Непосредственная образовательная деятельность "Швейная фабрика" для старшего дошкольного возраста 

Веретенникова Наталия Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ ЦРР - детский сад №11 "Тополек"

г. Глазов, Удмуртская Республика


Введение

 

Актуальность: Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию.  Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как  можно раньше. Многим  хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк). Осознанный выбор профессии ребенок может сделать, только начиная с подросткового возраста. В этом возрасте у детей формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, подросток стремится ощутить себя и стать взрослым, тянется к общению со сверстниками; в это время оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее – иными словами, складываются личностные смыслы жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста начать профориентацию. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Интенсивное развитие психики дает возможность ребенку дошкольного возраста сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых: сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях и отражению полученных впечатлений в играх. На этой основе происходит первичная социализация ребенка.    

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики.  Принимая во внимание, важным,  первоначальную профессиональную ориентацию дошкольников и учитывая возникающую необходимость в разработке методических материалов в новом направлении дошкольной педагогики, мы разработали содержание непрерывной образовательной деятельности по принципу интеграции отдельных образовательных областей:  познавательного развития,  художественно – эстетического  развития, речевого развития  «Швейная фабрика». Тема непосредственной образовательной деятельности была выбрана с приоритетом профориентации о трудовой деятельности на предприятиях родного города.

    Цель:  ознакомление с трудом работников швейной фабрики; поддержание у детей мотивации к познанию, созиданию, общению; создание условий для самоопределения и самореализации.

    Задачи:

 обучающие –  расширить  знания детей  о труде взрослых через знакомство с профессиями на швейном производстве: модельера, швеи, закройщика;   обогащать словарный запас детей: ввести в словарь существительные, обозначающие профессии:  закройщик, модельер, швея; наречия, характеризующие отношение людей к труду: (старательно, слажено, умело); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей: (кроить, шить, моделировать). закреплять имеющиеся навыки в рисовании или аппликации (по выбору ребенком творческой деятельности, связанной с той или иной из предложенных профессий).

развивающие – развивать диалогическую и монологическую формы речи, способности к продуктивному взаимодействию и общению; развивать  мышление, восприятие, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру.

воспитательные – воспитать в детях чувство признательности и уважение к чужому труду;  интерес к предприятиям родного города и профессиям, необходимым на предприятии; продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности: рисованию, аппликации; воспитывать самостоятельность, активность; воспитывать коммуникативные качества.

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     1.Основная часть

 

1.1.   Механизм создания разработки:

 

1 этап: Подготовительный

- написание конспекта организованной образовательной деятельности;

- выбор видео материала для восприятия детьми;

- продумывание условий для самоопределения и самореализации детей;

- подготовка оборудования, материалов и помещения;

- предварительная работа.

2 этап: Основной

- проведение организованной образовательной деятельности с использованием видеозаписи.

3 этап: Заключительный

- анализ результатов;

- отзывы детей.

 

Продолжительность реализации разработки:

длительность мероприятия: 30 минут

просмотр видеозаписи: 5-6 минут

самостоятельная деятельность: около10 минут

 

Ожидаемые результаты:

Перенос детьми полученных представлений и освоенных способов в новые ситуации, в игровую деятельность, самостоятельную деятельность.

Расширение представлений о  предприятии города Глазова – швейная фабрика «Рабочая марка».

Обогащение опыта дружеских взаимоотношений, эмпатии, общения.                                               

Популяризация первоначальной профессиональной ориентации.

Формирование единого информационного образовательного пространства в группе.

Способы проверки:

Вопросы детей, высказывания и обмен мнениями в беседах. Перенос освоенных детьми способов и полученных знаний в самостоятельную деятельность.

Возможность распространения в других образовательных учреждениях: данная разработка организованная образовательной деятельности и видеоматериал к ней могут быть использованы в других дошкольных образовательных учреждениях независимо от реализуемой примерной основной образовательной программы, а также могут быть полезны учителям начальных классов, студентам педагогических ВУЗов, родителям.

Перспективы дальнейшего развития: 

•          Активное внедрение ИКТ - технологий в  практику работы;

•          Разработка мультимедиа материалов для использования в педагогическом процессе по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», а также интеграции этих областей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.2. Основная часть

                                                   Конспект организованной образовательной деятельности

Форма: непрерывная образовательная деятельность.

      Цель:  ознакомление с трудом работников швейной фабрики; поддержание у детей мотивации к познанию, созиданию, общению; создание условий для самоопределения и самореализации.

    Задачи:

 обучающие –  расширить  знания детей  о труде взрослых через знакомство с профессиями на швейном производстве: модельера, швеи, закройщика;   обогащать словарный запас детей: ввести в словарь существительные, обозначающие профессии:  закройщик, модельер, швея; наречия, характеризующие отношение людей к труду: (старательно, слажено, умело); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей: (кроить, шить, моделировать). закреплять имеющиеся навыки в рисовании или аппликации (по выбору ребенком творческой деятельности, связанной с той или иной из предложенных профессий).

развивающие – развивать диалогическую и монологическую формы речи, способности к продуктивному взаимодействию и общению; развивать  мышление, восприятие, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру.

воспитательные – воспитать в детях чувство признательности и уважение к чужому труду;  интерес к предприятиям родного города и профессиям, необходимым на предприятии; продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности: рисованию, аппликации; воспитывать самостоятельность, активность; воспитывать коммуникативные качества.

Участники:

- воспитатель;

- дети старшего дошкольного возраста

Предварительная работа:

Рассматривание коллекции «Ткани»; экспериментирование на выявление свойств тканей (тонкая, плотная и другое); игры на сочетание тканей по цвету; аппликативная деятельность с использованием сочетания ткани и цветной бумаги; раскрашивание изображений одежды в раскрасках; работа с трафаретами и вырезание полученных силуэтов. Чтение детской художественной литературы: сказка И. Ревю «Швейное дело»; стихотворения: Б. Заходер «Портниха», З. Александрова «Игрушки» (Из цветной пушистой байки малышам игрушки шьем…). Рассматривание иллюстративного материала с изображением  профессий на швейном производстве, индивидуальные беседы о профессиях.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе: коллекция тканей, коллекция пуговиц, настольно – печатная игра «Одень куклу» (бумажные куклы с одеждой), трафареты, журналы мод, иллюстративный материал с изображением профессий на швейном производстве, куклы в спецодежде (врача и других профессий, которые есть).

 

Оборудование:

ТСО: ноутбук с аудиоколонками, проектор, экран, видеоматериал «Швейная фабрика «Рабочая марка», аудиозапись: Динамическая пауза «Ани».                                                                                                                                                                                                                                  Материалы для самоопределения и самореализации: Модельерам: альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клеящие карандаши, готовые вырезанные изображения аксессуаров и украшений (клатчей, сумочек, брошек, бантов и другое). Закройщикам: разные ткани для кройки, шаблоны, ножницы, картон, простые карандаши, мел. Швеям: готовые детали одежды (размера, чтобы вошли на альбомный лист) разных цветов и конфигурации, клеящие карандаши и клей, различные украшения для дополнения одежды: бантики, цветы, пуговицы, гипюр и другое.

Связь с другими областями:

Интеграция  образовательных областей:  познавательного развития,  художественно – эстетического  развития, речевого развития.                          Придумывание моделей одежды, изготовление  выкроек одежды, создание одежды  и игры с куклами в Центре социально-коммуникативного развития в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Использование ИКТ

Введение в ситуацию

 

Организационное приветствие в кругу:

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, а вы знаете где и как трудятся ваши родители? (Педагог обсуждает с детьми, где и как трудятся люди).

 

 

 

-Ребята, вы пока не владеете никакими профессиями. У вас все еще впереди. Но, что бы правильно выбрать профессию, став взрослым нужно как можно больше узнавать о труде взрослых. Узнавать о разных профессиях. В нашем городе разные предприятия. Посмотрите это специальный костюм (спецодежда, сшитая на швейной фабрике г. Глазова «Рабочая марка») необходимый для людей с профессией … (по выбору педагога: нефтяника; медицинского специалиста или другой имеющийся в наличии). Как выдумаете, где он сделан?

Этот костюм создан для защиты людей во время их профессионального труда. Хотите отправиться туда, где создают такую спецодежду?

 

 

 

 


 

 

Ответное приветствие

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассказывают о профессиях папы и мамы; вспоминают другие знакомые им профессии.

 

 

Слуховое восприятие; зрительное восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

Рассматривание костюма.                      Согласие детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трансли рование новых знаний

 

Показ видеоматериала

 

 

Слуховое и зрительное восприятие.

 

  

 

 

 

 

Просмотр видеозаписи о предприятии г. Глазова «Рабочая марка»: о том, как создается спецодежда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний в речи

 

Педагог предлагает, после просмотра видеозаписи, вспомнить, какие профессии нужны на швейной фабрике.

Вопросы для активизации впечатлений: «Чем занят модельер на швейной фабрике? Какие предметы-помощники необходимы ему в его труде? Что делает закройщик при создании одежды? Какие предметы-помощники ему необходимы в его труде? Чем занята швея на швейной фабрике? Какие предметы-помощники необходимы в ее труде? Как работают на швейной фабрике люди разных профессий? Есть ли последовательность в создании готовой одежды? Как это происходит?

 

 

Дети делятся впечатлениями и рассказывают о запомнившихся профессиях: «Модельер моделирует одежду. В своем труде он использует предметы-помощники: карандаши, бумагу и другие. Закройщик умело может кроить. В его труде необходимы: линейка, ножницы, ткань и другие предметы-помощники. Швея старательно умеет шить. В ее труде важно, чтобы были: швейная машина, иголки, нитки. Все на швейной фабрике работают слажено: модельер придумал новую модель одежды. Закройщик стал ее кроить. Затем швея стала ее шить. Готовая одежда сделана всеми вместе, дружно».

 

 

 

Динамическая пауза

 

Ребята на предприятиях, чтобы люди не уставали сильно, существует производственная зарядка. Давайте отдохнем и тоже сделаем зарядку для здоровья и чтобы отдохнуть.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом аудиозаписи: динамической паузы «Ани»

 

 

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка: актуализация знаний и умений в продуктивной деятельности

 

Затем педагог предлагает детям взять на себя роль – ту или иную профессию необходимую для швейного производства: «Ребята, вы уже поняли, что на швейной фабрике все обязанности по созданию одежды распределены между людьми разных профессий. Модельер придумывает и рисует одежду: моделирует. Закройщик делает выкройки деталей одежды, умело кроит. Швея старательно шьет различные детали одежды или сшивает все детали вместе. Вместе они работают слажено, дружно. Давайте представим, что у нас в группе тоже своя небольшая швейная фабрика. Кто- то выберет профессию модельера и нарисует эскизы новой одежды. Кто-то будет закройщиком и будет по шаблону обводить детали одежды и вырезать их. А кто-то станет швеей и из готовых деталей соберет целое: платье, рубашку или другую одежду, а может спецодежду для какой-либо профессии. Открываем фабрику?

  

Согласие детей.           Дети распределяются по желанию, по выбранной профессии между тремя рабочими местами (сгруппированными столами) с заранее приготовленными материалами и оборудованием. И осуществляют творческую деятельность: рисуют, вырезают, наклеивают в зависимости от выбранной профессии.

Обмениваются впечатлениями, делятся мнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление

Посмотрим, что создали модельеры, закройщики и швеи. Все вместе мы трудились слажено и старательно.                                                     (В дальнейшем созданные детьми эскизы; готовые детали и силуэты одежды используются для творческих игр в самостоятельной деятельности).

 

 

Обобщение полученных представлений:

Ребята, рабочий день на нашей швейной фабрике закончился. Сегодня вы много узнали о труде на швейной фабрике. Поделитесь впечатлениями о швейной фабрике, что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Скажите, для чего нужны швейные фабрики?

 

 

Дети рассматривают работы друг друга. Высказываются.

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы.

Обобщение полученных представлений. Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список использованных источников:

 

1.             fulledu.ru (Портал образования)

2.             miiinfo.ru (Гармония внутри - психологический портал)

 

Приложение

 

·                Видеоматериал о швейной фабрике города Глазова «Рабочая марка»:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=684&v=aVs10HpOD0o&feature=emb_logo

 

 

·                Аудиофайл   с динамической паузой «Ани» (inkompmusic.ru)