Сообщение Тема: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей дошкольного возраста» из опыта работы"

Петрушина Юлия Александровна, воспитатель

МБДОУ ЦРР детский сад №48

ЕАО, г.Биробиджан

 


 

Театр – одно из ярких эмоциональных средств,
формирующих вкус у детей, если с младшего возраста
окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать
мир прекрасным.
А. Богуш.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок  входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В детском саду происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильной разговорной речи и мышления.

Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

Игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы дошкольной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Актуальность проблемы формирования речевого развития обусловлена потребностью детей в театрализованных играх. Театрализованные игры позволяют решать проблемы по развитию речи. 

Театрализованная игра – один из ведущих в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет.

Вместе с тем в настоящий момент, в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры для развития речевой деятельности используется недостаточно. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Реализуя опыт работы по данному направлению, я сделала для себя вывод, что театрализованная деятельность является привлекательным занятием для дошколят. С ее помощью расширяется словарный запас, налаживаются уважительные отношения между детьми, совершенствуется диалогическая и монологическая речь, совершенствуется интонационная выразительность речи, пластика движений, создаются ситуации успеха для всех детей.

Мною была определена цель работы речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Данная цель реализовалась посредством следующих задач:

1)                развитие связной монологической и диалогической речи;

2)                развитие звуковой культуры речи;

3)                воспитание привычки публичной речи;

4)                обогащение, уточнение и активизация словаря;

5)                формирование грамматических навыков.

Прежде чем начать практическую работу с детьми по данному направлению я изучила методическую литературу по этой проблеме.

Мной был составлен перспективный план работы с детьми по ознакомлению с театрализованными играми для развития речи для всех возрастных групп.

Хочу отметить, важно при планировании театрализованной деятельности с детьми с целью развития речи учитывать следующие факторы:

- возрастные и индивидуальные особенности;

- доступность;

- постепенное усложнение;

- систематичность.

Считаю, что содержание театрализованных занятий с целью развития речевой деятельности детей дошкольного возраста должно включать в себя:

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной

- упражнения по социально-эмоциональному раз­витию детей коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гим­настика);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

- упражнения на развитие выразительной мими­ки, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды

- отдельные упражнения по этике во время драма­тизации;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнооб­разных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и сред­ствами ее драматизации - жестом, мимикой, дви­жением, костюмом, декорациями (реквизит), ми­зансценой и т.д.

Безусловно, что в театрализованной деятельности ог­ромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованная деятельность должна выполнять одно­временно познавательную, воспитательную и развиваю­щую функции.

Работу по данному направлению я начала со второй младшей группы. В начале учебного года я познакомила детей с понятием театр. Хорошим наглядным примером был приехавший к нам в ДОУ кукольный театр «Кудесник». Дети с интересом смотрели кукольный театр, эмоционально реагировали. Отвечали на вопросы, участвовали в беседе после просмотра спектакля.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Читала и обсуждала с детьми сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»

С целью закрепления знаний о русских народных сказках использовала дидактические игры: «Кто за кем», «Найди героев сказки», «Выкладывание пазлов по сказке», «Собери из кубиков сказку», «Найди тень», «Сколько яиц», «Теремок», «Сказки», «Разложи по порядку». Что позволило закрепить знания детей о сказках, а также способствовало речевому развитию и познавательных процессов младших дошкольников. 

Загадывала загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают и различают сюжеты сказок, действия в сказках сказочных персонажей.

  Вместе с детьми рассматривали иллюстрации к сказкам и пытались воспроизвести сказку рассказывая ее по картине, а также с использованием настольного театра, тем самым обогащая словарь детей и развивая грамматический строй речи, диалогическую и связную речь.

В месте с детьми были разучены физминутки и подвижные игры. Что позволило закрепить знания о сказках, а также способствовало развитию памяти, речи и внимания, координацию движения при изображении повадок персонажа. Это вызвало положительные эмоции у детей. Во второй половине дня организовывала с детьми кукольные представления для «зрителей». В самостоятельной деятельности ребята сами имели возможность выбрать любой вид театра для разыгрывания.

В средней группе учила детей инсценировать небольшие сказки, предварительно уделяя внимание каждому персонажу. Обращала внимание на его поступки, его характер, настроение, отличительные особенности. Много времени уделяла средствам интонационной выразительности, мимике, жестам. С детьми играли в игры «Найди героев сказки», «Найди героиню сказки», «Собери и расскажи сказку». Что способствовало усвоению литературного материала, вниманию, памяти, развитию речи детей. 

Также с детьми проигрывали упражнения – этюд «Изобрази героя сказки», где дети с большим интересом изображали героев. Использовали выразительные средства – мимику, жест, испытывали чувство радости, гордость, когда сверстники узнавали изображаемого персонажа.

Также в рамках опыта работы был реализован проект по сказке Ш.Перро «Красная Шапочка».

Цель проекта:

Приобщать к сказке Ш.Перро «Красная шапочка» по средствам различных видов театра. Формировать у детей интерес к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей среднего дошкольного возраста средствами театрально – игровой деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.

В рамках проектов был организован семейный конкурс на лучшее изготовление театра по сказке Ш.Перро «Красная шапочка». Родители с удовольствием принимали участие, проявили творческий подход, воображение и изготовили разнообразные виды театра, которые в последствии я использовала в работе с детьми в рамках реализации проекта. Сначала вместе с детьми, а в дальнейшем дети самостоятельно с удовольствием разыгрывали сказку Ш.Перро «Красную шапочку» с использованием различных видов театра изготовленные вместе с мамой и папой, что явилось дополнительной мотивацией к участию в театрализованной деятельности.

Использовала настольный объемный театр, пальчиковый театр, конусный театр, театр бибабо», тростевой театр, плоскостной театр, теневой театр.

При разыгрывании театрализованной постановки обращала внимание на интонацию выразительность речи, силу голоса, темп речи.

В старшей группе для развития речи по средством театрализованной деятельности использовала более сложные упражнения. Для развития дикции я использовала скороговорки, словесные игры «Подскажи словечко», упражнение «Скажи голосом персонажа». С целью развития речи, воображения, мышления, памяти предлагала детям придумать другой конец сказки и рассказать его.

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительной пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

  Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло – холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Обиделись.

9. Мне грустно.

10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

Результатом работы в конце старшей группы стало то, что дети научились с легкостью рассказывать сказки по иллюстрациям, использовать различные виды театров и участвовать в театрализации, быть эмоциональными, раскованными, свободно использовать выразительные средства (речь, мимику, жесты). Дети могут определять, положительных и отрицательных героев. Научились сопереживать слабому.

В группе была создана предметно - пространственная развивающая среда по театрализованным играм. Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребенок легко включался в игровую ситуацию. Материалы театральной зоны периодически обновляются, ориентированы на интересы разных детей.

Совместно с родителями изготовили к различным сказкам шапочки животных, атрибуты, костюмы, маски, реквизит. Обновила театральную ширму и декорации. Собрала виды театров:  пальчиковый театр, плоскостной театр, магнитный театр, вязаный театр, шапочный театр, бутылочный театр, театр папь – маше, платочный театр.

Дополнила книжный уголок новыми книгами. Создала уголок развития речи и оснастила его тематическими альбомами, сюжетными картинками, настольно-печатными играми (кубики, пазлы), картотеками пальчиковых игр и артикуляционных упражнений.

Во всех возрастных группах в творческой мастерской дети совместно со взрослым делали аппликации из салфеток и пшена изображая сюжеты знакомых сказок, разукрашивали карандашами и красками, лепили героев сказок.   

В своей работе я включила театрализованные игры в сюжетно ролевые игры. Где дети продавали и покупали билеты для посещения театра «Кудесник». Детям очень нравится играть в театрализованные игры. Они вызывают у детей положительные и эмоциональные эмоции

Работа по данному направлению отражена также в работе с родителями с целью достижения положительного результата. Прежде чем начать работу с родителями, мною было проведено анкетирование, которое помогла выявить, как часто родители читают сказки своим детям,  играют ли они с ребенком дома в театрализованные игры и т.д. Оказалось, что родители не достаточно используют данную игровую деятельность с детьми в семье.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст родителей.

С целью привлечения внимания родителей по данному направлению были проведены консультации «Значение театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста», «Театрализованная деятельность в семье и детском саду», «Театр и родители». В раздевальной комнате был оформлен красочный наглядно информационный материал по теме   «Играем в театр с родителями», «Развиваем воображение и речь по средствам театрализованных игр». 

Работа по данному направлению была включена в темы родительских собраний, заседаний родительских клубов.

Также в дни открытых дверей для родителей были показаны развлечения с элементами театрализации по теме «Путешествие в сказку» 2 младшая группа, «Теремок и правила дорожного движения» в старшей группе. Ребятам очень нравилось путешествовать по сказкам, перевоплощаться в героев, говорить голосом персонажей, изображать мимикой и жестами выбранного героя, отвечать на вопросы, узнавать героев, играть с ними. Это вызвало положительные эмоции и бодрое настроение у детей и родителей.

Результат проделанной работы:

 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

-Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

- Расширились представления детей об окружающей действительности.

-Повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей.

 -Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развиты память, на хорошем уровне мышление, воображение, внимание детей.

-Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки

-Появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей.

-Появилось осознанное поведение и общение в обществе.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

 

Подводя итог, хочется сказать, что я не буду останавливаться на достигнутом и продолжу свою работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность и в подготовительной к школе группе.