Непосредственная образовательная деятельность "Швейная фабрика" для старшего дошкольного возраста
Веретенникова Наталия Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР - детский сад №11 "Тополек"
г. Глазов, Удмуртская Республика
Введение
Актуальность: Согласно статистическим данным практически каждый россиянин в течение своей жизни 3-4 раза меняет профессию. Это свидетельствует о том, что знакомить детей с профессиями нужно как можно раньше. Многим хорошо знакома ситуация, когда ребенок постоянно меняет свое мнение о том, кем он хочет стать: сегодня малыш хочет быть клоуном, завтра космонавтом, а послезавтра продавцом мороженого. Такое непостоянство объясняется просто: у детей разные мечты, но они не могут логически объяснить и идентифицировать свои интересы. Понято, что они интересуются всем тем, что их окружает и вызывает приятные эмоции (например, клоуном ребенок хочет стать после посещения цирка, а продавцом мороженого – после семейного похода в парк). Осознанный выбор профессии ребенок может сделать, только начиная с подросткового возраста. В этом возрасте у детей формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, подросток стремится ощутить себя и стать взрослым, тянется к общению со сверстниками; в это время оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее – иными словами, складываются личностные смыслы жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста начать профориентацию. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Интенсивное развитие психики дает возможность ребенку дошкольного возраста сделать важные шаги в приобщении к миру взрослых: сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях и отражению полученных впечатлений в играх. На этой основе происходит первичная социализация ребенка.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Принимая во внимание, важным, первоначальную профессиональную ориентацию дошкольников и учитывая возникающую необходимость в разработке методических материалов в новом направлении дошкольной педагогики, мы разработали содержание непрерывной образовательной деятельности по принципу интеграции отдельных образовательных областей: познавательного развития, художественно – эстетического развития, речевого развития «Швейная фабрика». Тема непосредственной образовательной деятельности была выбрана с приоритетом профориентации о трудовой деятельности на предприятиях родного города.
Цель: ознакомление с трудом работников швейной фабрики; поддержание у детей мотивации к познанию, созиданию, общению; создание условий для самоопределения и самореализации.
Задачи:
обучающие – расширить знания детей о труде взрослых через знакомство с профессиями на швейном производстве: модельера, швеи, закройщика; обогащать словарный запас детей: ввести в словарь существительные, обозначающие профессии: закройщик, модельер, швея; наречия, характеризующие отношение людей к труду: (старательно, слажено, умело); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей: (кроить, шить, моделировать). закреплять имеющиеся навыки в рисовании или аппликации (по выбору ребенком творческой деятельности, связанной с той или иной из предложенных профессий).
развивающие – развивать диалогическую и монологическую формы речи, способности к продуктивному взаимодействию и общению; развивать мышление, восприятие, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру.
воспитательные – воспитать в детях чувство признательности и уважение к чужому труду; интерес к предприятиям родного города и профессиям, необходимым на предприятии; продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности: рисованию, аппликации; воспитывать самостоятельность, активность; воспитывать коммуникативные качества.
1.Основная часть
1.1. Механизм создания разработки:
1 этап: Подготовительный
- написание конспекта организованной образовательной деятельности;
- выбор видео материала для восприятия детьми;
- продумывание условий для самоопределения и самореализации детей;
- подготовка оборудования, материалов и помещения;
- предварительная работа.
2 этап: Основной
- проведение организованной образовательной деятельности с использованием видеозаписи.
3 этап: Заключительный
- анализ результатов;
- отзывы детей.
Продолжительность реализации разработки:
длительность мероприятия: 30 минут
просмотр видеозаписи: 5-6 минут
самостоятельная деятельность: около10 минут
Ожидаемые результаты:
Перенос детьми полученных представлений и освоенных способов в новые ситуации, в игровую деятельность, самостоятельную деятельность.
Расширение представлений о предприятии города Глазова – швейная фабрика «Рабочая марка».
Обогащение опыта дружеских взаимоотношений, эмпатии, общения.
Популяризация первоначальной профессиональной ориентации.
Формирование единого информационного образовательного пространства в группе.
Способы проверки:
Вопросы детей, высказывания и обмен мнениями в беседах. Перенос освоенных детьми способов и полученных знаний в самостоятельную деятельность.
Возможность распространения в других образовательных учреждениях: данная разработка организованная образовательной деятельности и видеоматериал к ней могут быть использованы в других дошкольных образовательных учреждениях независимо от реализуемой примерной основной образовательной программы, а также могут быть полезны учителям начальных классов, студентам педагогических ВУЗов, родителям.
Перспективы дальнейшего развития:
• Активное внедрение ИКТ - технологий в практику работы;
• Разработка мультимедиа материалов для использования в педагогическом процессе по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», а также интеграции этих областей.
1.2. Основная часть
Конспект организованной образовательной деятельности
Форма: непрерывная образовательная деятельность.
Цель: ознакомление с трудом работников швейной фабрики; поддержание у детей мотивации к познанию, созиданию, общению; создание условий для самоопределения и самореализации.
Задачи:
обучающие – расширить знания детей о труде взрослых через знакомство с профессиями на швейном производстве: модельера, швеи, закройщика; обогащать словарный запас детей: ввести в словарь существительные, обозначающие профессии: закройщик, модельер, швея; наречия, характеризующие отношение людей к труду: (старательно, слажено, умело); глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей: (кроить, шить, моделировать). закреплять имеющиеся навыки в рисовании или аппликации (по выбору ребенком творческой деятельности, связанной с той или иной из предложенных профессий).
развивающие – развивать диалогическую и монологическую формы речи, способности к продуктивному взаимодействию и общению; развивать мышление, восприятие, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру.
воспитательные – воспитать в детях чувство признательности и уважение к чужому труду; интерес к предприятиям родного города и профессиям, необходимым на предприятии; продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности: рисованию, аппликации; воспитывать самостоятельность, активность; воспитывать коммуникативные качества.
Участники:
- воспитатель;
- дети старшего дошкольного возраста
Предварительная работа:
Рассматривание коллекции «Ткани»; экспериментирование на выявление свойств тканей (тонкая, плотная и другое); игры на сочетание тканей по цвету; аппликативная деятельность с использованием сочетания ткани и цветной бумаги; раскрашивание изображений одежды в раскрасках; работа с трафаретами и вырезание полученных силуэтов. Чтение детской художественной литературы: сказка И. Ревю «Швейное дело»; стихотворения: Б. Заходер «Портниха», З. Александрова «Игрушки» (Из цветной пушистой байки малышам игрушки шьем…). Рассматривание иллюстративного материала с изображением профессий на швейном производстве, индивидуальные беседы о профессиях.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе: коллекция тканей, коллекция пуговиц, настольно – печатная игра «Одень куклу» (бумажные куклы с одеждой), трафареты, журналы мод, иллюстративный материал с изображением профессий на швейном производстве, куклы в спецодежде (врача и других профессий, которые есть).
Оборудование:
ТСО: ноутбук с аудиоколонками, проектор, экран, видеоматериал «Швейная фабрика «Рабочая марка», аудиозапись: Динамическая пауза «Ани». Материалы для самоопределения и самореализации: Модельерам: альбомные листы, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, клеящие карандаши, готовые вырезанные изображения аксессуаров и украшений (клатчей, сумочек, брошек, бантов и другое). Закройщикам: разные ткани для кройки, шаблоны, ножницы, картон, простые карандаши, мел. Швеям: готовые детали одежды (размера, чтобы вошли на альбомный лист) разных цветов и конфигурации, клеящие карандаши и клей, различные украшения для дополнения одежды: бантики, цветы, пуговицы, гипюр и другое.
Связь с другими областями:
Интеграция образовательных областей: познавательного развития, художественно – эстетического развития, речевого развития. Придумывание моделей одежды, изготовление выкроек одежды, создание одежды и игры с куклами в Центре социально-коммуникативного развития в группе.
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Использование ИКТ |
Введение в ситуацию
|
Организационное приветствие в кругу: Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - Ребята, а вы знаете где и как трудятся ваши родители? (Педагог обсуждает с детьми, где и как трудятся люди).
-Ребята, вы пока не владеете никакими профессиями. У вас все еще впереди. Но, что бы правильно выбрать профессию, став взрослым нужно как можно больше узнавать о труде взрослых. Узнавать о разных профессиях. В нашем городе разные предприятия. Посмотрите это специальный костюм (спецодежда, сшитая на швейной фабрике г. Глазова «Рабочая марка») необходимый для людей с профессией … (по выбору педагога: нефтяника; медицинского специалиста или другой имеющийся в наличии). Как выдумаете, где он сделан? Этот костюм создан для защиты людей во время их профессионального труда. Хотите отправиться туда, где создают такую спецодежду?
|
Ответное приветствие
Дети рассказывают о профессиях папы и мамы; вспоминают другие знакомые им профессии.
Слуховое восприятие; зрительное восприятие.
Предположения детей. Рассматривание костюма. Согласие детей.
|
|
Трансли рование новых знаний
|
Показ видеоматериала
|
Слуховое и зрительное восприятие.
|
Просмотр видеозаписи о предприятии г. Глазова «Рабочая марка»: о том, как создается спецодежда.
|
Актуализация знаний в речи
|
Педагог предлагает, после просмотра видеозаписи, вспомнить, какие профессии нужны на швейной фабрике. Вопросы для активизации впечатлений: «Чем занят модельер на швейной фабрике? Какие предметы-помощники необходимы ему в его труде? Что делает закройщик при создании одежды? Какие предметы-помощники ему необходимы в его труде? Чем занята швея на швейной фабрике? Какие предметы-помощники необходимы в ее труде? Как работают на швейной фабрике люди разных профессий? Есть ли последовательность в создании готовой одежды? Как это происходит?
|
Дети делятся впечатлениями и рассказывают о запомнившихся профессиях: «Модельер моделирует одежду. В своем труде он использует предметы-помощники: карандаши, бумагу и другие. Закройщик умело может кроить. В его труде необходимы: линейка, ножницы, ткань и другие предметы-помощники. Швея старательно умеет шить. В ее труде важно, чтобы были: швейная машина, иголки, нитки. Все на швейной фабрике работают слажено: модельер придумал новую модель одежды. Закройщик стал ее кроить. Затем швея стала ее шить. Готовая одежда сделана всеми вместе, дружно».
|
|
Динамическая пауза
|
Ребята на предприятиях, чтобы люди не уставали сильно, существует производственная зарядка. Давайте отдохнем и тоже сделаем зарядку для здоровья и чтобы отдохнуть. |
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом аудиозаписи: динамической паузы «Ани»
|
|
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка: актуализация знаний и умений в продуктивной деятельности
|
Затем педагог предлагает детям взять на себя роль – ту или иную профессию необходимую для швейного производства: «Ребята, вы уже поняли, что на швейной фабрике все обязанности по созданию одежды распределены между людьми разных профессий. Модельер придумывает и рисует одежду: моделирует. Закройщик делает выкройки деталей одежды, умело кроит. Швея старательно шьет различные детали одежды или сшивает все детали вместе. Вместе они работают слажено, дружно. Давайте представим, что у нас в группе тоже своя небольшая швейная фабрика. Кто- то выберет профессию модельера и нарисует эскизы новой одежды. Кто-то будет закройщиком и будет по шаблону обводить детали одежды и вырезать их. А кто-то станет швеей и из готовых деталей соберет целое: платье, рубашку или другую одежду, а может спецодежду для какой-либо профессии. Открываем фабрику?
|
Согласие детей. Дети распределяются по желанию, по выбранной профессии между тремя рабочими местами (сгруппированными столами) с заранее приготовленными материалами и оборудованием. И осуществляют творческую деятельность: рисуют, вырезают, наклеивают в зависимости от выбранной профессии. Обмениваются впечатлениями, делятся мнениями.
|
|
Осмысление |
Посмотрим, что создали модельеры, закройщики и швеи. Все вместе мы трудились слажено и старательно. (В дальнейшем созданные детьми эскизы; готовые детали и силуэты одежды используются для творческих игр в самостоятельной деятельности).
Обобщение полученных представлений: Ребята, рабочий день на нашей швейной фабрике закончился. Сегодня вы много узнали о труде на швейной фабрике. Поделитесь впечатлениями о швейной фабрике, что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Скажите, для чего нужны швейные фабрики?
|
Дети рассматривают работы друг друга. Высказываются.
Ответы на вопросы. Обобщение полученных представлений. Высказывания детей.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников:
1. fulledu.ru (Портал образования)
2. mii – info.ru (Гармония внутри - психологический портал)
Приложение
· Видеоматериал о швейной фабрике города Глазова «Рабочая марка»:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=684&v=aVs10HpOD0o&feature=emb_logo
· Аудиофайл с динамической паузой «Ани» (inkompmusic.ru)