одной лесозаготовки. А помните, как последнюю картошку весной возили продавать, только б рассчитаться, на что подписались.
3 ЖЕНЩИНА: И все же мужикам нашим труднее. Они каждый день в бой идут, под огонь, а мы что?
4 ЖЕНЩИНА: А что мы? Да мы немца окаянного хлебом бьем! Вот наши пушки! (Показывает на хлеб). Вот посчитай, Люба, сколько наша бригада немцев свалила. Я думаю, десяток-то свалили мы их?!
1ЖЕНЩИНА: Что там десяток, мы их тыщу свалили.
2ЖЕНЩИНА: Правильно! Вот они, наши «Катюши»! (Показывает на руки).
1ЖЕНЩИНА: Бабоньки вы мои родные, мы все сделали, мы подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили, но нужно будет — мы от своего каравая ломоть отрежем, только бы гниду эту навек истребить! (Встает). Ну что, отдохнули? Тогда подъем. Словами немца-то не добьешь, он этого не понимает. (Ко второй). Твои, Катерина, где завтра? На люцерне?
2 ЖЕНЩИНА: И на люцерне, и на картошке, и на свекле. (Радостно). На всех фронтах наступаем.

(С частушками расходятся) :

1.Запевай, моя подружка,

И тебе я подпою,

Мы возьмём врагов на мушку

И вчастушке и в бою

2.

На войну мил уезжал,

И мне  строго наказал-

Ты пляши и песни пой,

Пойдёшь домой - ни с кем не стой

 

3.

Пляшем так, пляшем всяк,

Пляшем и в присядку!

От нас  Гитлер убежит

К чёрту без оглядки

4.

Позвоню по  телефону:

Дайте райпотребсоюз!

Из-за Гитлера такого

 В старых девах остаюсь

5.

Ах, да наша тётя Настя!

Дай бог нашей Насте счастья!

Из берданки обера

Вечером угробила!

6.

Бьём фашистов на Кавказе,

Бьём мы фрицев на Дону.

Как догоним до Берлина-

Поколотим на дому.

Голос Левитана. Все затихают. Капитуляция Германии.

В полной темноте на сцену выходят участники представления, их выход сопровождается фонограммой колокольного звона. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых дикторских слов. На словах дикторского текста поочередно разворачиваются, держа в руках зажженные свечи, фигуры их высвечиваются прожектором. В образах рабочего, крестьянки, солдата и т. д. они - начинают рассказ о войне.

1.    Я хотел жить, учиться еще чуть-чуть и я бы стал доктором...  Ставит свечу на сцене.
2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать... Ставит свечу на сцене.
3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, — говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»... Ставит свечу на сцене.
4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку... Ставит свечу на сцене.
5. Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотел посмотреть на дрессированных 
медведей. Ставит свечу на сцене.
— Мы, погибшие на полях сражений... 
(В темноте зажигается новый блок свечей)
— Мы, замученные в концлагерях...
(Зажигается новый блок свечей)
— Мы, погибшие в оккупации...
(Зажигается новый блок свечей)
— Мы, умершие от голода...

     Зажигается новый блок свечей

ВЕДУЩИЙ. Не доучились и не достроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа». Виной тому стала... ВОЙНА!

Песня «Непрошенная война» (исполняют учащиеся)

видео «Праздник победы».

Митраном. Минута молчания.

1ведущий

Прошла война, 
Прошла страда, 
Но боль взывает к людям: 
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем. 
2ведущий

Пусть память верную о ней 
Хранят, об этой муке, 
И дети нынешних детей, 
И наших внуков внуки. 
1ведущий

Пускай всегда годину ту 
На память нам приводит 
И первый снег, и рожь в цвету, 
Когда под ветром ходит. 
2ведущий

И каждый дом, и каждый сад 
В ряду — большой и малый, 
И дня восход, и дня закат 
Над темным лесом алый.
1ведущий

Пускай во всем, чем жизнь полна.
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.

«Песня о ветеранах»  (исполняет детская  группа ) 

Медленно в зале гаснет свет. На фоне двух первых куплетов песни Э. Колмановского и Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны» демонстрируется монтаж кинокадров или слайдов о мирной Жизни, о войне, раскрывающих содержание песни. Текст первых двух куплетов:

На сцену, по одному , постепенно  выходят все участники вечера и исполняют

Хотят ли русские войны —
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей
И у берез и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат —
И вам ответят их сыны
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал —
Мы этой памяти верны —
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.

Рефлексия.

 

9 Мая во всех городах и селах нашей Родины гремят праздничные салюты в честь Великой Победы. Мы с вами тоже создадим свой салют. Ведущие раздадут вам звездочки трёх цветов: красная, желтая, синяя. Если вам понравилось мероприятие, если вы узнали много нового и интересного -прикрепите к основе для салюта звездочку красного цвета, если вы считаете, что мероприятие могло быть подготовлено лучше — звездочку желтого цвета, если вы  недовольны мероприятием и своим участием — звездочку синего цвета.