Промышленность в старом Тюкалинске
Костюченко Галина Фёдоровна, учитель истории и обществознания
МОБУ "Новокошкульская средняя общеобразовательная школа"
Омская область, Тюкалинский район, село Новый Кошкуль
Презентация «Развитие промышленности в старом Тюкалинске» используется на уроке истории по теме «Социально-экономическое развитие России в 19 веке. Наш край в 19 веке» (линейный принцип обучения), 9 класс. Этап урока: изучение нового материала (урок с элементами краеведения)
В 9 классе упор делаю на самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся и на изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых – исследователей. На основе представленной учителем на уроке презентации ученики получат индивидуальные задания для мини- исследований по теме «Наш край в 19веке. Промышленность Тюкалинска». С результатами мини-исследований класс ознакомится на следующем уроке.
Обоснование: Одной из главных задач своей работы я считаю воспитание патриотизма на
уроках истории методом использования краеведческого материала.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1.Специальные:
-познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
-практические: формирование навыков исследовательской работы.
2.Общепредметные:
-развитие логического мышления;
-обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;
-формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
-развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.
Историческое краеведение - один из источников обогащения учащихся знаниями и
понятиями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию. Убедилась, что учащимся трудно запомнить исторический материал, который связан с
чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и
понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому
пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Историческое краеведение –
это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Данное положение закреплено мной в программе по истории России.
Школьными программами по истории России в V-ХI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Использую краеведческий материал по-разному:
в изложении учителя, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, на экскурсии в музее, семинарском занятии, в работе с книгой, документом, картой, музейным экспонатом показом
презентаций и т. д. Местный краеведческий материал может составлять содержание всего урока или же являться его элементом. На уроках с элементами краеведения местный материал
используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть организовано на любом этапе урока.